ЦЕЛЬ: Организация коммуникативно-ролевого общения в рамках дискуссии об ораторском искусстве. Диалогизация отношений в учебной группе и актуализация навыков самораскрытия и самоприятия.
Задание № 2. Проанализируйте высказывание Цицерона, определите, в чем состоит сложный характер взаимоотношений оратора и аудитории:
Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы говорим, столько раз над нами совершается суд;
…Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.
Диктант. Дискуссия.
Устные сообщения студентов по теме: “Идеальный оратор”. Регламент выступления 5 минут.
Задание № 3. Опишите любой предмет, используя риторические средства и называя их.
Образец: безногий стул (оксюморон);
Сидеть или не сидеть? (риторический вопрос);
Стул – это предмет мебели (топос определения).
Письменная работа. Устный опрос.
Задание № 4. В данном тексте найдите и назовите различные виды уловок в споре.
В деревню к матери приехал в отпуск кандидат филологических наук с женой. Здесь же проживает Глеб Капустин, который славится тем, что “срезает” в разговоре приезжих знаменитостей.
Вечером, после работы, переодевшись, он приходит в дом вместе деревенскими мужиками, которые ждут нового развлечения.
- В какой области выявляете себя? – спросил Глеб.
- Где работаю, что ли?
- Да.
- На филфаке.
- Философия?
- Не совсем…
- Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была философия. – Ну, и как насчет первичности?
- Какой первичности? – не понял кандидат.
- Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку.
- Как всегда. Материя первична…
- А дух?
- А дух вторичен. А что?
- …Как сейчас философия определяет понятие невесомости?
- Как всегда определяла. Почему сейчас?
- Но явление-то открыто недавно, поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит так, стратегическая философия – совершенно иначе.
- Да нет такой философии – стратегической.
- Допустим, но есть диалектика природы. А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?
- Давайте установим, - серьезно заметил кандидат, - о чем мы говорим?
- Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера:
- Да нет такой проблемы! – сплеча рубанул кандидат.
- Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче, - добавил Глеб. – Проблемы нету, а эти… - Глеб показал руками что-то замысловатое, - танцуют, звенят бубенчиками… Да? Но при желании… - Глеб повторил: - При же-ла-нии - их как бы нету. Потому что если… Хорошо! Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?..
- Послушайте!
- Да мы уже послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, товарищ кандидат, что кандидатство – это ведь не костюм, который купил раз и навсегда. Но даже костюм надо иногда чистить…
(по рассказу В.М.Шукшина “Срезал”)
Чтение. Критический анализ.
Задание № 5. Письменно составьте самое длинное обращение к аудитории, не затрагивая фактор “внешний вид”. Продумайте и осуществите Ваш способ произнесения, учитывая тембр, темп, интонацию и громкость речи.
Письменная работа. Устный опрос.
Риторический тренинг.
1. Ваши переговоры с фирмой закончились безрезультатно. Напишите и произнесите фразу (фразы), которой Вы завершите переговоры.
2. Вам поручили вести переговоры с международной фирмой. Составьте план подготовки к переговорам, напишите его в виде вопросительных или назывных предложений. Необходимо выяснить место, время ведения переговоров, обратить внимание на события, на фоне которых будут проводиться переговоры, национальные особенности и традиции противоположной стороны.