Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационно-методические указания



Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин российского высшего образования.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении мировой и отечественной литературы, философии, культурологии. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов: «Отечественная история», «Этика и эстетика», «Политология», «Социология», «Психология», «История мировой экономики», «История права», «История мировой художественной культуры», «История и культура Санкт-Петербурга», «История и теория религии». Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Дисциплина читается студентам всех форм обучения всех специальностей (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий).

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается на 1 курсе в течение одного семестра.

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

На лекциях: рассматриваются узловые, проблемные темы курса:вопросы динамики норм русского литературного языка, система функциональных стилей русского языка, культура деловой речи, культура дискутивно-полемической речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы.

На практических занятиях: студенты самостоятельно излагают изученный материал, учатся свободно оперировать понятиями и терминами, излагают и оценивают различные точки зрения по темам, выступают с сообщениями, обсуждают дискуссионные вопросы, выполняют упражнения по грамматике, орфоэпии, участвуют в риторическом тренинге. На занятиях применяются активные формы и методы обучения (предполагается работа студентов в позиции читателя, слушателя критика, ритора-эксперта, работа в позиции автора идеи и текста); проводится опрос, по итогам которого выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний.

Во время самостоятельной работы студенты изучают необходимую для понимания курса основную и дополнительную литературу, готовятся к докладам и сообщения, выполняют задания в письменной форме. Знакомятся с образцовыми текстами, авторами которых являются В.В.Виноградов, Д.С.Лихачев, А.И.Солженицын и другие. Самостоятельная работа студента должна быть постоянно действующей системой. Помимо воспитания навыков работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru. Составной частью самостоятельной работы студентов является подготовка к зачету.

Студенты заочной формы обучения самостоятельной работе уделяют значительно больше внимания. За время изучения курса студенты слушают установочные лекции, самостоятельно изучают рекомендованную литературу.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, работы в микрогруппах, проверки письменных работ разных видов (контрольная работа, диктант, пунктуационный практикум, создание текста определенного жанра).

Рубежный контроль проводится в форме выборочного тестирования по отдельным темам.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по всем темам дисциплины.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи

Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины; построение и последовательность обучения; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка - от начала письменности до конца XVII в. (церковнославянско-русская диглоссия);

· эпоха реформ Петра Великого;

· XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.С. Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);

· А.С. Пушкин и его эпоха (роль А.С. Пушкина в выявлении и раскрытии стилистических свойств русского языка);

· XIX в. и начало ХХ в.

· 1917 - 2000 гг.

Специфика культуры речи как научной дисциплины. Центральные проблемы:1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и проблема лингвистического прогноза.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.