Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин российского высшего образования.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении мировой и отечественной литературы, философии, культурологии. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов: «Отечественная история», «Этика и эстетика», «Политология», «Социология», «Психология», «История мировой экономики», «История права», «История мировой художественной культуры», «История и культура Санкт-Петербурга», «История и теория религии». Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Дисциплина читается студентам всех форм обучения всех специальностей (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий).
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается на 1 курсе в течение одного семестра.
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
На лекциях: рассматриваются узловые, проблемные темы курса:вопросы динамики норм русского литературного языка, система функциональных стилей русского языка, культура деловой речи, культура дискутивно-полемической речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы.
На практических занятиях: студенты самостоятельно излагают изученный материал, учатся свободно оперировать понятиями и терминами, излагают и оценивают различные точки зрения по темам, выступают с сообщениями, обсуждают дискуссионные вопросы, выполняют упражнения по грамматике, орфоэпии, участвуют в риторическом тренинге. На занятиях применяются активные формы и методы обучения (предполагается работа студентов в позиции читателя, слушателя критика, ритора-эксперта, работа в позиции автора идеи и текста); проводится опрос, по итогам которого выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний.
Во время самостоятельной работы студенты изучают необходимую для понимания курса основную и дополнительную литературу, готовятся к докладам и сообщения, выполняют задания в письменной форме. Знакомятся с образцовыми текстами, авторами которых являются В.В.Виноградов, Д.С.Лихачев, А.И.Солженицын и другие. Самостоятельная работа студента должна быть постоянно действующей системой. Помимо воспитания навыков работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru. Составной частью самостоятельной работы студентов является подготовка к зачету.
Студенты заочной формы обучения самостоятельной работе уделяют значительно больше внимания. За время изучения курса студенты слушают установочные лекции, самостоятельно изучают рекомендованную литературу.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, работы в микрогруппах, проверки письменных работ разных видов (контрольная работа, диктант, пунктуационный практикум, создание текста определенного жанра).
Рубежный контроль проводится в форме выборочного тестирования по отдельным темам.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по всем темам дисциплины.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи
Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины; построение и последовательность обучения; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка - от начала письменности до конца XVII в. (церковнославянско-русская диглоссия);
· эпоха реформ Петра Великого;
· XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.С. Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);
· А.С. Пушкин и его эпоха (роль А.С. Пушкина в выявлении и раскрытии стилистических свойств русского языка);
· XIX в. и начало ХХ в.
· 1917 - 2000 гг.
Специфика культуры речи как научной дисциплины. Центральные проблемы:1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и проблема лингвистического прогноза.