Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ



В структуре учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выделяются следующие компоненты: 1) целевой компонент: обучение приемам создания действенной, целесообразной, гармонизирующей речи, развитие профессионально-речевой компетенции, воспитание сильной языковой личности; 2) содержательный компонент: определенный учебными программами и пособиями научно обоснованный объем знаний, умений, навыков; 3) контрольно-регулировочный компонент: индивидуальные и групповые выступления, письменные, самостоятельные и творческие работы, тестирование, зачет.

Практические занятия – важнейшая составная часть дисциплины «Русский язык и культура речи». Деление на теоретические (лекционные) и практические блоки а данном случае достаточно условно. Более того, важнейшая задача дисциплины - эстетическое воспитание средствами самого предмета – должна быть реализована в речи преподавателя и в подборе дидактических материалов. Процесс наблюдения за деятельностью преподавателя – это анализ тех моделей, которая впоследствии будет либо воспроизведены, либо отторгнуты студентами в речевом общении. Наблюдение за преподавателем во время лекции дает студентам возможность оценить такие качества речи говорящего, как коммуникативная направленность, «адресность» изложения (осуществление зрительного и голосового контакта).

Взрослый субъект образования, особенно в ситуации выбора (система дополнительного, второго высшего образования), как правило, испытывает трудности психологического характера. Взрослая аудитория, имеющая разнообразный образовательный опыт, крайне критично и избирательно относится к формам и способам обучения, особенно в вопросах, требующих практического освоения (например, пунктуационный практикум или риторический тренинг). Специфика предмета и учебной ситуации оправдывает применение в ходе практического занятия таких педагогических технологий, как: чтение и письмо для развития критического мышления, работа в малых группах.

Включение в структуру занятия рефлексивного этапа позволяет при необходимости корректировать стратегию и тактику работы над речевой самопрезентацией специалиста. Спсобность к диалогу и открытость собеседнику – этическая позиция всех участников общения: студентов и преподавателей.

Риторика порицания – это неизбежный компонент общения в рамках данной учебной дисциплины; студенту необходимы оценка и анализ его речевых произведений, предупреждение ошибки. Тренинг техники речи (например, произнесение чистоговорки «Сам алый сахарный,//А кафтан зеленый бархатный»), сопряженный с нормативным показом звучания и повтором упражнения, ставит обоих участников занятия в жесткую позицию, которая отличается крайней неравноправностью отношений и действий. Но на практических занятиях преподаватель нередко отказывается от позиции лидера в аудитории и становится участником. На практических занятиях рекомендовано применение методики оперантного научения, когда речевое поведение говорящего в самом процессе речи получает одобрение и поддержку преподавателя (взгляд, улыбка, кивок головы, жест). Такое поведение способствует раскрытию личности учащегося, создает благоприятную атмосферу для обучения и развития творческого начала в каждом участнике процесса.

Созданию творческой атмосферы способствует такая форма занятий, как беседа, где каждый имеет право высказать свое мнение, а также имеет право на ошибку. Особенно важно, чтобы студенты получили модель поведения в споре. Важно, чтобы студенты узнали либо опознали эффективную и интеллигентную модель поведения: открытое признание правоты другого, доброжелательное отношение к победителю, шутка над собой. В процессе обучения совершенствуется не только студент, но и преподаватель: в каждом из них утверждаются открытость, оптимизм, терпимость и дружелюбие.

На практических занятиях студенты самостоятельно излагают изученный материал, учатся свободно оперировать понятиями и терминами, излагают и оценивают различные точки зрения по темам, выступают с докладами и сообщениями, обсуждают дискуссионные вопросы. Форма обучения (практическое занятие) диктует активные формы и методы. Активность преподавателя и студента различается в зависимости от вида деятельности (объяснение, упражнения, демонстрация//показ).

Успеху в обучении может способствовать дополнительная самостоятельная (индивидуальная) работа студентов в лаборатории, оборудованной видеокамерой и телевизором. Студенты могут видеть результаты своего говорения, осмысленно выполнять упражнения, рекомендованные преподавателем. В ходе риторического тренинга студенты могут использовать для съемки видеокамеры своих мобильных телефонов. Важно, чтобы были запечатлены «риторические провалы» и риторические успехи.

Практическое занятее имеет три цели: воспитательная, развивающая, образовательная; допустимо логическое объединение развивающей и образовательной целей. В середине 80-х годов ХХ века в российской методике преподавания языка произошли изменения: перечень целевых установок дополнился пунктом «практическая (коммуникативная) цель». Коммуникативный аспект доминирует в вузовском преподавании как иностранного, так и родного языка. Цель практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» (12 академических часов) – приобщить студентов к законам и технологиям гармонизирующего диалогического взаимодействия в учебной, профессиональной и социальной деятельности.

Студенты, не выполнившие либо выполнившие неудовлетворительно отдельные задания, предусмотренные для практических занятий, а также пропустившие и своевременно не выполнившие задания для самостоятельной работы, обязаны отработать свои задолженности в дни, установленные кафедрой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.