Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



Cамостоятельная работа студентов нацелена, как известно, на расширение научного кругозора, она способствует формированию и развитию навыков по поиску и извлечению необходимой информации (будь то библиотечный каталог или работа в Интернете), а также вырабатывает умение творчески использовать данную информацию.

В ходе подготовки к практическому занятию студенту рекомендуется:

- ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебников и учебных пособий, заявленных в плане практического занятия;

- изучить источники и научные публикации по теме, в том числе и публикации преподавателей, работающих в вузе;

- в случае необходимости – законспектировать наиболее важные положения из изученных материалов в специально подготовленную для этого тетрадь.

Возможно использование и ресурсов Итеренета, но не в качестве единственного источника, с обязательным указанием сайта.

Выступление студента на практическом занятии должно быть кратким и четким, по существу обсуждаемой проблемы, самостоятельным и свободным.

К цитатам из рекомендованных источников необходимо обращаться в случаях, если это требуется как аргумент для подтверждения высказываемой позиции. При этом необходимо, как минимум, называть автора цитируемого источника. После основного выступления по вопросу приветствуются дополнения, поправки к содержанию прозвучавшего выступления, приветствуется продуктивная дискуссия.

Известно, что специалисты условно выделяют четыре основных разновидности публичных выступлений с точки зрения формы подготовленности: экспромт; речь, заученная наизусть; речь, прочитанная с листа и имповизированное выступление. Самой действенной является речь, прочитанная с листа, так как здесь продумано каждое слово. Самой эффективной, с точки зрения воздействия на аудиторию, является импровизация, которая дает возможности оценивать деловые и личные качества оратора.

Необходимо строго придерживаться объявленного на практическом занятии регламента. У некоторых народов Африки выступающий мог говорить столько, сколько он простоит на одной ноге. Очень важным является количество слов, из которых состоит фраза. Фраза из 10-13 слов воспринимается очень хорошо, из 14-18 слов хорошо, из 25-30 – с трудом.

Секрет успешного выступления – «одержимость» темой, страстное желание увлечь ею слушателей. Однако к публичной речи нужно готовиться. Известный оратор Вебстер говорит, что «выйти на публику неподготовленным – это все равно, что предстать перед ней полуодетым». При публичном выступлении очень большую роль играет манера выступления, внешний вид, жесты, дикция. В выступлении должна быть индивидуальность.

Условием хорошего выступления является также обилие резервного материала, чтобы у слушателей не осталось ощущения исчерпанности материала, так как одной из основных задач устного выступления является привлечение внимания к предмету.

Чаще всего студентами используется такая форма подготовки к выступлению как реферат. Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии.

При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. В случае если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.

Самостоятельная работа включает работу студентов с текстами различных типов не только в нормативном, но и коммуникативно-прагматическом аспекте культуры речи.

Культура аргументации – направление в обучении, которое помогает студентам оценить логические, социолингвистические, паралингвистические и экстралингвистические составляющие стратегии воздействия.

Исходя из того, что каждому студенту предстоит работа над курсовыми проектами, дипломной работой, а в профессиональной деятельности потребуется умение работать с документами, особое внимание должно уделяться целенаправленному освоению особенностей научного стиля, технологии написания квалификационной работы, научного доклада, делового письма.

В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению дисциплины очевидно. Овладение не только нормами современного русского литературного языка, но и овладение искусством слова зависит, прежде всего, от самого обучающегося, от его усилий и стараний. Благодаря самоанализу, самонаблюдению, самоконтролю и упражнению в различных видах и типах речи студент развивает свои коммуникативные качества и себя как личность.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговый контроль по дисциплине.

Текущий контроль проводится в ходе практических занятий в форме устного опроса, сообщений, письменных работ разных видов.

Промежуточная аттестация предусматривает проверочный тест (ниже приводится вариант для самопроверки), отчет по выполнению заданий во внеаудиторное время (самостоятельная работа студентов), учет посещаемости занятий.

Итоговый контроль по дисциплине имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине, проводится в форме зачета по вопросам.

5.1. Контрольные вопросы для зачета

1. Функции языка и функции речи.

2. Культура речи. Риторика. Стилистика. Общее и различия.

3. Русский литературный язык. Понятие нормы.

4. Типология словарей русского языка.

5. Русский литературный язык и его функциональные разновидности.

6. Формы речи. Условия успешного общения.

7. Культура спора. Разновидности спора.

8. Приемы подготовки ораторской речи.

9. Нелитературные разновидности русского языка (жаргон, сленг, диалект и др.).

10. Лексическая сочетаемость. Плеоназм. Тавтология. Паронимы.

11. Фразеологические средства русского языка, ошибки в использовании фразеологизмов.

12. Невербальные средства коммуникации.

13. Произношение. Параметры и требования.

14. Проблемы речевой культуры специалиста.

15. Проблема влияния Интернета на современную речевую культуру.

16. Русский речевой этикет. Правила и этикетные формулы.

17. Сетевой этикет. Жанр чата.

18. Официально деловой стиль. Приемы унификации текстов.

19. Ударение. Виды ударений. Ударение в глагольных формах.

20. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

21. Экспрессивность речи и средства ее выразительности.

22. Научный стиль. Виды компрессии текста.

23. Образ оратора.

24. Условия успешного публичного выступления.

25. Культура цитирования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.