Гуманитаризация современного образования – это одно из важнейших направлений реформы высшей школы. В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от успешности диалога культур. В контексте философской концепции экзистенциального диалога М.М.Бахтина, где диалог рассматривается как духовное общение, где каждый участник стремиться открыть себя Другому, понять уникальный мир Другого и через Другого открыть самого себя, особое значение приобретает нравственное воспитание личности.
Дисциплина гуманитарного цикла «Русский язык и культура речи», призвана сформировать у студентов представление о роли и значении языка в духовной культуре человечества.
Учебный курс «Русский язык и культура речи» сегодня обретает особую актуальность в силу своего интегрального (междисциплинарного) характера. Только интегративный подход способен обеспечить целостность образовательного процесса и, в итоге, подготовку конкурентноспособного специалиста, обладающего системным мышлением и вооруженного общей интегральной методологией профессиональной деятельности. Культура речи – необходимый показатель подготовки специалиста, а также показатель культуры мышления, общей культуры.
Профессиональная подготовка современных специалистов актуализирует вопрос самопрезентации профессионала и способов дальнейшего самопродвижения по карьерной лестнице и жизненному пути в целом. Для решения данной задачи в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» целесообразно обращение к опыту имиджелогии – области научно-практического знания в системе наук о человеке, связанной с рядом коммуникативных дисциплин (психологией, риторикой, лингвистикой, педагогикой и др.). Имидж-риторический компонент в целом служит делу гуманитаризации общества, а развитие речекоммуникативных умений в системе непрерывного образования способствует становлению отношений ценностно-смыслового равенства людей в диалоге, развитию субъективности как качеству личности взрослых людей.
Важнейший аспект преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» - языковая подготовка оратора, формирование у студентов навыка постоянного речевого самосовершенствования. В условиях новой России (реформы экономики, бурное развитие предпринимательства, компьютеризация различных сфер человеческой деятельности) любой продукт деятельности человека связан с использованием ресурсов языка. Специалист должен обладать такими коммуникативными навыками, как организация общения и связи между индивидами, координация приема и передачи информации, согласование оценок и процессов внимания. Эффективное владение словом необходимо современному человеку и в случае выступления перед аудиторией.
Дисциплина «Русский язык и культура речи», кроме обращения к следующим проблемам: улучшение орфографической и пунктуационной грамотности, формирование навыков самостоятельной работы с источниками, ортологическими словарями, обращается к языковым фактам текущей действительности и способствует выработке критического отношения к отдельным языковым единицам, современным этикетным формам и средствам создания выразительности речи. Принципиальная критичность оценки осознается как закономерный результат погружения в языковую среду и мотивируется отсутствием сложившейся академической оценки в форме словарной статьи или словарной пометы. Следует подчеркнуть, что в современном российском обществе свобода слова осознается как одна из высших ценностей.
Знания, полученные студентами должны способствовать самостоятельному выбору студентами мировоззренческой позиции, формированию культурных ориентаций и установок, т.о. обеспечить ориентацию обучения на гуманитарные потребности личности.