Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды подведомственности. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции



В любом обществе, в различных сферах его деятельности возникают споры о праве. С целью быстрого и эффективного рассмотрения правовых конфликтов и защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов государство устанавливает систему органов, должностных лиц и общественных организаций, правомочных рассматривать споры о праве.

Согласно ст. 10 ГК РБ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом общей юрисдикции, хозяйственным или третейским судом, а также в административном порядке.

Должностные лица, государственные органы, суды и общественные организации могут принимать к рассмотрению только подведомственные им споры.

Термин «подведомственность» имеет несколько значений. Подведомственность можно рассматривать в широком смысле слова как общую компетенцию госоргана или должностного лица решать определенный законодательством перечень вопросов. Подведомственность можно определять и в отношении конкретного правового спора в смысле решения вопроса, в каком органе либо каким должностным лицом может быть рассмотрен этот спор. Кроме этого, выделяют и подведомственность судов общей юрисдикции. Судебная подведомственность рассматривается в широком и узком понимании.

Подведомственность судов общей юрисдикции в широком плане – это право и обязанность суда рассматривать и разрешать уголовные дела, административные проступки и гражданские правонарушения.

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции –это юридические свойства споров о материальном праве и других дел, установленные в законодательстве, согласно которым споры и дела подлежат рассмотрению и разрешению в этих судах.

Процессуальная наука и законодательство выделяют несколько видов подведомственности.

В зависимости от субъекта, правомочного разрешить спор, бывает судебная, административная и общественная подведомственности.

С учетом характера правоотношений отличают судебную подведомственность дел искового производства (п.п.1-2 ч.1 ст.37 ГПК); подведомственность дел, вытекающих из административно-управленческих правоотношений (п.3 ч.1 ст.37 ГПК РБ), подведомственность дел приказного и особого производств (п.4 ч.1 ст.37 ГПК РБ и п.5 ч.1 ст.37 ГПК).

В зависимости от юрисдикционных органов, правомочных разрешать дела, подведомственность подразделяют на исключительную или множественную.

Исключительно судам подведомственны дела о признании забастовки незаконной, о расторжении брака (ст. 395 ТК, ст. 36 КоБС).

Множественная подведомственность, в зависимости от способа определения юрисдикционного органа подразделяется на альтернативную, императивную, договорную и условную.

Выделяется также подведомственность по связи дел. Так, если одновременно заявляются несколько требований, среди которых хотя бы одно подведомственно суду общей юрисдикции, а иные иным судам или органам, то все требования рассматриваются в суде общей юрисдикции (ст. 38 ГПК).

Подведомственность определяется судом при рассмотрении вопроса о возбуждении дела (ст. 40 ГПК). Вступившее в законную силу постановление суда о подведомственности обязательно к исполнению другими судами, госорганами и организациями, указанными в постановлении. Однако они вправе ставить вопрос перед вышестоящими судами об отмене постановления суда о подведомственности (ст.41 ГПК).

Общие правила подведомственности дел судам общей юрисдикции закреплены в ст.37 ГПК.

Судам подведомственны дела:

1. возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, природоохранных отношений, если хотя бы одной стороной является гражданин;

2. возникающие из административно-управленческих отношений согласно перечню ст.335ГПК;

3. особого производства, перечисленные в ст.361 ГПК;

4. приказного производства, указанные в ст.394 ГПК;

5. по спорам юридических лиц и иные дела, указанные в законодательстве.

Таким образом, ст.37 ГПК устанавливает три общих критерия определения подведомственности дел суду общей юрисдикции: наличие спора о праве, субъектный состав сторон и содержание пора. Помимо этого, в качестве четвертого критерия может выступать наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленных законодательством.

Разграничение подведомственности дел между судами общей юрисдикции и иными юрисдикционными органами осуществляется достаточно успешно. Определенные трудности в правоприменительной практике вызывают разграничение подведомственности между общим и хозяйственными судами.

Для разграничения подведомственности между этими судебными органами судьи руководствуются ст.37 ГПК РБ и ст.27 ХПК РБ, другими законодательными актами, а также совместными постановлениями Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ по этому вопросу (№ 4/3 от 22 июня 2000г. с изм. и доп. от 25 марта 2004г. № 2/6).

В постановлении, в частности, разъясняется, что по общему правилу хозяйственным судам подведомственны хозяйственные, экономические споры, если сторонами являются юридические лица.

Хозяйственный суд рассматривает и дела, если одной из сторон выступает и гражданин-предприниматель при условии, что спор связан с предпринимательской деятельностью.

При определении подведомственности дел третейским и товарищеским судам каких-либо затруднений не возникает. В соответствии со ст.1 Положения о третейском суде (Приложение №3 к ГПК) граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор. Иные, в том числе и вытекающие из трудовых и семейных правоотношений споры не подведомственны третейским судам.

Кроме того, ст.4 Закона Беларуси «О международном арбитражном (третейском) суде» предоставляет возможность любым субъектам права передавать на разрешение постоянно действующего Международного арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате РБ споры, возникаюшие при осуществлении внешнеторговых и иных международных связей при условии, что хотя бы одна из сторон имеет место жительства или место проживания за границей.

Что касается подведомственности гражданских дел товарищеским судам, то действующие ГК и ГПК не относят эти суды в качестве органов, осуществляющих защиту нарушенного права.

Вместе с тем, ст.ст.164 и 245 ГПК допускают возможность рассмотрения дел и товарищескими судами. Компетенция этих судов определяется на основании Положения о товарищеских судах, утвержденного Президиумом Верховного Совета БССР в 1997г. Это Положение существенно устарело и в последние годы отсутствует практика деятельности товарищеских судов. Однако заметим, что к настоящему времени не уживается в нашей правоприменительной практике и деятельность третейских судов, создаваемых на время рассмотрения отдельных споров.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.