Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА: ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ,



СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ.

Нарушение осанки.

Сколиоз.

Плоскостопие.

Осанка.

Осанка это привычное положение тела непринужденно сто­ящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясель­ном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А.Ивановой, нарушения осанки имеются у 67 % школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в са­гиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди — это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади — это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологи­ческим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и за­щитную функции спинного и головного мозга, внутренних орга­нов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчико­вый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз — под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнима­ния головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз — при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9 —10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз — под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зави­сит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона по­звоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняет­ся вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют наруше­ние вертикального положения тела. При уменьшении угла накло­на таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитив­ных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом воз­расте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста че­ловека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположе­нием головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равны­ми, симметричными и хорошо выраженными треугольниками та­лии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогну­ты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через то, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1 — 2 см, а также слабо выражен­ные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школь­ников характерны умеренно выраженные физиологические изги­бы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у маль­чиков — 28°, у девочек — ЗГ. Наиболее стабильная осанка отме­чается у детей к 10—12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-дви­гательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обрати­мым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную Нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует воз­никновению многих хронических заболеваний вследствие прояв-1ения общей функциональной слабости и дисбаланса в состоя­нии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

- слабость естественного мышечного корсета ребенка;

- несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

- неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, — при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

/// степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскостиразличают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д.Ловейко, М. И.Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется уве­личением грудного кифоза, с почти полным отсутствием пояс­ничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на ко­роткое время.

Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характе­ризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены впе­ред; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних орга­нов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суста­вах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах наруше­ний осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротаци­онные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологи­ческих изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». На­клон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Сни­жен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физио­логических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослабле­ны, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при Данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается Рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При Уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются Наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскостиразличают два вида нарушений осанки.

Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется на­рушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной вы­соте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туло­вище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика на­рушений осанки — длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ре­бенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержа­ния.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошколь­ников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкаль­ных занятиях и т. д.; у школьников — на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают ро­дители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением на­выка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осан­ки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффектив­но укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мы­шечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение уп­ражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не ре­комендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и зад­ней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более силь­ное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоноч­ника в и. п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3 — 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 — 2 ме­сяца; перерыв между курсами — не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 — 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип пра­вильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную ча­сти курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 — 2, 4 — 5, 1 — 2 недели).

В подготовительной части используются знакомые уп­ражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовлен­ности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение уп­ражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции име­ющихся нарушений осанки.

В заключительной части нагрузка снижается. Количе­ство повторений каждого упражнения — 4 — 6 раз. Через 2 — 3 не­дели занятий обновляется 20 — 30 % упражнений (главным обра­зом, специальных). Для дошкольников составляется 2 — 3 комп­лекса, для школьников — 3 — 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.

Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных ва­риантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1.Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС — за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

2.В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезо-терапия; дополнительным — лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кро­вообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп — с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.

Например:

- в и. п. лежа на спине, рука за головой — согнуть ноги в коленях и подтя­нуть их к туловищу;

- в и. п. лежа на животе — приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать;

- в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища — припод­нимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки отно­сятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней по­верхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увели­чении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, уп­ражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются ос­новные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибра­ция, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, про­водится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж пред­шествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомо­гательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в соче­тании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным поло­жительным эмоциональным фактором. Большинство детей адап­тируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде Ш не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упраж­нения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9 — 10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25 — 30 мин) — упражнения в воде; заключи­тельная часть (5 — 7 мин) — свободное плавание.

Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью Используется упругий валик (высотой 2 — 3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине ва­лик подкладывается под лопатки — при выполнении упражнений в и. п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот — при выполнении упражнений в и. п. лежа на животе или под голову — в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоноч­ник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5 — 8 мин.

Формы ЛФК.

Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выпол­нять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологиче­ских изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (акаде­мическая гребля); при увеличении физиологических изгибов — на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гим­настическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки досту­пен и дошкольникам — при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы — модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ре­бенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи боль­шого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ре­бенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.