Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика проведения занятий в вузе



 

Занятия физическим воспитанием в вузе предусматривают не только укрепление здоровья студентов, совершенствование их двигательной координации и повышение уровня физических качеств, но и освоение техники большинства видов физических упражнений, входящих в программу.

Занятие по физическому воспитанию строится в соответствии с типовым планом и состоит из четырех частей.

Во вводной части занятия необходимо мобилизовать внимание занимающихся. Для этого используются элементы по­строения и перестроения, ходьба в различных направлениях, пробежки.

Основной задачей подготовительной части является физиологическая подготовка организма, создание оптимальных условий для проведения основной части занятий.

В подготовительной части занятия нежелательно давать слишком много новых упражнений: это может вызвать нервное утомление, которое впоследствии будет сказываться на освоении двигательных навыков основной части занятий. Рекомендуется включать в разминку не более 8 — 10 упражнений, между которыми выполнять дыхательные (особенно после упражнений с напряжением и после прыжков).

Основная часть занятия направлена на формирование и совершенствование двигательных навыков. Студенты приобретают и совершенствуют специальные знания и двигательные умения; именно в этой части занятия достигается развитие физических и волевых качеств.

Средства, используемые в основной части, весьма разнообразны, так как они направлены на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости). В занятия включаются упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, упражнения со скакалкой. Также широко используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, метания предметов.

Для регулирования и снижения физической нагрузки применяются медленная ходьба и дыхательные упражнения — в перерывах между различными видами нагрузок.

По мере роста физической подготовленности и улучшения функционального состояния студентов по согласованию с врачом можно перейти к специализированным занятиям одним из видов спорта: гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием, спортивными играми (волейбол, теннис, бадминтон, баскетбол по облегченным правилам, футбол на уменьшенной площадке по упрощенным правилам).

В заключительной части занятия необходимо использовать простейшие гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными, медленную ходьбу, упражнения в расслаблении мышц.

На занятиях со специальными медицинскими группами весьма важен индивидуальный подход к занимающимся и в зависимости от их состояния — дифференцирование нагрузки.

В случае необходимости отдельным студентам уменьшают на­грузки. Например, студенты с нарушениями зрения отстраняются от выполнения прыжковых упражнений, упражнений с натуживанием, наклонов и вращательных движений туловища.

Интенсивность и объем нагрузки изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так для 1-го семестра характерна сравнительно невысокая плотность занятий (55 %). Та же картина наблюдается и во 2-м семестре. Это связано с тем, что, во-первых, в начальный период занятий нагрузка должна быть малой, а затем постепенно нарастать; во-вторых, в 1-м и во 2-м семестрах освоение нового учебного материала требует много времени. Плотность занятий за­метно возрастает на II курсе, поскольку студенты уже освоили не­обходимые двигательные действия, приобрели некоторые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Плотность занятий к 4-му семестру повышается до 65 —75 %.

Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа занятий. Так, на занятиях с преобладанием обуче­ния двигательным действиям ЧССсоставляет 96 — 138 уд/мин. На последующих этапах, где объем работы (количество упражнений, длина отрезков, количество повторений и т.д.) и скорость их вы­полнения возрастают, ЧССувеличивается до 132—175 уд/мин.

Пристального контроля со стороны преподавателя требует проведение игр (особенно баскетбола и футбола) вследствие их большой эмоциональной насыщенности и постоянного контакта играющих. Для рациональной дозировки нагрузок можно рекомендовать следующее:

- нагрузку давать дробно, т. е. через определенные промежутки
времени делать перерывы для разбора технических и тактических
ошибок;

- несколько упрощать правила игры;

- ограничивать размеры площадки;

- внимательно следить за игрой и действиями игроков, за проявлениями внешних признаков утомления (цветом лица, потливостью, одышкой, нарушением координации, снижением игровой активности).

Преподаватель на основе учебных планов и программ по физическому воспитанию разрабатывает рабочие планы каждого учебного занятия, составляет план-конспект, подробно освещающий задачи урока (занятия), его содержание (средства, методика проведения, дозировка упражнений и т.п.), а также ведет учет сдвигов в физическом развитии и в функциональном состоянии студентов специальной медицинской группы.

 

Вопросы к коллоквиуму

1. Какие учащиеся могут быть отнесены к специальной медицинской группе?

2.Как организуются занятия в специальных группах в школе и в вузе?

3. Как осуществляется комплектование групп для проведения занятий?

3. Какие формы занятий физическими упражнениями используются в школе и в вузе?

4. Основные задачи физического воспитания в специальных медицинских группах.

5. Какие принципы методики занятий должны использоваться в этих группах?

6. Методика занятий в школе.

7. Какой учебный материал используется на занятиях в разных классах?

8. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.

10. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в функциональном состоянии.

11. Какие особенности занимающихся должен учитывать преподаватель вуза?

12. Методика занятий в вузе. Характеристика основной части занятия.

13. Изменение плотности занятий со студентами.

14. Пульсовые режимы, характерные для занятий со студентами.

15. Методы рациональной дозировки нагрузки на занятиях.

16. Значение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений при проведении занятий в специальных медицинских группах.

Вопросы к мини-контрольной

1.Какие учащиеся могут быть отнесены к специальной медицинской группе?

2.Какие формы занятий физическими упражнениями используются в школе и в вузе?

3.Основные задачи физического воспитания в специальных медицинских группах.

4.Методика занятий в школе.

5.Методика занятий в вузе. Характеристика основной части занятия.

6.Пульсовые режимы, характерные для занятий со студентами.

7.Значение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений при проведении занятий в специальных медицинских группах.

8.Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в функциональном состоянии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.