Занятия физическим воспитанием в вузе предусматривают не только укрепление здоровья студентов, совершенствование их двигательной координации и повышение уровня физических качеств, но и освоение техники большинства видов физических упражнений, входящих в программу.
Занятие по физическому воспитанию строится в соответствии с типовым планом и состоит из четырех частей.
Во вводной части занятия необходимо мобилизовать внимание занимающихся. Для этого используются элементы построения и перестроения, ходьба в различных направлениях, пробежки.
Основной задачей подготовительной части является физиологическая подготовка организма, создание оптимальных условий для проведения основной части занятий.
В подготовительной части занятия нежелательно давать слишком много новых упражнений: это может вызвать нервное утомление, которое впоследствии будет сказываться на освоении двигательных навыков основной части занятий. Рекомендуется включать в разминку не более 8 — 10 упражнений, между которыми выполнять дыхательные (особенно после упражнений с напряжением и после прыжков).
Основная часть занятия направлена на формирование и совершенствование двигательных навыков. Студенты приобретают и совершенствуют специальные знания и двигательные умения; именно в этой части занятия достигается развитие физических и волевых качеств.
Средства, используемые в основной части, весьма разнообразны, так как они направлены на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости). В занятия включаются упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, упражнения со скакалкой. Также широко используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, метания предметов.
Для регулирования и снижения физической нагрузки применяются медленная ходьба и дыхательные упражнения — в перерывах между различными видами нагрузок.
По мере роста физической подготовленности и улучшения функционального состояния студентов по согласованию с врачом можно перейти к специализированным занятиям одним из видов спорта: гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием, спортивными играми (волейбол, теннис, бадминтон, баскетбол по облегченным правилам, футбол на уменьшенной площадке по упрощенным правилам).
В заключительной части занятия необходимо использовать простейшие гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными, медленную ходьбу, упражнения в расслаблении мышц.
На занятиях со специальными медицинскими группами весьма важен индивидуальный подход к занимающимся и в зависимости от их состояния — дифференцирование нагрузки.
В случае необходимости отдельным студентам уменьшают нагрузки. Например, студенты с нарушениями зрения отстраняются от выполнения прыжковых упражнений, упражнений с натуживанием, наклонов и вращательных движений туловища.
Интенсивность и объем нагрузки изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так для 1-го семестра характерна сравнительно невысокая плотность занятий (55 %). Та же картина наблюдается и во 2-м семестре. Это связано с тем, что, во-первых, в начальный период занятий нагрузка должна быть малой, а затем постепенно нарастать; во-вторых, в 1-м и во 2-м семестрах освоение нового учебного материала требует много времени. Плотность занятий заметно возрастает на II курсе, поскольку студенты уже освоили необходимые двигательные действия, приобрели некоторые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Плотность занятий к 4-му семестру повышается до 65 —75 %.
Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа занятий. Так, на занятиях с преобладанием обучения двигательным действиям ЧССсоставляет 96 — 138 уд/мин. На последующих этапах, где объем работы (количество упражнений, длина отрезков, количество повторений и т.д.) и скорость их выполнения возрастают, ЧССувеличивается до 132—175 уд/мин.
Пристального контроля со стороны преподавателя требует проведение игр (особенно баскетбола и футбола) вследствие их большой эмоциональной насыщенности и постоянного контакта играющих. Для рациональной дозировки нагрузок можно рекомендовать следующее:
- нагрузку давать дробно, т. е. через определенные промежутки времени делать перерывы для разбора технических и тактических ошибок;
- несколько упрощать правила игры;
- ограничивать размеры площадки;
- внимательно следить за игрой и действиями игроков, за проявлениями внешних признаков утомления (цветом лица, потливостью, одышкой, нарушением координации, снижением игровой активности).
Преподаватель на основе учебных планов и программ по физическому воспитанию разрабатывает рабочие планы каждого учебного занятия, составляет план-конспект, подробно освещающий задачи урока (занятия), его содержание (средства, методика проведения, дозировка упражнений и т.п.), а также ведет учет сдвигов в физическом развитии и в функциональном состоянии студентов специальной медицинской группы.
Вопросы к коллоквиуму
1. Какие учащиеся могут быть отнесены к специальной медицинской группе?
2.Как организуются занятия в специальных группах в школе и в вузе?
3. Как осуществляется комплектование групп для проведения занятий?
3. Какие формы занятий физическими упражнениями используются в школе и в вузе?
4. Основные задачи физического воспитания в специальных медицинских группах.
5. Какие принципы методики занятий должны использоваться в этих группах?
6. Методика занятий в школе.
7. Какой учебный материал используется на занятиях в разных классах?
8. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.
10. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в функциональном состоянии.
11. Какие особенности занимающихся должен учитывать преподаватель вуза?
12. Методика занятий в вузе. Характеристика основной части занятия.
13. Изменение плотности занятий со студентами.
14. Пульсовые режимы, характерные для занятий со студентами.
15. Методы рациональной дозировки нагрузки на занятиях.
16. Значение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений при проведении занятий в специальных медицинских группах.
Вопросы к мини-контрольной
1.Какие учащиеся могут быть отнесены к специальной медицинской группе?
2.Какие формы занятий физическими упражнениями используются в школе и в вузе?
3.Основные задачи физического воспитания в специальных медицинских группах.
4.Методика занятий в школе.
5.Методика занятий в вузе. Характеристика основной части занятия.
6.Пульсовые режимы, характерные для занятий со студентами.
7.Значение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений при проведении занятий в специальных медицинских группах.
8.Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в функциональном состоянии.