Полюбившуюся ему Фетиду Зевс отдал в жены смертному герою Пелею, поскольку ей было предначертано родить сына, более могущественного, чем отец. Свадьбу Фетиды и Пелея боги-олимпийцы устроили в пещере кентавра Хирона. Дионис приготовил душистое вино. Гефест выковал Фетиде украшения из золота. Афина выткала подвенечную накидку. Геспериды – дочери титана Атланта – доставили к столу фрукты из своего сада. Гермес развлекал гостей историями. Орфей ублажал слух своим песнием и игрой на лире. Только богиню раздора Эриду боги не пригласили на свадьбу. Эрида решила отомстить.
Эрида принесла золотое яблоко с надписью на нем «Прекраснейшей» и подбросила его на свадебный стол, за которым шел пир. Три богини – Гера, Афина и Афродита – поспорили, кому из них это яблоко предназначено. Зевс, чтобы прекратить этот спор, приказал Гермесу отвести богинь к Парису, сыну троянского царя Приама. Парис в то время был пастухом, пас скот на горе Иде. Пока Парис размышлял, кому из богинь отдать яблоко, Гера пообещала ему высокое олимпийское покровительство и возможность стать богатейшим царем, Афина пообещала сделать Париса великим воином, Афина пообещала любовь самой красивой женщины на земле, Елены Прекрасной. Парис отдал яблоко Афродите, провозгласив ее Прекраснейшей.
Познакомимся поближе с героями этой истории.
Зевс
Зевс (Дий) – верховное божество, отец богов и людей, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи(согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), орёл. Зевс распределяет добро и зло на земле. Весь общественный порядок был построен Зевсом. Он подарил людям законы, установил власть царей, также охранял семью и дом, следил за соблюдением традиций и обычаев. Зевс принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка. Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка – Зевса. Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида). Кроносу же вместо новорождённого Рея дала проглотить запеленатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. В Дельфах почитался архаический фетиш ОМФАЛ («пуп земли») – камень, проглоченный Кроносом (или камень как пуп младенца Зевса). Омфал поставлен под горой Парнас как памятник Зевсу на диво всем смертным.
По критскому варианту мифа, Зевс был вскормлен на Крите молоком козы Амальфеи. Также его кормили пчелиным медом. По преданию, пещеру, где рос младенец-Зевс, охраняли стражники, и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того чтобы это не услышал Кронос.
Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр. Затем вместе с Зевсом они начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Титаны были повержены и низвергнуты в бездну.
Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе и земле, Посейдону – море, Аиду – царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.
Считается, у Зевса, помимо многочисленных возлюбленных, было три жены: Метида, Фемида и Гера. Отказавшись от брака с Фетидой, выдав ее замуж за греческого героя Пелея, Зевс тем самым способствовал возникновению Троянской войны.
Фетида
Фетида – нереида, дочь морского царя Нерея. Став женой Пелея, сама бессмертная, пыталась сделать бессмертными и своих детей. Так, по одной из версий, Фетида, желая сделать бессмертным своего сына Ахилла, закаляла его в огне и мокала в реку Стикс, придерживая его за пяточку. Единственным уязвимым местом Ахилла осталась пятка.
Прометей
Прометей посоветовал Зевсу не вступать в брак с Фетидой, которой было предсказано родить сына, превосходящего силой своего отца. Мать Прометея – океанида Климена, отец – титан Иапет. Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в Тартар после Титаномахии), Атлант ( в наказание после Титаномахии поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Имя Прометей означает «мыслящий прежде, предвидящий», в противоположность Эпиметею, «мыслящему после, крепкому задним умом».
Свою мудрость, хитрость, ловкость и дерзость Прометей использует, покровительствуя «жалкому роду людей». По одной из версий легенды, люди и животные были созданы из земли и огня, а Прометею и Эпиметею было поручено разделить способности между ними. Именно Эпиметей виновен в беззащитности людей, т.к. истратил все способости к жизни на животных. Поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. В виде огня, украденного из мастерской Гефеста, Прометей дарует человечеству технический прогресс. Прометей научил людей строить дома и корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, читать и писать, считать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать.
За похищение огня Прометей был прикован к скале на Кавказе, где орел выклевывал ему печень, ежедневно выраставшую вновь.
В дрених Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, которые его считали своим покровителем. Горшечники устраивали бег с факелами, зажженными от жертвенника Прометея в академии (сад Академа в Афинах).
Хирон
Хирон – кентавр. Кентавры (дикие существа, полукони-полулюди), обитател гор и лесных чащ, отличались буйным нравом и невоздержанностью. Миксантропизм кентавровобъясняется тем, что они рождены от Иксиона* (царя лапифов) и тучи*.
*Иксион – царь лапифов, фессалийского племени (лапифы – «каменные, горные, дерзкие). *Туча – туча, принявшая по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион.
Кентавромахия – сражение кентавров с соседями-лапифами в попытке похитить для себя жен из этого племени.
Кентавры находятся под покровительством Посейдона. Кентавры смертны.
Особое место среди кентавров занимает Хирон (и Фол), воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон бессмертен. Однако он, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждет умереть. Хирон отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.
Хирон – сын Кроноса и океаниды Филиры. Хирон родился в виде полуконя, т.к. Кронос, встречаясь с Филирой, принял вид коня, чтобы спрятаться от супруги Реи. (Таким образом, Хирон – сводный брат Зевса).
Хирон является воспитателем героев (Тезея, Ясона, Диоскуров). Как лекарь Хирон обучал врачеванию Асклепия. Имя «Хирон» указывает на искусные руки (греч. Cheir – рука). Асклепий – сын бога Аполлона. Люди видели Асклепия с посохом, который обвивала змея. В другой руке Асклепий держал чашу с приготовленным из яда змеи лекарством. Асклепий хорошо изучил врачебную науку и начал оживлять людей. Такое нарушение законов не понравилось Зевсу, и он поразил Асклепия молнией.
Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, бог света, наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего. Аполлон олицетворял Солнце, а его сестра-близнец Артемида - Луну).
Рождение и детство
Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Фемида кормила детей нектаром и амброзией. Гефест принес Аполлону и Артемиде в подарок стрелы.
Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить его мать Лето, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
Согласно Гесиоду, Зевс хотел низвергнуть Аполлона в Тартар за убийство Циклопов, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Циклопов Аполлон был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Вместе с Посейдоном Аполлон воздвиг стены Трои.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в битве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
Аполлон научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом (водитель Мойр). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Все певцы происходят от Аполлона и Муз.
Весной и летом Аполлон жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, на родину богини Лето.
На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
Аполлон пел и играл на лире на свадьбе Пелея и Фетиды.
В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.
Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
Аре́с или Аре́й (др.-греч. Ἄρης) — в древнегреческой мифологии - бог войны. Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун.
Первоначально считалось, что Гера родила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку. Имеются свидетельства о его негреческом, фракийском, происхождении. Софокл называет Ареса рождённым во Фракии.
В олимпийской мифологии Арес уже считается сыном Зевса и Геры. Сам Зевс настолько ненавидел Ареса, что говорил, что не будь тот его сыном, он отправил бы его в Тартар.
Арес был возлюбленным богини Афродиты. О их любви и нарушении Афродитой супружеской верности очень часто упоминается в античной мифологии.
Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побежден Афиной.
От союза Ареса и Афродиты родились Эрот (любовь), Антерос (страсть, ненависть), Фобос (страх), Деймос (ужас) и Гармония, а также Гимерос.
Пироэйс — название звезды Ареса (планеты Марс). Названа так от страстной любви Ареса к Афродите.
Ареса отождествляют с италийским (римским) Марсом.
Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ) - в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Атрибуты Афины:
шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем);
эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы;
олива — священное дерево древних греков;
сова (символ мудрости);
змея (также символ мудрости).
Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «совоокая». Описания подчеркивают её большие глаза.
Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса. После этого он породил воительницу Афину из своей головы.
Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа), в этот день суды были закрыты. Согласно «Хронике Евсевия», дева Афина появилась на озере Тритон в 237 году от Авраама (1780 год до н. э.).
Важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.
Позднейшую версию мифа приводит Варрон. Когда в городе появилось оливковое дерево, а в другом месте вода, царь Кекроп послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и никто не должен был называть женщин афинянками.
В изложении Овидия Афина изображает сцену суда на ткани при своем состязании с Арахной.
Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (в награду за изготовление оружия богов либо в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причем Посейдон подговорил его просить в жены Афину), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.
По другой версии, Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего из земли родился младенец Эрихтоний).
Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины, а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор) и «хтон» — земля. В «Хронике Евсевия» Эрихтоний отождествлялся с Эрехтеем, упоминаемым Гомером, а его рождение датировалось 532 годом от Авраама (1485 год до н. э.). Гомер в «Илиаде» упоминает воспитание Афиной Эрехтея, рождённого Геей, в её храме, а в «Одиссее» — дом Эрехтея, который посещает Афина. Изображение убегающей от Гефеста Афины было в спартанском храме Афины Меднодомной.
Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным (по Нонну, богиня вскормила его грудью), и отдала в ларце (либо в корзинке) на сохранение Пандросе, дочери Кекропа, запретив открывать. Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе.
Изобретение флейты
В Беотии Афина-изобретательница флейты, почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая». Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона.
По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. Аристотель дает мифу свое истолкование. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.
Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда.
Связь Афины с троянским конём, положившим конец войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел коня, во-вторых, коня называют приношением ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Еврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады» и её силой. Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Афина подает дурные знаки (землетрясение) после предложения Лаокоона уничтожить коня; радуется, когда троянцы не верят Лаокоону и решают втащить коня в город, и насылает змей на сыновей Лаокоона.
Афина cчиталась основательницей государства, колесницы, корабля, флейты и трубы. Она – изобретательница керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила людей ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста.
Атрибуты
Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия — воробьи и голубки, составлявшие её свиты; как морской богине — дельфин. Атрибуты Афродиты — пояс и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.
Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть. Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.
Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы.
Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера).
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.
Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.
Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом.
Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга.
Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.
Однажды Зевс решил унизить Афродиту, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, Афродита (либо Зевс) насылает на Анхиса расстройство членов. Их сын (Афродиты и Анхиса) — Эней, предок Юлия Цезаря.
Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед.
Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса. Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.