Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Марк Порций Катон Старший



Марк Порций Катон, прозванный в последствии Старшим (234-149 гг.), происходил из старинного римского рода, не отличавшегося ни знатностью, ни богатством. Семья владела небольшим участком земли в Самнитской области. Предки Катона участовали в войнах, возвращались с наградами за мужество и отвагу, но значительной карьеры никто из них не сделал.

Марк Порций родился в 234 г. до н.э. в г. Тускуле. Рос здоровым, крепким и смелым. Был некрасив, но умен и остер на язык. Когда Марку исполнилось 17 лет, разразилась война с Карфагеном, угрожавшая самому существованию Рима. Карфагенский полководец Ганнибал, перейдя с войсками через Альпы, вторгся в Италию. Марк Порций сражался в армии простым воином. Ганнибал одерживал победу за победой, приближаясь к Риму. Римляне упорно и терпеливо сражались с врагом, защищая отчизну. Марк Порций участвовал во многих битвах на территории Италии, воевал в Африке, участвовал в сражении при городе Заме, которое закончилась блестящей победой над войском Ганнибала. Молодой воин Марк Порций Катон отличался храбростью и выносливостью, и был замечен римскими полководцами Фабием Максимом и Сципионом Старшим.

Простая, непритязательная жизнь римлян была идеальной для Катона. В перерывах между войнами Марк Порций возвращался домой и работал в поле вместе со своими рабами. Марк Порций пробовал свои силы и как оратор, выступая в судах, защищая интересы своих соседей. В окрестностях хорошо знали молодого адвоката, и многие побаивались его язвительных и остроумных речей. Слухи об образе жизни Катона, о его трудолюбии, уме и ораторском даре дошли до его знатного соседа – Луция Валерия Флакка, аристократа, скучавшего в своем деревенском поместье. Он пожелал познакомиться с человеком, который стремился возродить древние римские нравы и обычаи. Знакомство состоялось и понемногу перешло в тесную дружбу. Флакк предложил Катону отправиться в Рим, попытаться сделать политическую карьеру. Флакк обещал свою поддержку, без которой человеку, не принадлежавшему к знати, трудно было рассчитывать на успех. Прошло сравнительно немного времени, и Катон стал одним из самых знаменитых ораторов. Современники даже называли его «римским Демосфеном». Большую роль в жизни Катона играла поддержка его друга Валерия Флакка, человека известного и влиятельного. Благодаря этой поддержке и своим собственным дарованиям Катон много добился. Когда закончилась война с Ганнибалом, Катона выбрали претором. Ему поручили управление островом Сардиния. Катон оказался прекрасным правителем, он умело защищал интересы Рима, вызывая уважение к римскому государству и к себе.

На выборах консулов в 195 г. до н.э. Катон победил. Он занял высшую должность в государстве – был выбран консулом. Вторым консулом в государстве выбрали его знатного друга Луция Валерия Флакка. Произошло это тогда, когда в Испании вспыхнуло восстание против римского владычества. Многочисленные воинственные испанские племена, населявшие север и запад Пиринейского полуострова, не желали примириться с господством Рима. Сложная и опасная обстановка в Испании вынудила Рим послать туда подкрепления. Во главе подкреплений стал консул Катон, который со своими легионами высадился на восточном побережье Испании. Катон действовал быстро и решительно. Ему удалось навязать восставшим решающее сражение, в котором военное искусство, дисциплина и опыт римлян восторжествовали над храбростью испанцев. Свежие резервы, введенные в битву в переломный момент, решили ее исход. Испанцы были разгромлены. Вся южная Испания покорилась Риму. За свои победы в Испании Марк Порций Катон был удостоин триумфа. Этот незнатный человек достиг высших почестей.

По окончании второй Пунической войны Ганнибал не смирился с поражением и не потерял надежду взять реванш. Он прилагал все усилия, чтобы подготовить Карфаген к новой войне с римской республикой. Рим потребовал у карфагенского сената выдачи Ганнибала. Чтобы избежать выдачи, Ганнибал бежал к сирийскому царю Антиоху III*, готовившемуся к войне с Римом. (*Антиох III Великий (242-187 гг.) – царь государства Селевкидов. Подчинил парфян. Потерпев поражение от римлян в Сирийской войне 192-188 гг., утратил малоазийские территории. Селевкиды – царская динстия, правившая в 312-64 гг. на Ближнем и Среднем Востоке. Основная территория – Сирия. Основана Селевком I – полководцем Александра Македонского. Государство Селевкидов достигло расцвета в III веке до н.э. при Антиохе III. Государство Селевкидов завоевано Римом в 64 году до н.э. Парфянское царство – государство 250-е гг. до н.э. – 224 г.н.э.. Парфяне – иранское племя. Парфянское царство – соперник Рима на Востоке.) Великий карфагенский полководец Ганнибал предложил царю Антиоху III смелый план войны: войско Антиоха должно было высадиться в Греции, где Этолийский союз* враждебных Риму греческих городов готов был оказать помощь сирийцам. (*Этолийский союз – федерация древнегреческих городов Этолии в III-II вв. до н.э.) В случае первых успехов царь Антиох мог рассчитывать на поддержку со стороны Македонии. Одновременно Ганнибал во главе 11-тысячной сирийской армии и флота из сотни боевых кораблей предполагал поднять восстание в Карфагене против сената, а затем высадиться в Италии. Однако этот грандиозный план потерпел неудачу. Гений Ганнибала, как и во время второй Пунической войны, столкнулся с недальновидностью и недоброжелательством союзников.

Значительную роль в деле крушения этого плана сыграл Марк Порций Катон, его ловкая дипломатия, ораторское искусство, умение убеждать… Катон прибыл на Балканский полуостров, объехал с выступлениями Коринф, Афины и другие города. Катон сумел уговорить граждан не поддерживать сирийского царя, не выступать на его стороне.

Марк Порций был выдающимся оратором и писателем. Его манере писать подражали римляне еще долгие годы. Первая римская история, написанная прозой и на латинском языке, принадлежит Марку Порцию Катону Старшему Цензору. Расцвет деятельности Катона приходится на эпоху решающих побед римлян на Балканском полуострове. В связи с этим растет римское национальное самосознание. Хроника, написанная на греческом языке, перестает удовлетворять потребностям римского общества. В качестве историка Катон написал замечательное произведение под названием «Начала» в семи книгах. Первые три книги подробно излагали греческие и местные легенды о раннем Риме и других италийских городах. Четвертая и пятая книги были посвящены Пуническим войнам. Шестая и седьмая книги рассказывали о позднейших событиях вплоть до 149 года. Свой материал Катон располагал по отделам, в зависимости от однородности фактов. Поэтому его можно считать первым римским историком в собственном смысле этого слова. Катон широко пользовался различными официальными документами и тщательно изучал свои источники.

Катон считается одним из основоположников латинской литературной прозы (наряду с Аппием Клавдием). Под конец своей жизни Катон литературно обработал и издал важнейшие из своих речей. Их было не менее 150. Несмотря на некоторую архаичность его языка, в нем уже есть элемент художественности. Речи Катона характеризуются выразительностью, остроумием и находчивостью, полны метких сравнений, пословиц и поговорок.

Катон был образцовым семьянином в старом римском духе. Он сам занимался образованием своего сына Марка и написал для этой цели несколько руководств, составлявших в совокупности нечто вроде энциклопедии знаний, необходимых для молодого римлянина. Сюда входили сочинения по медицине, красноречию, военному делу и юриспруденции. Кроме того, Катон написал несколько сочинений для более широкого круга читателей. Это специальная работа по военному делу и знаменитое сочинение «О земледелии». В труде «О земледелии» Катон дает наставления не только по сельскому хозяйству, но и по домоводству, включая правила приготовления кушаний, медицинские рецепты и пр. Произведение «О земледелии» представляет собою огромную историческую ценность, отражая хозяйственную и земледельческую практику средней Италии.

С возрастом Катон стал отходить от идеалов своей молодости. Его слова и требования все сильнее расходились с делами. Власть, почет и богатство многое изменили в жизни Катона. Когда-то он энергично боролся против торговцев и ростовщиков, разорявших римских крестьян. Под старость, стремясь увеличить свое состояние, Катон сам стал не чужд спекуляции, занимаясь ею через подставных лиц, тайно. В юности Катон удивлял соседей тем, что работал в поле с рабами, ел ту же пищу, что и рабы. Во время походов Катон делил тяготы военной жизни со своим рабом, обращаясь с ним почти как с равным. В старости он стал расчетливым и жестоким рабовладельцем. В своей книге «О земледелии» Марк Порций дает советы, как извлечь больше прибыли из труда рабов, экономя на их содержании. Катон безжалостно избавлялся от рабов, которые были не в состоянии более работать, хотя они состарились в его имении.

По своим политическим взглядам Катон был сторонником единсва римского общества, выражал захватнические стремления аграрно-рабовладельческих кругов Рима.

В 184 г. до н.э. Катон и его друг Флакк были выбраны цензорами. Должность эта в Риме была очень почетной. Обычно ее получали в конце политической карьеры, завершая ее. Цензоры следили за нравами и поведением граждан, контролировали действия сената, ведали государственным имуществом. Только цензоры могли изменять состав сената и изгонять из него людей, признанных недостойными. Должность цензора досталась Катону нелегко. Ему пришлось преодолеть сопротивление римских аристократов. Они не хотели, чтобы человек незнатного происхождения занял одну из самых важных и почетных должностей в республике. Многие боялись, что, став цензором, он будет беспощадно преследовать всех, кто сколько-нибудь нарушит закон.

Став цензором, Катон всячески старался показать себя неуклонным защитником старины, человеком, который бережет казну республики. Катон-цензор боролся с теми согражданами, которые возводили постройки на земле, принадлежащей государству. По его приказу безжалостно сносились даже самые красивые дома, виллы и загородные дачи богачей, застроивших государственные участки земли. Эта разрушительная деятельность ничего народу не давала, но плебс был доволен.

В конце жизни Катон теснее всего был связан с римскими дельцами, торговцами, ростовщиками. Эти слои населения Рима были решительно настроены против Карфагена. Хотя этот город в военном отношении не представлял прежней опасности. Однако римские торговцы и спекулянты боялись конкуренции опытных и ловких карфагенских купцов. Катон был на стороне купцов. Он постоянно выступал против Карфагена, призывая к новой войне с ним. Каждую свою речь, о чем бы она ни была, Катон заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен!». Это выражение стало крылатым и навеке осталось связанным с именем Катона.

В итоге Катон добился своего: в третьей и последней Пунической войне (149-146 гг.) Карфаген был взят, город снесли с лица земли, жители были перебиты или проданы в рабство. Правда, Катон не дожил до этого момента.

 

Марк Туллий Цицерон

Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.) происходил из состоятельной римской семьи всадников*.

*Всадники (equites) – римское сословие. Первоначально 18 всаднических центурий (80 человек, а не 100) составляли римскую конницу. Они набирались из самых богатых людей первого имущественного класса, т.к. служба в коннице стоила очень дорого. Всадники получали от государства субсидию на покупку и содержание коня. Начиная с III века до н.э. всадничество превращается из рода войск в новое всадническое сословие (ordo equester). Всадники перестают служить в кавалерии, которая теперь набирается из союзников, они только поставляют высших офицеров для пехоты и кавалерии. Закон Клавдия (218 г. до н.э.) явился важнейшим шагом в сторону выделения всаднического сословия: закон запретил сенаторам торговлю и обособил их в качестве аграрной группы, благодаря чему в руки всадников перешли торговля, откупа и вообще все финансовые дела. Всадническое сословие стало римской денежной аристократией.

Еще в детстве Цицерон показал блестящие способности в учении. Когда Цицерон подрос, его отец переселился в Рим, чтобы дать ему и брату Квинту образование. В столице молодой человек изучал римское право, занимался греческой философией, теорией риторики. В обществе греческих ученых и писателей Цицерон основательно изучил греческий язык и литературу. Особенно молодой человек заинтересовался диалектикой (искусством спора и убеждения). Одновременно с этим он упражнялся в декламации – составлении речей на греческом и латинском языках. У актеров Цицерон учился произношению, постановке голоса и ораторским жестам.

После школы Марк Туллий служил в армии, участвовал в войне. По окончании службы двадцатилетний Цицерон решил посвятить себя политической деятельности.

В республиканском Риме незнатные юноши могли выдвинуться, лишь выступая в каком-нибудь громком судебном процессе в качестве защитника или обвинителя. Это был удобный случай изложить свои взгляды на те или иные вопросы общественной жизни, обратить на себя внимание.

Как человек честный и гуманный, Цицерн приходил в ужас от насилий и жестокостей, творимых диктатором Суллой и его сторонниками. Цицерон решил выступить защитником жертвы диктаторского режима.

Однажды на улице Рима был убит богатый землевладелец, некто Секст Росций. Убийство подстроили родственники с целью завладеть его имуществом. Они вошли в сговор со всесильным любимцем диктатора Суллы Хрисогоном, который скупил за бесценок имущество убитого. Родственники погибшего пытались устранить законного наследника – сына Секста Росция. Когда им это не удалось, они выдвинули против молодого человека обвинение в отцеубийстве. Никто не хотел брать на себя защиту молодого Росция из страха перед Корнелием Суллой. Только Цицерон согласился защищать несчастного. Дело Росция было настолько ясным, что адвокату не стоило труда доказать его невиновность. Но этого Цицерону показалось мало. Всем было известно, что за обвинителем стоит всесильный Хрисогон. Этот временщик считал себя в полной безопасности, т.к. ему сходили с рук и не такие поступки. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить любимца Суллы. Когда молодой оратор произнес имя Хрисогона, обвинители и толпа народа замерли в безмолвии. Однако Цицерон, продолжая сохранять спокойствие, выдвигал одно за другим обвинения, клеймя позором человека, перед которым все трепетали. Судьи и публика поняли, что Цицерон обвиняет в лице Хрисогона самого Суллу. В заключение молодой оратор потребовал положить конец гнусному режиму. Речь его была встречена рукоплесканиями, а обвиняемого суд оправдал. Вскоре после этого Цицерон вместе с братом Квинтом уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию якобы для лечения, но на самом деле – опасаясь преследований со стороны Суллы.

После кончины Суллы Цицерон возвратился в Рим. Он возобновил свои публичные выступления в качестве защитника. Необыкновенный талант оратора доставил ему известность и связи во влиятельных кругах столицы, которые позволили ему заключить выгодный брак с Теренцией, женщиной из богатой семьи. Цицерон стал человеком зажиточным и мог бесплатно оказывать помощь нуждающимся в защите. Избранный квестором, он был отправлен на остров Сицилию для заготовки хлеба. На этом посту Цицерон проявил исключительную деловитость. Завоевав расположение народа, вскоре был избран претором, затем консулом.

Консульство Цицерона совпало с раскрытием знаменитого заговора Катилины. Луций Сергий Катилина был разорившимся аристократом, сподвижником Суллы. Он домогался должности консула, но не был избран. Катилина составл заговор, действовал решительно и энергично, собирая вооруженные отряды своих приверженцев. В Риме он поручил своим сторонникам убить Цицерона. Однако тот был своевременно предупрежден, заговорщики схвачены и казнены без суда. Сам Катилина отправился в Этрурию, где ему удалось сформировать армию из ветеранов Суллы. Спустя некоторое время армия Катилины была разбита наголову, а глава заговора пал в бою (63 г. до н.э.). Так была пресечена попытка совершить в Рме переворот.

Заслуги Цицерона при ликвидации заговора Катилины были оценены оптиматами* и всадниками. Человека, которого они еще недавно презрительно называли выскочкой, осыпали неумеренными похвалами и даже поднесли ему почетный титул «отца отечества». Сын захудалого провинциального всадника сделался вождем сената!

*Оптиматы (от лат. optimus – превосходный) – название, применявшееся в Риме к сторонникам сената и традиционных (аристократических) форм правления. Оптиматы – защитники патрицианских привилегий, стремившиеся устранить все прочие классы народа от участия в государственном управлении. Оптиматы стремились сохранить аристократическую республику, основанную на власти немногих. Оптиматы противопоставлялись популярам – противникам сенатской республики, выражавшим интересы плебса, провинциалов и всаднического сословия. Наиболее известным из оптиматов был Сулла.

В 60 г. трое самых влиятельных людей в Риме – Цезарь, Помпей и Красс – заключили союз, так называемый первый триумвират. После тщетных попыток привлечь на свою сторону Цицерона, триумвиры решили избавиться от него. Сначала Цезарь предложил оратору отправиться командовать легионом в Галлию. Но Цицерон отказался. Через некоторое время Цицерона отправили наместником в провинцию Киликию (в Малой Азии). По пути греки встречали его с почетом, и он мог убедиться, что слава о нем как об ораторе и писателе распространилась всюду. Цицерон был образцовым правителем: он не давал римским откупщикам и купцам грабить местное население. Был справедлив, неподкупен и легко доступен для всех, кто желал к нему обратиться. По истечении срока своих полномочий Цицерон, провожаемый благодарными киликийцами, отплыл в Италию. Он вступил на италийский берег во время грозных событий – началась война за власть между Цезарем и Помпеем (48 г.).

Во время диктатуры Цезаря Цицерон отошел от общественной деятельности, посвятив все свое время научным и литературным занятиям. Изредка приезжал он в город, чтобы приветствовать Цезаря. В этот период к печали о гибели республики, многих друзей и соратников у Цицерона прибавились еще семейные неприятности: ему пришлось разойтись с женой Теренцией, с которой он прожил много лет. Материальное положение Цицерона было очень тяжелым – его обременяли большие долги. Ко всему прочему Цицерона постигло еще одно несчастье – умерла его любимая дочь.

В 44 г. против Цезаря был составлен заговор, во главе которого стояли Брут и Кассий. Цицерон, хотя и имел самые дружеские отношения почти со всеми заговорщиками, не был посвящен в их замыслы. Сразу же после убийства Цезаря великий оратор вернулся к политической деятельности и стал во главе сенатской партии. В это время в Рим прибыл, прервав свое обучение в Греции, 18-летний наследник Цезаря Октавиан. Октавиан объявил, что принимает наследство Цезаря (уже частично расхищенное Марком Антонием) и обязуется немедленно выплатить народу завещенные Юлием Цезарем деньги. Щедро раздавая обещания, молодой человек набрал из бывших солдат Цезаря войско, чтобы, как он говорил, добиться наследства и отомстить убийцам. На форуме и на улицах Рима Октавиан призывал народ выступить против консула Антония, обвиняя его в измене Цезарю и в задержке денег для простого народа. Против Антония выступил и Цицерон. Октавиан передал Цицерону и сенатской партии военные отряды для борьбы с Антонием. Цицерон с радостью согласился. Цицерон рассчитывал, что юноша в его руках станет послушным орудием. Молодой человек, однако, ловко сыграл на тщеславии Цицерона, уверив оратора, что во всем будет следовать его советам.

Октавиан победил и во главе своих легионов вошел в Рим. Еще раньше он договорился с Антонием и Лепидом о разделе власти (этот сговор называют вторым триумвиратом). Триумвиры объявили, по примеру Суллы, проскрипционные списки лиц, которых решено было уничтожить. Под давлением Антония первым в этот список был внесен Цицерон. Цицерон погиб от рук убийц, подосланных триумвирами, на 64-ом году жизни в 43 г. до н.э.

Творчество Цицерона

Опубликовано было более сотни речей Цицерона (сохранились лишь 58). Речи основывались на глубоком исследовании разного рода теоретических вопросов. Например, в диалоге Об ораторе (De oratore, 55 до н.э.) перечисляются основные требования к оратору: искусство красноречия требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узкими (юридическими) проблемами. Риторическая техника Цицерона позаимствована у греков. Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: 1) inventio – нахождение подходящего материала; 2) dispositio – его расположение; 3) dictio – стиль; 4) memoria – запоминание; 5) actio – исполнение.

Две работы по риторике, Брут (Brutus) и Оратор (Orator), появились в 46 до н.э. Кроме весьма ценного перечня известных римских ораторов той эпохи, эти диалоги содержат обсуждение преимуществ азианского стиля и аттицизма. Азианством называли обильно украшенную прозу, склонную к звучным словосочетаниям, подчеркнутым ритмическим эффектам, пышным метафорам и иным фигурам. Аттицизм включал простоту и ясность, избегал риторических эффектов. Сам Цицерон выступал за компромисс между этими стилями и полагал, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слушателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: простота аттицизма для доказательства; средний стиль, гладкий, закругленный, не слишком искусственный очарует аудиторию, а пышный стиль азианства склонит ее на сторону говорящего.

Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес. В письмах мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э. к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публией, постоянные денежные заботы.

В области философии Цицерон не был оригинальным мыслителем. Все его трактаты полезны потому, что они представляют без всяких пристрастных искажений учения ведущих школ Греции и Рима, т.е. стоиков, академиков, эпикурейцев и других. Философский эклектизм (механическое соединение разнородных взглядов в исследовании) Цицерона перестанет удивлять нас, если мы вспомним, что он вообще был склонен к компромиссам, и его философия в целом совпадает с его политическими принципами. Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области – О разграничении добра и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.). Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе. Главное место среди них занимает диалог О природе богов (De natura deorum), где представлены воззрения трех философских школ.

Поэзия. Как поэт Цицерон подвергался осмеянию многих критиков, в частности Ювенала. Однако греческий историк Плутарх в биографии Цицерона отмечает, что при жизни Цицерон добился в этой области такой же репутации, как и в риторике. В поэзии он преимущественно оставался консерватором, и, судя по всему, не одобрял таких новаторов, как Катулл. Сохранились довольно обширные фрагменты поэмы Цицерона О моем консулате (De consulato suo), а также немало отрывков из его переводов греческих авторов.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.