Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткий обзор философских школ и направлений



Милетская школа.

В своих философских представлениях милетцы опирались на мировоззрение Гомера и Гесиода. (Гомер – древнегреческий эпический поэт, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Гесиод – древнегреческий поэт. Его главные произведения «Труды и дни», «Теогония».)

Философия развивалась в мифологическом пространстве. Философии раннего периода присущ синкретический характер. (Философия вбирала все знания, известные тогда: они воспринимались слитно, нерасчлененно). Философов называли мудрецами. Выделяют семь мудрецов (хотя их число варьируется до 17): Фалес, Салон, Хилон, Клеобул, Периандр, Биант, Питтак.

 

Фалес Милетский (625-547 гг. до н.э.). Ему принадлежат слова Nosce te ipsum! (Познай себя!) Был знаком с ближневосточной наукой: вавилонской, египетской, финикийской. Учился у египетских жрецов математике и астрономии. Написал два сочинения: «О солнцестоянии» и «О равноденствии». Считал душу бессмертной. Началом всего Фалес признавал ВОДУ. Утверждал, что мир одушевлен и полон демонов. Открыл времена года и разделил год на 365 дней.

Анаксимандр (610-548 гг. до н.э.). Ученик Фалеса. Занимался астрономией. Первым начертил поверхность земли и моря, соорудил глобус. Анаксимандр признавал началом всего ПРИРОДУ БЕСПРЕДЕЛЬНОГО (апейрон), из которой возникают небеса и находящиеся в них миры. Апейрон есть ни что иное, как материя. Существует вечное движение, в котором происходит возникновение небес. Земля парит в воздухе, ничем не поддерживается. Животные рождаются из влаги. Человек был вначале подобен рыбе (происходит от рыбы). Дожди образуются из пара, испускаемого землей. Анаксимандр создал геоцентрическую модель космоса. Сделал первую географическую карту.

Анаксимен (570-500 гг. до н.э.). Ученик Анаксимандра. Началом всего Анаксимен признавал ВОЗДУХ. Богов не отрицал, но утверждал, что они тоже произошли из воздуха. Земля плоская, парит в воздухе. Движение вечно, и благодаря ему все вещи превращаются друг в друга.

Гераклит (540-460 гг. до н.э.). Труд Гераклита «О природе» отличается сложным изложением (за что Гераклита прозвали «темным»). Основа всех вещей по Гераклиту – ОГОНЬ. Все в мире происходит по определению судьбы. Противоречивость сближает. Разнообразие порождает прекраснейшую гармонию. Скрытая гармония сильнее явной. Для Бога все прекрасно, хорошо и справедливо. Люди же одно приняли за справедливое, а другое – за несправедливое.

Пифагорейская школа.

Пифагорейская школа – замкнутая корпорация ученых, в которую принимали только после длительного испытания. Имущество вступающих в пифагорейский союз обобществлялось. Члены союза жили вместе. Пифагорейцы придавали большое значение словам, называли их «заклинаниями» (omnia) (Nome nest omen). В основе всего – ЧИСЛО. 10 - это совершенное число. В Солнечной системе девять планет. Следовательно, десятая – это антиземля: антихтон.

Пифагор – древнегреческий философ, ученый, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор. Учился в Египте математике и астрономии. Пифагор верил в переселение душ после смерти. Выработал предписания относительно пищи и поведения. Разработал учение о трех образах жизни (наивысший – жизнь созерцательная). Пифагор занимался арифметикой и геометрией, астрономией и космологией. Был геоцентристом. Первым употребил слово ФИЛОСОФ. Пифагор считал, что душа бессмертна, все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, ничего нового вообще не происходит (Nil sub sole novum).

 

Элейская школа.

Элейцы считали, что бытие едино (непрерывно, неизменно, присутствует в любом элементе действительности).

Ксенофан (570-478 гг. до н.э.). Считал, что все боги – плод людской фантазии. Люди придумали богов по своему образу, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Антропоморфическому политеизму (человекообразному многобожию) Ксенофан противопоставлял философское понятие единого Бога, неотделимого от природы.

Парменид (540-460 гг. до н.э.). Ученик Ксенофана. Известна его поэма «О природе». Критерий истины по Пармениду – разум. В чувствах точности нет. Существует два начала всего сущего – огонь и земля. Вселенная вечна и неподвижна.

Зенон (490-430 гг. до н.э.). Ученик Парменида. Развивал учение о Едином. По Аристотелю, Зенон – основатель диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Зенон известен своими парадоксами (апориями), обосновывающими невозможность движения и пр.

Учение Демокрита.

Левкипп (V век до н.э.) – один из основателей античной атомистики. Продолжил материалистическую традицию милетской школы. Впервые выдвинул теорию атомов. Сочинения Левкиппа и Демокрита были объединены и изданы под названием «Corpus Democriteum».

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – родоначальник греческого атомизма и материализма. Слушал философов Элейской и Пифагорийской школ. С научной целью посетил Вавилонию, Египет, Иран, Аравию, Индию и Эфиопию. Утверждал, что все сущее состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы. Развивал нравственные идеи: источник зла – в неведении; всюду необходимо чувство меры; честность и нечестность обнаруживается не только в действиях, но и в намерениях.

 

Софисты

В пятом веке софистами стали называть платных преподавателей философии и красноречия (риторики) и искусства спора (эристики).

Эристика (греч.) – искусство вести спор

Риторика (греч.) – наука об ораторском искусстве

Софист Гераклит считал, что человеческое познание относительно. Общепризнанной и неизменной истины для человека нет и быть не может.

Горгий поражал Афинян своим красноречием. После себя оставил трактат «О несуществующем, или О природе». Горгий утверждал, что нет никакого бытия вообще. Три главных положения Горгия:

1) ничто не существует;

2) если что-либо и существует, то оно не познаваемо для человека;

3) если нечто и познаваемо, то непередаваемо и необъяснимо для ближнего.

Софист Протагор (480-410 гг. до н.э.) (из города Абдер) был обвинен в атеизме в Афинах в 441 году. Его книга «О богах» публично сожжена. Основные произведения Протагора – «Истина», «О сущем», «Великое слово», «Противоречия». Протагор считал, что у каждого человека своя истина. Ее критерием является восприятие здорового и нормального человека. По Протагору, человек есть мера всех вещей: сущестующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Софист Продик (5 век до н.э.) занимался проблемами языка. Он утверждал, что прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Продик разрабатывал синонимику. Продик занимался также происхождением и сущностью религии, за что был прозван «безбожником».

 

Сократ

Сократ (470-399 гг. до н.э.) – один из основателей диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

Диалектика (греч.) - 1) метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии;

2) процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречвости;

3) искусство вести спор (в древней Греции).

Сократ излагал свое учение устно. Главные источники сведений о Сократе и его учении – из работ Ксенофонта и Платона. Сократ считал, что к счастью ведет лишь один путь – добродетель. Все добродетели есть формы одной лишь основной правды. Все пороки проистекают из одного источника – лжи. Найти правду можно только размышлением, постоянным анализои своих поступков и суждений. Добро и красота тождественны. Сократ советовал заниматься науками настолько, насколько это необходимо для жизни. Наиболее важной наукой Сократ считал умение управлять собой и людьми.

 

Платон

Платон («ширина» - его так прозвали за широкие плечи и широкий лоб) (427-347 гг. до н.э.), настоящее имя – Аристокл. Платон много путешествовал (Египет, Африка, Южная Италия, Сицилия). В 387 г. основал в роще Академа свою школу, знаменитую Академию (была закрыта при Юстиниане в 529 г. н.э.). В Академии преподавали математику, философию, политику, право.

Известно множество трудов Платона: «Апология Сократа» (апология – неумеренное восхваление чего-нибудь, защита, обычно предвзятая), «Протагор», «Государства», «Софист», «Политик», «Законы». Платон стремился приблизить теорию государства к жизни. Развивал учение об «идеях», за что был признан «отцом идеализма».

 

Аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – творец логики, силлогистики, естествознания, риторики, теории искусства.

Силлогистика – учение о логической дедукции, котором рассматриваются рассуждения в виде силлогизмов. Силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащее0 и предикаты (сказуемое), объединены общим (средним) термином, обеспеивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении. Например, «Все металлы –электропроводны, медь – металл, значит, медь электропроводна».

Аристотель – ученик Платона. В 343 г. становится воспитателем Александра Македонского. В 335 г. основывает свою школу – Ликей (Лицей) близ Афин, около храма Аполлона. Беседы с учащимися Аристотель осуществлял, прохаживаясь в аллеях, поэтому его школу называли перипатетической (peripatetikos – совершаемый во время прогулки).

Оснлвные работы Аристотеля: «О справедливости», «Софист», «Пир», «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных», «О частях животных», «О душе», «Поэтика», «Риторика».

Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли современного ему знания. «Первая философия» (Метафизика) содержит учение об основных формах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Идеи (эйдосы) – внутренние движущие силы вещей, неотделимы от них. Источник движения и изменчивого бытия – «ум» (нус). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» отличает человека от животного. Центральный принцип этики – разумное поведение, умеренность. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. (Охлократия (ochlos – толпа, чернь + kratia - власть) – господство «толпы».

 

Философы древнего Рима

 

Римская философия начинается с имени Марка Туллия Цицерона. Цицерон – это скорее культурное явление, чем научное. Он создал не только литературный латинский язык, но и латинскую философскую терминологию (до него существовали только греческие термины философии). Цицерон был скорее эклектиком ( он описал и обобщил основные греческие философские течения, так и не примкнув к какому-нибудь из них определенно). Философские сочинения Цицерона – «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.

Прославился в веках как представитель античного атомизма римский философ и поэт Тит Лукреций Кар(1 век до н.э.). Вслед за Демокритом и Эпикуром он был приверженцем атомического материализма. Его величайший труд – поэма «О природе вещей» (De rerum naturae).

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский приверженец стоицизма. Однако многие положения философской теории Сенеки отличают его от греческих стоиков. Например, заявление Сенеки об изначальной греховности человека. Часто высказывания философа предвосхищают идеи христианства. Сенека выражал презрение к смерти, проповедовал свободу от страстей. Известно его философско-этическое произведение «Письма к Луцилию», трактаты «О благодеяниях», «О милосердии», «О спокойствии духа».

Эпиктет (50-140 гг. н.э.) – римский философ-стоик. Раб. Вольноотпущенник. Известны его «Беседы», содержащие моральную проповедь (центральна тема – внутренняя свобода человека). «Беседы» записаны его учеником Аррианом.

Марк Аврелий Антонин (121-188 гг. н.э.) – римский император (161-180 гг.), представитель позднего античного стоицизма, автор «Размышлений» (“Ad se opsum” // “Meditationes”). Учителем Аврелия был Квинт Юний Рустик, преподававший учение Эпиктета. Стоическое учение привлекло М. Аврелия своей этикой, которая рассматривалась как практические уроки жизни. Интересны некоторые идеи М. Аврелия, например:

- ум находится вне души человека и является частью универсального космического ума;

- после смерти человека его ум растворяется в общем божественном уме;

- надо сохранять внутреннее спокойствие души, т.к. все в мире целесообразно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.