Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕМОКРАТИЯ УЛУЧШАЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ



Когда мы оглядываемся назад на наших авторитарных предшественников, складывается впечатление, что большинство из них охотно подчинялось требованиям окружающих. По-видимому, они обладали способностью подчинять свои желания воле вышестоящих.

Однако если мы пристальнее вглядимся в ситуацию, то обнаружим, что что-то не так. Люди не подчинялись. Наоборот, они восставали, притворясь больными или придумывая отговорки. Очевидно, что авторитарный уклад жизни или работы способствовал развитию психических расстройств.

В авторитарном обществе было неприемлемо говорить «нет» открыто и отстаивать свою позицию. Единственный способ не делать то, чего не хочется, — это прикинуться неполноценным. Таким образом, люди могли делать все, что хочется, тем не менее заявляя о своих благих намерениях и сохраняя чистую совесть.

Они не просто прикидывались неполноценными, что было бы лишь обманом. Они действительно ничего не умели или обманывали самих

себя, совершенно в этом не сомневаясь. Жестокие последствия таких игр варьировались от простых оплошностей до психических заболеваний. А физическая неполноценность могла выражаться и небольшой головной болью, и смертельным исходом.

Вместо того, чтобы сказать: «Нет, что-то мне сегодня не хочется», женщины обычно говорили: «Ах, у меня голова разболелась». Когда человек не хотел решать возникающие проблемы, например, устраиваться на работу, или жениться, или с кем-то сотрудничать, он никогда не выражал свое нежелание открыто. А иначе все поймут, что он не подчиняется, и он лишится всех своих привилегий.

Человек лучше заболеет и таким образом объяснит и оправдает свой отказ. Фраза «Я не хочу...» была абсолютно неприемлемой, но «Я не могу» — это дорога к свободе. «Если бы у меня не было аллергии буквально на все, я мог бы найти работу».

«Я НЕ МОГУ ВОДИТЬ МАШИНУ»

Иногда мы видим, что разного рода фобии являются скрытым неподчинением.

К нам пришла молодая женщина и сказала, что ужасно боится водить машину. Она воспитывалась в авторитарной семье, и ее отец был чрезвычайно властным человеком.

Она вышла замуж за очень мягкого и нежного человека. А он был воспитан так, что чувствовал любовь, только если о нем заботились и выполняли все его желания.

Она посвятила всю себя своему мужу. Ему достаточно было намекнуть, и она уже бегала сломя голову по магазинам, выискивая то, что муж заказал на обед. Хотя она и умела приспосабливаться, но возмущалась его скрытой тиранией.

Оба хотели иметь детей. Но из-за ее непереносимого страха перед машинами это невозможно. Она не сможет о нем как следует заботиться. Поэтому молодая женщина пришла к нам на консультацию, желая избавиться от своей фобии.

На первых занятиях мы не стали спрашивать ее про страх. Мы начали с того, что помогли ей стать увереннее в себе, что улучшило ее взаимоотношения с мужем. Она поняла, что чувствовала себя обязанной, а также осознала причины этого. Женщина научилась говорить «нет» дружелюбно и договариваться так, что решение устраивало их обоих.

После того, как она научилась открыто говорить о своих желаниях, она сказала нам, что уже не чувствует такой сильной тирании со стороны мужа. Тогда-то мы и заговорили о ее страхе. Мы объяснили ей, что страх является скрытым протестом, и предложили еще раз попробовать научиться вождению. А за рулем автомобиля она сможет оценить, остался у нее страх или нет.

Она пришла к нам вновь через два месяца и рассказала, что больше не боится водить машину. Жена также сказала мужу, что пока еще не готова иметь детей. Они обсудили этот вопрос и решили подождать хотя бы год, а там видно будет.

Признаки фобии исчезли, потому что в дружелюбной обстановке они уже больше не нужны. Демократия стимулирует психическое здоровье.

Если вы страдаете от непреодолимого страха, мы предлагаем вам спросить себя: «Что изменится, если я перестану бояться?» Возможно, ответив себе на этот вопрос, вы поймете, почему вы боитесь. Осознайте причину вашего страха.

Несмотря на то, что свобода, которую дает нам демократия, улучшает наше эмоциональное состояние, мы все еще не пользуемся всеми ее преимуществами. Это происходит потому, что у большинства из нас не развиты качества, необходимые для того, чтобы демократия стала успешной. Одно из этих качеств — отношение к происходящему с вами и вокруг вас. Мы еще не привели в соответствие наше отношение к жизни и предоставленную нам свободу. Мы — первопроходцы в этой области, сражающиеся между демократией и авторитарным режимом.

Мы не сможем почувствовать радость и удовлетворение от нашей демократической свободы до тех пор, пока не перестроим наше сознание и не станем демократично относиться к себе, к людям и к жизни в целом. В нашем законе сказано: страной управляет народ. Однако горожане ничего не делают. Большинство не знает, какие в обществе на данный момент проблемы. Многие не ходят голосовать. Никто не обсуждает политических вопросов со своими соседями так, чтобы не переругаться. Люди говорят о том, чего им хотелось бы, а не требуют этого от представителей власти. Мы жалуемся на бестолковое правительство, однако суть проблемы в том, что мы сами — безответственные граждане.

Если бы мы захотели стать ответственными, мы могли бы установить официальную систему записи предвыборных обещаний кандидата и снимать с должности тех, кто нарушает свои обещания.

Это отсутствие ответственности с нашей стороны проистекает из нашего воспитания. Нас не научили что-то решать. Многим из нас говорили: «Нечего тебе знать, почему. Твое дело выполнить или умереть». Наша задача — выработать в себе чувство ответственности.

Мы уже подошли к тому, что больше не хотим повиноваться ничьим приказам. У детей теперь нет возможности наблюдать, как мама безоговорочно подчиняется папе. Однако мы еще не до конца поверили в свои способности, а по правде сказать, и не умеем так сотрудничать, чтобы при всем том оставаться независимыми. Мы колеблемся между зависимостью («ты мне нужен») и независимостью («мне никто не нужен»).

Обещание диктатора: «Дай мне полную власть и ответственность, и я решу все твои проблемы». К сожалению, подобное приходится испытывать ребенку. Родители контролируют все его действия и решают все его проблемы: «Я не хочу, чтобы ты играл с Джонни. Он обязательно втянет тебя в какие-нибудь неприятности».

Итак, мы видим два отношения к проблеме.

/. «Яне хочу, чтобы люди учили меня, что делать».

2. «Мне нужен кто-то, кто решит все мои проблемы за меня».

Эти отношения ставят наше правительство в чрезвычайно затруднительное положение. С одной стороны, мы все ругаем наши законы, критикуя их бестолковость, с другой стороны, мы отчаянно пытаемся заставить правительство решить все наши проблемы. Мы жалуемся на высокие налоги, и, вместе с тем, хотим получать государственные премии.

НЕЧТО ЗА «ПРОСТО ТАК»

Всякий раз, как вы надеетесь, что производство даст вам премию или определит новые дотации, вы хотите, чтобы государство заставило платить деньги ваших соседей, а может, они не хотят покупать или оплачивать неизвестно что. Вы просите первого участника (правительство) взять (не заработать) деньги у второго участника (вашего соседа) и потратить в пользу третьего участника (вас).

Этот непрямой способ точно гарантирует, что так как деньги не принадлежат тому, кто их тратит, и он тратит их не на себя, то, скорее всего, он не будет слишком придираться к цене и качеству.

Сделка потребует много непродуктивного труда (высчитать размеры налогов и оценить стоимость программы).

Человек, который платит против воли (налогоплательщик), потом чувствует обиду.

Вам будет все равно мало того, что правительство даст вам. К тому же вы начнете возмущаться его попытками контролировать ваши расходы.

В конечном счете правительству придется брать все больше и больше денег у вашего соседа, чтобы и дальше давать вам просто так то, что вы хотите. Эта неэффективная спираль приводит к экономическим трудностям.

Это желание получить нечто за «просто так» не только создаст проблемы в экономике, оно также лишает вас удовлетворения, которое вы чувствуете, когда приносите кому-то пользу. То, что у вас есть это стремление, говорит о вашей низкой самооценке, а также о том, что вы не верите в свою способность самостоятельно добиваться того, чего вы хотите.

«Я СДЕЛАЮ ЭТО ЗА ТЕБЯ»

Мы с Кэт Кволс вместе работали над книгой «Радость воспитания», и нам удалось издать ее небольшим тиражом. Вскоре после выхода книги мы получили письмо от редактора журнала «Психология сегодня». Он прочитал книгу и поинтересовался, не хотим ли мы издать эту книгу большим тиражом. Мы позвонили ему и договорились о встрече. Он был полон энтузиазма. Редактор сказал нам, что книга может стать бестселлером. Он знает одно очень крупное издательство и будет счастлив показать там нашу книгу и узнать, возьмутся ли они ее напечатать.

Когда мы выходили из его конторы, мы чувствовали себя потрясающе. Мы решили это отметить. На самом деле, это был один из самых счастливых моментов в нашей жизни!

Но... эта эйфория длилась совсем недолго.

До этого счастливого момента мы прилагали много усилий к тому, чтобы больше людей смогли прочитать книгу. Каждый день у нас возникали новые идеи, планы. Мы осуществляли один проект за другим. Звонили по книжным лавкам, создавали радио- и телевизионные шоу, ездили по стране, читая лекции, посылали письма, звонили по телефону. Одни идеи срабатывали, другие — нет. Все же трудности придавали вкус нашей жизни. Прошло три месяца — мы все еще ждали, пока издатель «сделает из нашей книги бестселлер». Мы не слишком-то волновались, поскольку понимали, что такие дела, требуют времени. Однако мы вдруг поняли, что за последние три месяца в нас вселилось ощущение пустоты. Мы стали раздражительны и ворчливы, и нам стало не очень-то весело.

Мы надеялись, что кто-то «сделает это за нас». Мы поняли, что перестали работать! Мы ждали, что издатель приедет и решит все наши проблемы. Чувство радости и удовлетворения ушло из нашей жизни. Мы упустили множество великолепных предложений.

Мы посмотрели отчет о продажах и поняли, что количество купленных экземпляров сократилось со ста двадцати до шестидесяти в месяц. Прежде это число стабильно увеличивалось каждый месяц.

Мы решили больше не ждать. Мы еще не знали, возьмется ли крупное издательство за нашу книгу: «Почему кто-то должен вкладывать капитал в нашу книгу, если мы сами не хотим этого делать».

Я и Кэт снова вернулись к работе так, как будто мы никогда не слышали, что кто-то хочет нам помочь. Мы решили, что сами сделаем эту книгу такой популярной, что в итоге мы поможем крупному издателю, а не он нам. Мы хотели получить радость от процесса работы.

Еще через три месяца редактор позвонил нам и сообщил, что издательство было бы радо напечатать нашу книгу, но только что выпусти-

ло другую книгу по воспитанию детей. Мы даже не расстроились. К тому времени наши усилия стали оправдывать себя.

Сейчас нам каждый день присылают заказы на книгу со всей Северной Америки. За последний месяц мы продали 1047 экземпляров. Это пока еще не бестселлер, но мы работаем над этим. Из всей этой истории мы вынесли нечто гораздо более важное, чем количество экземпляров, — мы поняли, что достижение цели является мерой того, что МЫ делаем. Это помогает чувствовать себя значимым, важным и нужным.

Время от времени я забываю урок, извлеченный из истории с редактором журнала «Психология сегодня», и начинаю искать того, кто все сделает за меня. Или начинаю обвинять кого-то в своих ошибках. Тем не менее, взяв на себя ответственность за свое собственное счастье, вы вознаграждаетесь сторицей. Надеюсь, что вы присоединитесь ко мне и станете более ответственными, и тогда демократия начнет приносить плоды.

Глава пятая Умение достойно разрешать конфликты

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

В первой главе мы говорили о том, что совокупность убеждений, идущих из детства, влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающими.

Важно помнить, что родители воспитывали многих из нас так, как их научили их родители, а тех, в свою очередь, воспитывали их родители.

В этом кроется серьезная проблема, поскольку наши бабушки и дедушки были воспитаны не для демократии. Они научились тому, как готовить детей к жизни при диктатуре, в обществе, гораздо более авторитарном, чем сегодня в Северной Америке.

Для того чтобы нормально жить при демократии, нам нужно быть ответственными и уверенными в себе, а не послушными и покорными. Зачастую нам трудно быть уверенными в себе, так как родители не сумели развить в нас это качество.

Чтобы научиться уверенности, нам не только нужно хорошо понимать, что это такое, но и пересмотреть свои мысли, чувства и поведение, то есть ту невербальную информацию, которую мы неосознанно передаем окружающим. Это незаметные подсказки, говорящие о том, что нас легко сбить с толку и запугать. Изучите следующие двенадцать пунктов.

ДВЕНАДЦАТЬ СТУПЕНЕЙ К УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 1- Будьте добры и, вместе с тем, настойчивы.

Быть уверенным в себе — не значит быть пассивным, агрессивным или надменным. Это золотая середина между уважением к другому человеку (доброта) и уважением к себе (настойчивость).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.