Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФАКТОРЫ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТИ



Мы сможем лучше понять себя и окружающих, если будем рассматривать наши проблемы как неготовность справиться с возникающими трудностями. Жизнь всегда подкидывает какие-то испытания. Время от времени все складывается как нельзя лучше, а бывают моменты, когда удача поворачивается к вам спиной. Однако эти трудности перерастают в проблемы, только если мы к ним не готовы. Можно разделить факторы, способствующие нашей неподготовленности, на четыре группы.

1. Ошибочные жизненные принципы.

2. Недостаточный социальный интерес.

3. Отсутствие информации и умения справляться с трудностями.

4. Давление со стороны общества.

Мы уже обсудили жизненные принципы в предыдущей главе. О социальном интересе мы поговорим в последней главе книги.

Третий фактор — отсутствие знаний и умений — часто считается чуть ли не главной причиной того, почему люди не могут справиться с проблемой. Смешно, но этот фактор является наименее вероятным источником неудач!

«Что с тобой случилось? Ты что, не знаешь, что нельзя этого делать?!» Это восклицание подразумевает, что единственной причиной вашей ошибки было отсутствие информации. Редко, когда это на самом деле так.

Иногда нам не хватает знаний, но если причина действительно в этом, то мы не чувствуем себя, как выжатый лимон, — проблема не угнетает нас. А если вы в отчаянии, не знаете, что делать, или готовы уйти от решения проблемы, то это сигнал к тому, что какой-то другой фактор (не этот) ограничивает вас. Если бы дело было только в отсутствии знаний, вы, осознав это, начали бы читать, изучать, обсуждать ситуацию, то есть двигаться в сторону решения. Вы наслаждались бы процессом познания, а не впадали бы в отчаяние.

Естественно, меняя какие-то свои убеждения, вы нуждаетесь в определенной информации. Вы сможете приобрести эти новые знания, прочитав пятую главу об уверенности в себе и умении разрешать конфликт.

Эта же глава посвящена подробному разъяснению четвертого — социального — фактора. Мы обсудим, как быстро изменяющаяся обстановка в обществе влияет на нашу способность жить вместе, работать вместе и любить вместе.

ОБРАЗЦОВЫЙ ГРАЖДАНИН

Гражданин авторитарного общества Гражданин демократического общества
Послушный Ответственный
Не интересуется, почему Спрашивает: «Почему? Чувствует ответственность перед требованиями ситуации
Боязливый реагирует на страх Воодушевленный и бодрый. Подбадривает других
Ведомый Принимает решения, согласовывая их с остальными
Пассивный Активный, уверенный в себе
Деспотичный с теми, кто «под ним» послушный с теми, кто «над ним» Может быть и лидером, и подчиненным — зависит от ситуации; не боится потерять свой авторитет
Ощущает себя грешником Обладает чувством равенства, считает себя достойным
Лишен самоуважения — идет на поводу у окружающих Наделен способностью влиять на других людей
Боится испортить репутацию, если совершит ошибку, тем самым ограничивая свои творческие способности Не боится быть несовершенным, что развивает его способности к творчеству
Знает, что хорошо, а что плохо, исходя из того, что говорит по этому поводу диктатор Прежде чем делать выводы, вникает в суть и разбирается в ситуации
Либо зависимый, либо независимый Взаимозависимый
Говорит «нет», только если готов сражаться Говорит «нет» открыто, достигая обоюдного согласия
Выполняет приказы Берет ответственность
Соглашается, независимо от желаний, потом жалуется Голосует, затем добивается от представителей власти ответа

Как вы воспитали бы ребенка, желая, чтобы он стал образцовым гражданином в стране, которой правит диктатор? Какие качества вы стремились бы в нем развить? Хотелось бы вам, чтобы ребенок, живущий в демократическом обществе, обладал теми же качествами?

Изучите нижеприведенную таблицу. Характеристики в левом столбике кажутся нам уместными для человека, живущего в тоталитарном обществе. Черты, перечисленные в правой колонке, существенны, если мы стремимся к демократии.

Заметьте, что обе колонки отличаются друг от друга коренным образом. В наше время мы сталкиваемся с тем, что по закону, казалось бы, мы живем при демократии. Но только немногим родители привили качества, необходимые для того, чтобы быть ответственным гражданином в нашем обществе.

В книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания» подробно написано, что нужно делать родителям, чтобы воспитать ответственных, уверенных в себе детей. Здесь мы не будем вдаваться в подробности. Мы хотим исследовать, как наши авторитарные, консервативные традиции не только препятствуют развитию демократии, но и влияют на психическое здоровье. Изучая приведенную ниже таблицу, спросите себя, какие качества воспитывали в вас ваши родители.

БАЛОВСТВО

На протяжении многих столетий наша цивилизация стремилась все себе подчинить, в том числе одни люди подчиняли себе других. На этой основе базировались и наши культурные ценности. В людях воспитывалась рабская психология. Многие идеи, изначально направленные на построение сотрудничества, подгонялись под нужды системы, приобретая совершенно иное звучание и утверждая, что сотрудничать можно, но только под надзором. Даже религиозные идеи постепенно искажались, оправдывая концепцию того, что некоторые люди обладают священным правом управлять и контролировать других.

Такие воспитательные методы, как «пожалеешь розгу испортишь ребенка», тоже меняли свое значение. В результате вырастали целые поколения детей, готовых позволить другим людям управлять своей жизнью.

Какой же первоначальный смысл имела эта поговорка? Наш коллега Оскар Кристенен с группой семинаристов исследовал происхождение этой пословицы. Они обнаружили, что в ней говорится о приспособлениях, которыми когда-то пользовались пастухи. В библейские времена пастухи использовали преимущественно два орудия труда: прут (розгу) и посох. Посох был палкой с крючком на конце, которым удерживали овцу, цепляя ее за шею. А прут был прямой палкой, используемой для направления стада. Если овца отбивалась, пастух

пользовался прутом и, осторожно прижимая его к боку овцы, загонял ее обратно.

Таким образом, можно сказать, что «пожалеешь розгу (прут) испортишь ребенка» означает: «Ты должен обеспечить ребенку РУКОВОДСТВО, или ты его испортишь». Почему-то многие из нас понимают эту поговорку иначе: «Бей ребенка розгами, иначе ты испортишь его». Как нелепо! Можете себе представить, что случилось бы, если бы пастух начал бить отбившихся овец? Тогда не только такая овца испугалась бы и убежала, но и все стадо бросилось бы врассыпную.

Почему же эта фраза была неправильно истолкована? Возможно, те, кто хотел управлять людьми, пользовались неточным значением поговорки для того, чтобы оправдать наказания. Тираны запросто прибегали к пыткам, запугивая людей. Если им удавалось доказать массам, что «Всемогущий» смотрит на их методы сквозь пальцы, горожане охотнее подчинялись им. Также, если правители поощряют физические наказания детей, то у молодых людей развивается не только страх наказания, но и отношение к войне как к чему-то логичному. Ребенок вырастает с убеждением, что бить людей — это способ заставить их делать то, что ты хочешь. Повзрослев, эти дети не будут сопротивляться и послушно пойдут на войну отбирать владения более слабых существ.

Мы не утверждаем, что правители сознательно манипулируют массами, придумывая и воплощая способы обмана молодых. Они тоже явились жертвами несовершенства общественной системы. Ложные идеи лишь эволюционировали, подстраиваясь под систему. А ошибочное толкование не было задумано специально. Когда мы читаем Библию и любую другую книгу, мы невольно стремимся найти в ней нечто, подтверждающее наши действия, и часто проходим мимо прекрасных идей, которые помогли бы нам измениться и стать лучше. Мы скорее пытаемся сохранить чистую совесть, чем ставить под сомнение свой образ жизни.

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ

Сейчас многие взаимоотношения нарушены, поскольку мы перешли от авторитарной системы к демократической, не изменив при этом наши авторитарные взаимоотношения. По мере того, как мы пересматриваем наши методы воспитания, мы движемся к более эффективной демократии. Но пока нам надо решить, как сохранить демократию при поколении людей, которые были приучены недооценивать свои силы и чересчур полагаться на щедрого благодетеля.

Следующие три сценки помогут вам понять, как на нас влияет современная общественная ситуация.

Одно или более поколений назад. ХОЗЯИН дома возвращается с работы, и МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЮШКА приветствует его у дверей.

Том: Я пришел.

Джуди: Привет, милый. Как прошел день?

Том (проходит мимо нее, шлепается в свое кресло): Где моя газета?

Джуди: Здесь, дорогой.

Том (щелкая пальцами): Дай мне кофе.

Джуди приносит кофе.

Том: Ну?

Джуди: Что «ну»?

Том: Ну, что на обед?

Джуди: Я думала подать жареное мясо и кукурузу.

Том (сердитым голосом): Теперь слушай сюда, женщина! Ты же знаешь, что я не люблю кукурузу!

Джуди: О, прости, дорогой! Что бы ты хотел?

Том: Пожарь мясо с бобами. Когда все будет готово?

Джуди: Примерно через двадцать минут.

Том: Ты могла их приготовить к моему приходу. Я целый день трудился в поте лица, стараясь обеспечить семью. Как дети вели себя сегодня?

Джуди: Джонни опять дразнил свою сестру. Я сказала, что ты разберешься с этим, когда придешь.

Том: Уж и не знаю, что мне с ним делать! Джонни, ну-ка, поди сюда! Что это я слышу: ты опять обзывал свою сестру? Я жду ответа, молодой человек!

Джонни: Но папа, она...

Том: Никаких «но»! (Шлепая Джонни): Сколько раз тебе повторять, что некрасиво обижать людей!

Джуди: Милый, не будь с ним таким строгим.

Давайте подумаем, какие убеждения могут развиться у Джонни после того, как он проживет в этой обстановке 21 год? Помните: Джонни чувствует себя маленьким и хочет вырасти. Кажется, что у взрослых все привилегии. Становясь старше, Джонни отчаянно пытается быть НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ. Какие ответы он дает на следующие вопросы?

В: Что такое «настоящий мужчина»?

О: «Настоящий мужчина» это начальник. Он грубый и является кормильцем. Люди так в нем нуждаются, что дают ему все, что он хочет. Нет никого важнее хозяина в доме.

В: Как женщина относится к «настоящему мужчине»?

О: Когда мужчина говорит: «Прыгай!», женщина спрашивает: «Как высоко?», выполняя приказ.

В: Могу ли я стать «настоящим мужчиной»?

О: Не уверен. В чем я точно уверен, так это в том, что чувствую себя беспомощным, по сравнению с отцом.

Сестра Джонни тоже делает выводы, формируя мнение о себе и роли женщины.

В: Что требуется от «настоящей женщины»?

О: Она готова подчиниться.

В: Насколько важно женское мнение?

О: Оно вообще не имеет значения. Даже обязанность женщины воспитывать детей то, чему она училась, играя в куклы,, приходится выполнять мужчине («Я сказала, что ты с ним разберешься, когда придешь»).

В: Стоит ли становиться настоящей женщиной в прогрессивном понимании этого слова?

О: Конечно, нет! И даже феминистки не убедят меня бороться за расширение прав женщины.

СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

Джонни вырос и готов доказать, что он «настоящий мужчина». Он выбрал себе в жены «маленькую хозяйку». Итак, Джон приходит после работы домой. Да, необходимо учесть один маленький нюанс — ситуация в обществе изменилась. Действие происходит спустя целое поколение, и «маленькая хозяйка» читает «женский журнал»! Давайте посмотрим, что происходит.

Джон (приходит домой с работы): Привет, я пришел.

Сью: Что у нас на обед?

Джон: Что значит, что у нас на обед? Это женская забота. Что ты делала целый день? Смотрела телевизор и ела конфеты?

Сью: Слушай, забулдыга, не умничай.

Джон: Я весь день работал. Кстати, это я приношу домой колбасу. Могла бы и приготовить что-нибудь.

Сью: А я пишу статью о жестоком обращении с детьми и за этот месяц заработала денег больше, чем ты. Ну, что на обед?

Джон (слабым голосом, смиренно): Ну ладно, я все понял. Что ты будешь есть?

Сью (с раздражением): Ты всегда будешь таким нытиком? Неужели ты не можешь сам решить? Почему ты всегда спрашиваешь меня?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.