Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЯТЬ ШАГОВ ТОЛКОВАНИЯ СНОВ



Шаг 1.Как только проснулись, запишите сон и испытываемое чувство.

Шаг2. Сделайте список предстоящих испытаний или трудных задач, которые вам необходимо в данный момент решить.

Шаг3. Посмотрите, как чувства, пришедшие во сне, могут оправдать вред, который вы могли бы причинить себе и окружающим, относительно одной из поставленных задач.

Шаг4. Ищите смелое решение, как можно использовать это чувство в связи с предстоящими испытаниями.

Шаг5. Скажите себе с настоящим авантюризмом: «Интересно, выберу ли я действие, приносящее вред, или все-таки смелое решение?»

Джон использовал метод пяти шагов, чтобы понять следующий сон.

Шаг 1. Сон: «Я плыл под водой и мог разглядеть каждый камешек на дне озера. Вода была кристально чистой. Я мог находиться под водой, сколько хотел, хотя у меня не было никакого дыхательного аппарата».

Чувства: «Я чувствовал себя уверенным и свободным».

Шаг2. Вопросы «на повестке дня» и предстоящие испытания:

• Нужно ли мне покупать новую машину?

• Мне придется идти на вечеринку в субботу.

• Я должен решить, какие счета оплатить в первую очередь.

• Планирую построить полки в гараже.

• Босс требует отчет в письменном виде к среде.

Шаг3. Если грозит неприятность: «Возможно я хотел ощутить себя сверхуверенным в себе, будто я супермен и могу все. Аля чего мне нужно это чувство? Возможно, это связано с покупкой новой машины. На самом деле я не думаю, что могу себе это позволить, но мне очень хочется иметь новую машину. Может, если я почувствую себя суперменом, то смогу оправдать покупку, и это чувство придаст мне уверенности, что потом я заработаю эти деньги. Возможно, ощущение того, что я все отчетливо вижу, позволит мне избежать пристального изучения моих финансовых возможностей. Таким образом, я смогу просто купить то, что мне хочется, даже если потом у меня будут проблемы с кредиторами».

Шаг4. Если поступить мужественно: «Возможно, я создал ощущение "приятно, когда все отчетливо видно", для того чтобы тщательно изучить свое материальное положение и все, что касается покупки. Тогда я смогу найти наиболее приемлемый вариант».

Шаг 5. «Интересно, что же я решу?»

ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ

Даже несмотря на то, что из-за субъективности вашего подхода трудно выявить цель, вы все же можете повысить свои шансы избежать неприятностей. Например, сон Джона мог на самом деле относиться к предстоящей вечеринке или связан с требованиями, которые предъявлял к нему босс. Однако благодаря методу пяти шагов он сможет принять лучшее решение хотя бы относительно новой машины.

Признавшись самому себе, что он пытается игнорировать свое финансовое состояние (шаг 3) и рассмотрев затем смелую альтернативу (шаг 4), маловероятно, что он сделает необдуманную покупку.

Дрейкурс называл процесс осознания возможного вреда «плевком в собственный суп». Вы все равно сможете съесть его, но он уже не .так аппетитен.

Мы предлагаем, чтобы одновременно с «плевком в тарелку супа» вы обеспечивали себя альтернативной тарелкой «смелого супа». Таким образом, имея в запасе две возможности, вам будет легче двигаться в желаемом направлении и избегать дорогостоящих «вынужденных» решений.

СОН ПРОФЕССОРА

Преподаватель колледжа поделился с нами тем, как он воспользовался пятью шагами для объяснения своего сна.

Шаг1. Сон: «Япришел в аудиторию вовремя. Все студенты были на месте, но чего-то не хватало. Школа не обеспечила нас чем-то нужным. Поэтому я вышел и отправился куда-то, куда мне очень хотелось. В итоге я хорошо провел время.

Я посмотрел на часы. Занятия должны были начаться в 8.00, а сейчас уже 11.00. Я стал размышлять: "Стоит ли вернуться и наверстать упущенное?" Мне было интересно, остался ли кто-нибудь из студентов дожидаться меня. К тому времени я уже понял, как решить свою проблему. Я вернулся в класс, где меня все еще ждали несколько студентов. Те, кто ушел, наверняка разозлились. Я подумал, что все в порядке, раз уж те двое меня так долго ждали, значит, они разделяют мои взгляды и мне будет легко привлечь их на свою сторону».

Чувство: «О, нет! Слишком поздно! Грядет что-то ужасное, какое-то эмоциональное напряжение и что-то, связанное с несоответствием. Тем не менее, я чувствую, что способен справиться с этим».

Шаг 2. Вопросы «на повестке дня» и предстоящие испытания:

• Следует ли мне заводить детей?

• Нужно написать отчет о доходах в налоговую инспекцию.

• Студенческая стипендия моей жены может быть снята.

• Мне придется читать лекцию.

Шаг 3. Если мне грозит неприятность: «Возможно, я сомневаюсь в своей способности прочитать блестящую лекцию. Скорее всего, я придумал сон, чтобы помочь себе почувствовать, что другие не сделают того, что должны. Может, я слишком много требую от них, чего они не в состоянии будут выполнить. А потом, если я не справляюсь с лекцией, можно будет свалить всю вину на школу».

Шаг 4. Если поступить мужественно: «Возможно, я придумал сон, чтобы не слишком зависеть от окружающих. Может быть, я использую это чувство, чтобы стать более ответственным».

Шаг5. «Интересно посмотреть, что же я выберу?»

Не пренебрегайте методом пяти шагов. Он очень важный. Жизнь ставит перед нами задачи. Для того чтобы смело встречать их, не стоит осуждать себя за свои неудачи. Этот метод не поможет, если вы скажете себе: «Ой, нет! Я лучше не буду ошибаться». Здесь нужен смелый авантюризм, когда вы одобряете себя, даже потерпев неудачу. Это и называется «смелость быть несовершенным».

Глава третья Наше мнение о себе

Что делает людей такими, какие они есть? Что такое личность и как она формируется? Проанализируйте следующие две идеи.

1. Личность — это совокупность мнений (убеждений), которые мы составили о себе, о жизни, об окружающих.

2. Наши убеждения сложились, исходя из принятых нами решений. Эти решения основаны на том, как мы понимали происходившие в нашем детстве события.

Когда мы рассматриваем личность как набор факторов, сформированных выводами и значениями, которые ребенок вкладывал в те или иные события, мы обретаем свободу и в состоянии изменить любое человеческое качество, которое нам" мешает. Мнение всегда можно изменить.

Давайте поближе рассмотрим, что же такое личность.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Оглядите комнату и найдите закрытую дверь. Откройте ее и выйдите из комнаты, а затем вернитесь обратно. Как вы это сделали? Мы полагаем, что вы просто вышли. Без колебаний, не проверяя ее сначала. Вы просто уверенно вышли.

Теперь выйдите в ту же самую дверь, только на этот раз изменим сценарий. Представьте, что вы в космическом корабле. Ваш корабль только что прибыл на чужую планету в отдаленной и неизвестной галактике. Здесь раньше никто никогда не бывал. Вы не имеете ни малейшего представления о том, можно ли дышать воздухом на планете, не поджидают ли снаружи враждебные существа, готовые напасть на первого, кто выйдет из корабля. Как вы выйдите из двери при таких обстоятельствах? Будете ли вы колебаться или вовсе откажетесь выходить? Может быть, вы сначала осторожно принюхаетесь, открыв дверь, затем с опаской выглянете наружу.

Почему вы ничего не боялись в первом случае? Вероятно, вы думаете: «Потому, что в первый раз я знал, чего ожидать». Действительно ли вы знали, чего ожидать, или просто действовали так, как будто зна-м-г, что вас ждет?

Давайте объективно взглянем на ситуацию. В первый раз, когда вы вышли через дверь, не мог ли воздух снаружи оказаться отравленным из-за аварии грузовика с ядохимикатами, а может, грабитель поджидал первого, кто выйдет, чтобы наброситься на него? И, хотя все возможно, шансы на то, что это произойдет, очень малы. Поэтому вы предполагали, что выходить наружу через эту дверь безопасно. Подобные предположения помогают нам справиться с неизвестным в этой жизни. Мы все формируем убеждения, чтобы «безопасно» идти по жизни. Без них мы не могли бы принимать активное участие в происходящем.

Итак, учитывая все вышесказанное, давайте определим личность как совокупность предположений (убеждений и решений) человека о жизни, о себе и об окружающих, а также его собственное понимание того, что ему нужно сделать, чтобы чувствовать себя нужным, значимым и активно участвовать в процессе жизни.

Наша личность — это уникальный, индивидуальный набор убеждений относительно жизни, который помогает нам совершать те или иные поступки. Если нам кажется это безопасным или, более того, выгодным, мы пройдем через неизвестную дверь, ни секунды не сомневаясь. А если у нас возникает ощущение, что это опасно или вдруг мы попадем в беду, мы будем медлить или вообще откажемся. В любом случае решение опирается на наши ожидания, а не на достоверность.

Нам всем необходима индивидуальность. Без нее мы обречены на бездействие, потому что никто не знает, что произойдет в следующий момент.

ОШИБОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ

Наши ожидания и представления о жизни формируются в детстве, исходя из того, как мы понимаем или объясняем себе те или иные со* бытия. Сталкиваясь с неприятностями и делая выводы, мы вырабатываем некий набор убеждений или стиль жизни, благодаря которому мы действуем и ощущаем свою ценность и значимость.

По мере того, как мы растем, наш стиль жизни (жизненные принципы) дает нам представления о том:

• чего ожидать от жизни;

• чего ожидать от окружающих;

• чего ожидать от себя самого;

• каковы наши способности;

• каковы шансы найти свое место в жизни и быть вместе с людьми.

Эти оценки часто переносятся во взрослую жизнь. Ошибочное понимание того или иного вопроса является источником многих конфликтов.

Поскольку система ценностей закладывается в детстве, очень вероятно, что мы что-нибудь недопоняли или по-своему интерпретирова-

ли. Вот основные факторы, которые влияют на формирование личности:

• порядок рождения;

• разница в возрасте;

• пол;

• физические недостатки или проблемы со здоровьем;

• социальное окружение;

• трагедии в семье;

• соперничество детей;

• семейные ценности;

• реакция родителей.

Мы исследуем некоторые способы объяснения человеком каждого из этих влияющих факторов и сделаем выводы. Помните, однако, что это всего лишь обобщения. Поэтому, чтобы лучше и точнее понять себя, отвечайте на вопросы после каждого раздела.

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ

Первенец

Первенцы обычно консервативны. Это происходит, вероятно, потому, что родители строже подходят к воспитанию старших детей. Обычно со вторым и третьим ребенком родительские методы воспитания смягчаются.

Первые дети обычно более сознательны и ответственны, а также чаще оправдывают ожидания взрослых. Эта сверхответственность проистекает оттого, что часто они считают: «Я могу выделиться (среди других людей), потому что знаю, чего хотят ПАПА и МАМА», то есть: «Мама сказала, что ты не должен этого делать. Ты действительно схлопочешь, если сейчас же не перестанешь». Часто они стремятся чего-то достичь благодаря ожиданиям, которые родители возлагают на первенцев. «Ну, Сью, ты же самая старшая. Тебе следовало бы лучше знать, как это делается». Обычно стремление все знать и все уметь становится скорее тяжелой ношей или обязанностью, а не тем, отчего получаешь удовольствие. Это чувство долга часто перерастает в чувство обиды.

Они склонны быть хорошими лидерами, так как провели все детство, руководя или заботясь о младших детях. Самые старшие дети обычно говорят следующее:

«Я порой слишком ответствен за других людей».

«Я работаю больше положенного».

«Окружающие слишком многого от меня хотят».

«Я устал быть самым сильным и обо всех заботиться».

Средние дети

Средние дети из большой семьи не склонны прибегать к крайностям, чтобы выделиться. Их стремление найти себя плавно переходит во взрослую жизнь. Поскольку им приходится иметь дело с большим количеством людей, они гибки и общительны. Однако часто они недооценивают свою способность получать то, чего им хочется.

Что можно услышать от средних детей:

«Мне было трудно найти свое место в семье, Я заметил, что, когда я с друзьями, происходит то же самое».

«У меня была возможность наблюдать, что делали мой брат и сестры, чтобы чего-то добиться или не попасть в беду. Поэтому мне было легко. Я всегда знал, что делать. Во взрослой жизни я проницательный наблюдатель и всегда нахожу путь наименьшего сопротивления».

«Я была единственной девочкой среди двух мальчиков, и родители взваливали на меня всю домашнюю работу. Идо сих пор я считаю, что меня используют в качестве прислуги».

Младшие дети

Младшие дети обычно самые беззаботные. Им никогда не приходилось уступать свое место следующему ребенку. От них уже меньше ожидают чего-то. Это освобождает такого ребенка от необходимости выделиться, так как он и так самый младший. А это иногда вредит его уверенности в себе. В последнем случае он ждет, что о нем будут заботиться и всячески ублажать. Это может навредить ему во взрослой жизни, например, разрушить его взаимоотношения. Иногда они тратят всю жизнь на то, чтобы доказать свою значимость.

Младшие дети говорят так:

«Иногда я чувствую, что окружающие не воспринимают меня всерьез».

«Я был клоуном в своей семье. Будучи взрослым, мне нравится смешить моих друзей».

«В детстве многое делали за меня. И теперь я сомневаюсь в своей способности справиться с ситуацией».

Единственные дети

Единственные дети часто обладают большим честолюбием. Возможно, потому, что нет других детей, которые оправдали бы надежды родителей. Они пользуются безраздельным вниманием матери и отца. В результате они чувствуют себя увереннее, когда общаются один на один.

Они чаще сходятся с людьми старше или моложе себя, нежели с ровесниками, так как у них не было братьев или сестер, чтобы научиться тому, как взаимодействовать с ними. Иногда они идут по жизни на цыпочках, стараясь казаться больше, чем они есть на самом деле.

Единственные дети говорят:

«В детстве мне никогда не приходилось делиться. Теперь иногда мне трудно это делать».

«Когда я был ребенком, мне приходилось самому себя развлекать. Теперь я больше всего люблю одиночество».

У этих характеристик всегда есть исключения. Важно анализировать каждую ситуацию в отдельности. Особенности человека, сложившиеся благодаря тому, каким по счету он родился, — это всего лишь убеждения, сформированные им самим. Поэтому они не закреплены, и всегда можно найти новые, более эффективные.

Вопросы

Какими по счету были вы? Как вы себя чувствовали в этом положении? Есть ли какое-нибудь сходство между тем, как вы ощущали себя в детстве и тем, как вы чувствуете себя сейчас? Чем вы отличались от своих братьев и сестер?

РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ

Разница в возрасте между детьми также может влиять на то, как человек относится к жизни. Например, тот, у кого брат (сестра) на шесть лет старше, может развить в себе черты, скорее, единственного ребенка, чем младшего.

В следующем примере из-за большой разницы между Джимом и Сарой, Сара приобрела черты, более типичные для старшего ребенка. Так получилось, что она была старшей во второй группе детей. Поэтому ей не были присущи качества среднего ребенка.

Фреду 35 лет;

Джиму 34 года;

Саре 24 года;

Джулии 23 года;

Майку 20 лет.

Кроме того, между Фредом и Джимом разница всего в полтора года. По сравнению со своим старшим братом, Джим стал более общительным и преуспел в спорте. В то время как Фред стал неудачником, и в школе его называли «слабаком». Было бы между ними 4 года, Джим не смог бы превзойти старшего брата. Может быть, тогда Фреду удалось бы развить свои атлетические способности.

Вопросы

Как разница в возрасте между вами и вашим братом (сестрой) повлияла на ваше решение о том, как найти свое место в семье?

ПОЛ

Ожидания родителей, возлагаемые на детей разного пола, определяют то, как будет ребенок относиться к себе и чего он сам от себя ждет.

Например, в семье Джонсонов растет мальчик восьми лет и девочка шести лет. Когда мальчику больно, он начинает плакать. Родители ему говорят: «Ну перестань реветь и будь большим мальчиком». А если девочка поранится и заплачет, родители спешат утешить ее.

Сына учат быть жестким и добиваться всего с помощью силы. А девочка учится получать, что хочет, пользуясь своей беззащитностью и зависимостью.

В семье с тремя детьми одного пола больше соперничества, чем в семье, где одна девочка между двумя братьями, и наоборот. Возможно, это происходит из-за того, что у ребенка другого пола особое место в семье просто потому, что он (она) другого пола. Разница в возрасте также отделяет детей одного пола друг от друга. Мы заметили, что, чем больше разница, тем меньше они соревнуются между собой.

Вопросы

Как относились родители к мальчикам и девочкам в вашей семье? Были ли какие-то различия? Как вы к этому относились? Как это связано с вашим отношением к мужчинам и женщинам теперь, во взрослой жизни?

ДЕТСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО

Под соперничеством детей мы не обязательно подразумеваем открытую агрессию одного ребенка по отношению к другому. Альфред Адлер определял соперничество как процесс, когда один ребенок не хочет проявлять способности в той области, в которой его брат или сестра добились больших успехов. Он поступает так, чтобы избегать сравнения. Это боязнь соревнования. Ему страшно: а вдруг он не сможет догнать своего брата или сестру?

Один ребенок может преуспеть в музыке, а другой — в спорте. Часто ребенок, который не справляется с тем, в чем другой стал экспертом, думает, что у него нет к этому способностей. На самом деле, он тоже мог бы добиться многого. Просто он решил не упорствовать и не развивать в себе эти способности. Вот яркий пример детского соперничества: «Билл (автор этой книги), вспоминает Кэт Кволс, любит играть на барабанах. У него отличное чувство ритма. Когда-то он даже организовал свой оркестр. Однако, как только дело доходит до танцев, тут он пасует. Я никак не могла понять, почему человек, настолько ритмичный, чувствует себя неуютно на танцплощадке. Од-

нажды мы смотрели альбом с его семейными фотографиями, и я увидела карточку его сестры, где она была в роскошном, отделанном мехом танцевальном платье. Я попросила Билла рассказать мне о снимке. Он объяснил, что его сестра профессионально занималась танцами. После нашего разговора Билл понял, что дело не в том, что он неуклюжий танцор, а в том, что он перестал практиковаться в результате соперничества. Тогда он решил попробовать научиться, и теперь ему нравится танцевать».

Вопросы

Отказались ли вы заниматься чем-либо, потому что ваш брат (сестра) в этом преуспел (преуспела) ? Хотелось бы вам развить в себе эти навыки?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.