Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 28 страница



В Сифре объясняется: "Может быть, запрещено строить дома так, как они строили, и насаждать виноградники так, как они насаждали? Тора говорит: "...И не следуйте их уставам" - т.е. не следуйте законам и обычаям, принятым ими и их отцами". И там же сказано: "А как они поступали? Мужчина брал "в жены" другого мужчину, а женщина выходила "замуж" за женщину, и женщины брали в мужья одновременно двух мужчин".

Итак, мы выяснили, что запрет следовать обычаям Египта и обычаям Ханаана, не является заповедью, предостерегающей от всех запретных близостей вместе взятых. Но Тора предостерегает от каждой из запрещенных связей отдельно.

Все законы, связанные с выполнением данной заповеди (НД 353), мы уже разъясняли в нашем комментарии на Мишну (Санхедрин 7:4), и там же мы указали, что нарушитель этого запрета карается бичеванием.

И еще ты должен знать, что ребенок, родившийся от запрещенной близости, которая карается "отсечением души", называется мамзером. Исключением является случай, когда женщина в час зачатия находилась в состоянии ниды (НД 346). Ребенок, родившийся от такой женщины, - не мамзер, но он называется бен анида (сын ниды).

Но тот, кого Ашем называет мамзером (Дварим 23:3), приобретает свой статус независимо от того, являлась ли запрещенная близость, в которой он был зачат, умышленной или нет.

Связанные с этим законы разъясняются в четвертой главе трактата Йевамот (49аб).

354-я заповедь - запрещение мамзеру вступать в близость с еврейкой. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Да не войдет мамзер в общину Ашема, и десятое поколение от него не войдет в общину Ашема" (Дварим 23:3).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (786) и в конце трактата Кидушин (69а,72б-76а).

355-я заповедь - запрещение вступать в близость с женщиной, не заключив с ней брачного договора (ктубы) и не вступив с ней в брак (кидушин). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Да не будет блудницы из дочерей Израилевых" (Дварим 23:18). И этот же запрет повторен в иных выражениях в Его речении, да будет Он превознесен: "Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату" (Ваикра 19:29).

В Сифре (Кедошим) объясняется: "Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату" - это запрет отдавать свою незамужнюю дочь для интимной связи без заключения брака, а также запрет незамужней женщине вступать в близость без заключения брака".

И послушай, почему этот запрет повторен в иных выражениях и как оба этих речения дополняют друг друга.

Дело вот в чем. Известно, что, согласно законам Торы, соблазнивший девушку или изнасиловавший ее не подвергается никакому иному наказанию, кроме выплаты денежной компенсации - и он обязан взять в жены обесчещенную им девушку, как разъяснено в Писании (Шмот 22:15-16; Дварим 22:28-29). И поскольку этот проступок наказывается только денежным штрафом, как любые иные имущественным преступления, мы бы могли подумать, что точно так же, как человек имеет право передать другу любое свое имущество или простить ему долг, он имеет право передать любому мужчине свою юную дочь для близости и простить ему причитающийся штраф в пятьдесят сребреников, - ведь эти деньги выплачиваются согласно закону отцу соблазненной или изнасилованной девушки. И возможно, отец имеет право передать дочь для близости на условии, что ему заплатят за это столько-то динаров? Поэтому-то Тора предостерегает отца и говорит ему: "Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату" - поскольку, согласно закону Торы, денежная компенсация выплачивается только в том случае, если девушка уже была соблазнена или изнасилована. Но нельзя совершать подобную сделку по взаимному желанию и согласию обеих сторон (т.е. соблазнителя и отца). И Ашем указал, к чему может привести подобный тип отношений - Он сказал: "Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату, чтобы земля не извратилась и не наполнилась земля развратом". Ведь изнасилование или соблазнение встречаются редко, но, если бы было разрешено вступать в подобную связь с взаимного согласия сторон, разврат распространился бы по земле. И это прекрасно объясняет смысл приведенного речения, а также связанные с этим законы Торы.

Преступивший этот запрет, - т.е. вступивший в связь с незамужней женщиной, - карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Ктубот и Кидушин.

356-я заповедь - запрещение возвращать прежнюю жену, если, получив развод, она уже побывала замужем за другим. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Если некто возьмет жену и... она не найдет благоволения в его глазах... и он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома; и она... выйдет замуж за другого, и возненавидит ее и этот, последний муж, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из своего дома, или же умрет этот последний муж... не может ее первый муж, который отпустил ее, опять ее взять, чтобы она была ему женою... ибо это - мерзость перед Ашемом" (Дварим 24:1-4).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Йевамот (36,116-12а,44аб,69а,78а,88б,95а).

357-я заповедь - запрещение вступать в близость с йевамой (бездетной вдовой - см. Д 216-217). Данный запрет распространяется на всех, кроме брата умершего. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека, вне семьи" (Дварим 25:5).

Нарушившие этот запрет караются бичеванием - и он, и она.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Йевамот (13б,23б,53а,55б,97-100б,102б,114б).

358-я заповедь - запрещение мужчине, совершившему изнасилование и, согласно закону Торы, взявшему в жены жертву своего насилия (Д 218), разводиться с такой женой. И об этом речение Ашема: "Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть отцу девицы даст мужчина, лежавший с нею, пятьдесят сребреников, и ему будет она женою... не может он развестись с ней во все свои дни" (Дварим 22:28-29).

И это запрет, нарушение которого может быть исправлено выполнением заповеди "Делай": "...и ему будет она женою".

В трактате Макот (15а) так и разъяснено: нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением соответствующей предписывающей заповеди. И там сказано: "Если он разводится с такой женой, то должен вернуть ее себе в жены - и бичеванием не карается. Но, если он коэн (а коэну запрещено возвращать жену, с которой развелся) - он карается бичеванием и не возвращает ее".

И знай, что даже в случае, когда еврей (но не коэн) разводится с такой женой, но она умирает прежде, чем он успевает ее вернуть, или же выходит замуж за другого, - нарушивший запрет карается бичеванием, ведь он уже не может исправить свой проступок выполнением заповеди "Делай" - в соответствии с принципом, согласно которому наказание зависит от того, возможно ли выполнить исправляющую нарушение заповедь "Делай".

Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот.

359-я заповедь- запрещение давать развод жене, после первой близости с которой муж ложно заявил суду, что не нашел следов ее девственности (Д 219). И об этом речение Ашема: "И ему будет она женою, не может он развестись с ней во все свои дни" (Дварим 22:19).

И нарушение этого запрета так же может быть исправлено выполнением заповеди "Делай": "и ему будет она женою". Закон, связанный с наказанием нарушителя бичеванием, подобен аналогичному закону о насильнике, который, в нарушение запрета Торы, развелся с изнасилованной им женщиной (НД 358) - и так указано в конце трактата Макот (15а). И там, а также в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

Триста шестидесятая заповедь - запрещение мужчине, у которого половые органы повреждены так, что он не в состоянии произвести потомство, вступать в близость с еврейкой. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Да не войдет в общину Ашема тот, у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член" (Дварим 23:2).

И если такой мужчина берет в жены еврейку и вступает с ней в близость, он карается бичеванием.

Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (70а,75-76а,79б,81аб,83б).

361-я заповедь - запрещение кастрировать самцов любого вида животных, а также стерилизовать мужчин. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен; после того, как в стихе были упомянуты животные "с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными", Ашем сказал: "И в вашей земле не делайте этого" (Ваикра 22:24). И объяснено (Сифра, Эмор): "И в вашей земле не делайте..." - среди вас не делайте".

Преступивший этот запрет - тот, кто кастрировал самца любого вида, - карается бичеванием.

В главе Шмона шерацим (Шабат 110б-111a) объясняется: "Откуда известно, что запрещено стерилизовать человека? Тора говорит: "И в вашей земле не делайте этого" - среди вас не делайте. И даже тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, нарушает этот запрет, ведь сказал раби Хия бар Авун со слов раби Йоханана: "Согласно всем мнениям, тот, кто заквашивает уже заквашенное, нарушает запрет (НД 98), ведь сказано: "Никакое хлебное приношение, которое вы приносите Ашему, не должно быть сделано из квасного" (Ваикра 2:11) и "Не должно оно быть испечено из квасного" (там же 6:10). И тот, кто кастрирует уже частично кастрированного, тоже нарушает запрет, ведь в стихе сказано: "с ятрами измятыми, раздавленными, вырванными или отрезанными". А если уж запрещено отрезать, то тем более нельзя вырывать совсем? Однако сказано так, чтобы научить: тот, кто вырывает до конца после того, как уже было отрезано, тоже подлежит наказанию за нарушение этого запрета".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Шабат (1106-111а,134а,135а) и Йевамот (75а-76а).

362-я заповедь -запрещение возводить на царство в Израиле человека, не рожденного в нашем народе, даже если он праведный гер. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Из среды братьев своих поставь над собою царя, не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе"(Дварим 17:15).

И сказано в Сифри (Шофтим): "Не можешь поставить над собой чужеземца..." - это заповедь "Не делай".

И так же при всех других назначениях, связанных с осуществлением власти Торы (судья, глава ешивы и т.п.) и светской власти, не избирают человека из герое, но только рожденных еврейской матерью, - ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Поставь над собою царя... из среды братьев твоих"

(там же). И сказали мудрецы: "Все правители, которых ты над собой ставишь, должны быть только "из среды братьев твоих" (Йевамот 456).

А то, что царь должен быть именно из сынов Израиля, нам известно также из книг Пророков: царская династия идет от Давида. И ясно сказано мудрецами (Иома 726): "Царской короны удостоился Давид" - и его потомки до конца времен.

Для всех тех, кто верен Торе нашего учителя Моше, царем может быть только человек из рода Давида и из потомков Шломо. А тот, кто не происходит из этого славного рода, в отношении права на престолонаследие называется "чужеземцем" - точно так же, как по отношению к служению в Храме мы называем "посторонним" всякого, кто не происходит из рода первосвященника Аарона. И это ясно и не вызывает сомнений.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактатов Йевамот (456,1016-102а), Санхедрин (366), Coma (41аб) и Нида (496).

363-я заповедь -запрещение царю содержать избыточное количество лошадей. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Из среды братьев своих поставь над собою царя... Только пусть он не заводит себе множества коней"(Дварим 17-15-16).

Он должен ограничить себя так, чтобы не было коней, скачущих перед ним - ни одного лишнего коня, кроме того, на котором он сам скачет. И также ему дозволяется содержать в конюшнях коней, на которых будет сражаться его войско в случае войны. Но лично для себя - всего одного коня.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21б).

364-я заповедь -запрещение царю иметь более разрешенного законом числа жен. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И пусть не обзаводится множеством жен,дабы не развратилось его сердце" (Дварим 17:17).

Разрешенный царю предел: у него не должно быть более восемнадцати жен, соединенных с ним брачным договором (ктубой) и ритуалом бракосочетания (кидушин).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (21аб).

И если царь берет жену сверх разрешенного предела, он карается бичеванием.

365-я заповедь -запрещение царю преумножать свою личную казну. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно"(Дварим там же).

Положенный предел: его личная казна не должна превышать суммы, необходимой на оплату его выезда и его слуг. Но ему разрешено умножать государственную казну, используемую на нужды всего народа Израиля.

И Ашем, да будет Он превознесен, разъяснил причины этих трех заповедей. А именно: "Только пусть он не заводит себе множества коней, чтобы не возвратил народ в Египет ради умножения коней (потому что именно в Египте приобретали лучших коней - Раши)" (там же 17:16); "И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось его сердце" (там же 17:17);"И пусть серебра и золота не умножает он себе чрезмерно (по той же причине, что указана в предыдущем стихе: чтобы "не развратилось его сердце)".

И поскольку их причины были указаны, эти заповеди оказались, как известно, отброшены царем Шломо, да пребудет на нем мир. Несмотря на свои великие познания и мудрость, он позволил себе нарушить эти запреты (решив: "А я умножу жен, но мое сердце не развратится" и т.п.) и оступился.

По словам наших мудрецов (Санхедрин 21б), в том, что произошло со Шломо содержится предостережение сынам человеческим: если бы они ведали причины и смысл всех заповедей, то нашли бы путь их отбросить. Ведь даже такой великий и совершенный человек, как Шломо, оступился и посчитал, что его-то нарушение этих запретов никогда не приведет к греху. А уж тем более пренебрегали бы заповедями люди толпы с ординарным рассудком. Они бы сказали: "Это запрещено, а это предписано только по такой-то и такой-то причине, - значит, мы можем пренебречь самим запретом, но остережемся, чтобы не было тех последствий, из-за которых данное действие запрещено". Таким путем все законы Торы были бы отброшены. Поэтому Ашем, да будет Он превознесен, скрыл причины и смысл заповедей - но нет среди них ни одной, не имеющей причины и смысла. Однако в большинстве случаев обыденное сознание людей не способно воспринять и постичь эти причины. И вместе с тем, как свидетельствует пророк обо всех заповедях: "Приказы Ашема справедливы, они радуют сердце, заповеди Ашема ясны - просветляют очи" (Теилим 19:9).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.