В первой главе мы узнали, что «агапе» – это безусловная любовь, любовь без причины, самоотверженная любовь, которую Иисус явил, когда умер на кресте за наши грехи. Любовь без причины – это любовь, которая не обращает внимание на то, можно ли любить этих людей и ответят ли они на это взаимностью. Любовь «агапе» не ставит никаких условий, не выдвигает никаких требований, ничего не ожидает и ничего не гарантирует, кроме себя самой.
Таким образом, брак, основанный на любви «агапе», представляет собой безролевые взаимоотношения, потому что супруги любят друг друга безусловно, жертвенно, без каких-либо жестких ожиданий в отношении друг друга. Питаемые любовью, их взаимоотношения характеризуются не исполнением фиксированных ролей, а реагированием на нужды.
Для верующих любовь «агапе» должна быть направляющей и движущей силой всех взаимоотношений, включая и супружеские. Симон Петр, один из самых близких друзей и последователей Иисуса, говорит о безусловной, ничего не ожидающей природе любви «агапе» следующее: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу потому что любовь покрывает множество грехов»(1-е Петра 4:8, курсив авт.). Любовь «агапе» не закрывает глаза на грех и не игнорирует его - она покрывает грех подобно тому, как кровь Иисуса покрыла наши грехи, чтобы привести нас в правильные взаимоотношения с Богом. В браке любовь «агапе» означает, что супруги не закрывают глаза на недостатки и слабости друг друга, а относятся друг к другу милостиво и позволяют любви преодолевать их недостатки, не допуская того, чтобы они превращались в поводы для ссор и конфликтов.
Любовь – это наш постоянный долг друг другу, долг, который никогда не должен быть выплачен. Павел ясно говорит об этом в своем письме верующим в Риме: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Римлянам 13:8). Если мы выработаем у себя привычку помнить, что на нас всегда лежит долг любви перед нашим супругом, мы станем менее склонны обижаться, когда они скажут или сделают что-то, что нам не понравится. В словах Павла подразумевается, что мы должны любить других всегда, независимо от их отношения к нам и реакции на нас.
Если мы выработаем у себя привычку помнить, что на нас всегда лежит долг любви перед нашим супругом, то будем менее склонны обижаться, когда они скажут или сделают что-то, что нам не понравится.
Любовь, которая проявляется в жизни
Итак, каковы практические выводы для супружеских пар, которые живут по любви «агапе»? Понимание ответа на этот вопрос требует прежде всего хорошего рабочего определения «агапе» в практических терминах. Я считаю, что мы не сможем найти лучшего определения, чем то, что дано в тринадцатой главе Первом Послании к Коринфянам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1-е Коринфянам 13:4-8).
Давайте вкратце рассмотрим каждый из этих пунктов в свете взаимоотношений между мужем и женой. Всегда и во всем мы должны следовать словам Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31).
Любовь долготерпит. Всегда помните, что никто из людей не совершенен. У каждого из нас есть свои недостатки, свои особенности характера и привычки, вызывающие раздражение. Каждый человек вступает в брак с определенным эмоциональным, психологическим и духовным багажом. Для того, чтобы подстроиться к особенностям друг друга, требуется время и терпение. В Библии часто встречается слово «долготерпение», которое очень хорошо отражает смысл того, о чем мы сейчас говорим. Терпеливая любовь делает скидку на индивидуальные различия и стремится быть понятой, прежде чем говорить или судить. Все мы в своих супружеских взаимоотношениях нуждаемся в хорошей доле благодати – не только той, которую мы будем проявлять по отношению к своим супругам, но и той, которую они будут проявлять к нам. Терпеливая любовь полна благодати. Вместо того, чтобы выискивать недостатки, она стремится помочь человеку полностью реализовать свой потенциал как личности во Христе.