Те мужья и жены, которые подходят к своему браку с безролевой позиции, принимают на себя полную ответственность за все аспекты своей совместной жизни. У них нет «его» и «ее» ролей, есть только «наши» обязанности. То, кто, что и когда делает, зависит от конкретных обстоятельств. Каждая пара должна прийти к взаимному согласию относительно того, на ком из них будет лежать главная ответственность за ту или иную задачу или нужду, при этом понимая, что в конечном счете они разделяют ответственность за все.
Распределение обязанностей между супругами может зависеть от подготовки, способностей или характера каждого человека. Кто должен (обычно) готовить пищу? Тот, у кого это лучше получается. Кто должен (главным образом) управлять финансами семьи? Тот, у кого больше способностей к учету и математике. Кто должен убирать в доме? Тот, кто в нем живет. Кто должен мыть посуду? Тот, кто ее запачкал. Кто должен стелить постель? Тот, кто в ней спит. Кто должен подстригать газон? Тот, у кого есть время и возможность это сделать.
Четкое распределение основной власти и ответственности между мужем и женой приводит к порядку и помогает предотвратить хаос и путаницу. В то же самое время это не приводит к жесткости во взаимоотношениях, но оставляет место для гибкости, так что каждый из супругов в любой момент может делать то, что нужно сделать. Кто может, тот и делает; кто видит, тот и делает. Все очень просто.
На исполнение супругами своих обязанностей также влияет и то, работают ли оба супруга вне дома. Резонно ожидать, что жена-домохозяйка будет выполнять больше домашних обязанностей, чем жена, которая каждый день ходит на работу. Распределение обязанностей становится еще более важным делом, когда и муж, и жена целый день работают. Каждый из супругов должен учитывать распорядок дня и обязанности другого (в том числе рабочие). Взаимопонимание и сотрудничество жизненно важны.
Кто может, тот и делает; кто видит, тот и делает. Все очень просто.
Итак, какова «роль» мужа в браке? Он – «глава» дома, духовный лидер, ответственный за духовный курс семьи. Он должен любить свою жену так же, как Христос возлюбил церковь – жертвенно и безусловно. Какова «роль» жены? Она должна уважать своего мужа и подчиняться его главенству. В практических вопросах семейной жизни оба супруга должны действовать в соответствии с нуждами, своими способностями и своими возможностями.
Принципы
1. Муж и жена должны относиться друг к другу со взаимной любовью и подчинением, а не опираться на набор предопределенных ролей.
2. По своей сути брак – это безролевые взаимоотношения.
3. Любовь Христа – это безролевая любовь, основанная скорее на реакциях, чем на ожиданиях.
4. Если нет ожиданий, нет и фиксированных ролей. Тогда брак становится взаимоотношениями, основанием которых являются ответы на нужды, а не следование жестким представлениям.
5. Взаимоотношения без фиксированных ролей означают, что каждый партнер будет действовать в соответствии с нуждами, способностями и возможностями.
6. Роль – это временная обязанность, которая основана на способности реагирующего.
7. «Агапе» не стремится к определению ролей; «агапе» реагирует на нужды.
8. В безролевом браке нет «его» и «ее» ролей, есть только «наши» обязанности.
9. Распределение обязанностей между супругами может зависеть от подготовки, способностей или характера каждого человека.
Глава 2
Вопрос подчинения
Обучение тому, как строить взаимоотношения без фиксированных ролей, может оказаться для супружеских пар серьезной трудностью, в особенности если традиционные представления о ролях глубоко укоренились в их разуме. Для того чтобы с успехом изменить это, потребуется значительная перестройка их мышления. Поскольку в большинстве человеческих культур на протяжении весьма долгого времени действовала модель общественного порядка, в которой доминируют мужчины, многим людям сложно принять концепцию брака как равноправного партнерства, характеризующегося безролевыми взаимоотношениями. Тем не менее, это библейская модель.
В начале Бог сотворил человека – мужчину и женщину – по Своему образу и дал им владычествовать над землей и тесте править ею (см.: Бытие 1:26). Первая пара людей наслаждалась браком, в котором они были равными партнерами и имели равные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.
Затем наступил день, когда Адам и Ева решили ослушаться Бога. Их обстоятельства тут же изменились. Их грех разрушил их общение с Богом, а их брак из равноправного партнерства выродился в некую тень самого себя, когда женщина оказалась в подчинении у мужчины. Этот извращенный брак, в котором стал доминировать мужчина, стал «нормальной» моделью взаимоотношений между полами в мире, запятнанном грехом.
У Бога с самого начала был план восстановить людей в общении с Собой. Он послал Своего Сына Иисуса Христа умереть на кресте за грехи человечества и тем самым разрушить силу греха и уничтожить его последствия. Одной из частей Божьего плана было возвращение института брака к его первоначальному неиспорченному состоянию.
Первая пара людей наслаждалась браком, в котором они были равными партнерами и имели равные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.
Брак между верующими может и должен характеризоваться безролевыми взаимоотношениями, в которых муж и жена являются равными партнерами. Это, однако, вызывает естественный вопрос: как примирить библейскую концепцию равного партнерства в браке с настолько же библейской концепцией подчинения жены мужу? На первый взгляд эти понятия кажутся противоположными и несовместимыми. В предыдущей главе мы вкратце коснулись этого вопроса, однако понимание вопроса о подчинении настолько важно для долговременного успеха и счастья в браке, что нам потребуется обратить на него намного более пристальное внимание.
Мужья должны вести себя подобно Иисусу
Мы уже видели, что взаимоотношения мужа и жены в библейском браке должны характеризоваться взаимной любовью, подчинением и уважением, но что же это означает на самом деле? Еще раз обратите внимание на совет, который Павел дал ефесянам:
«... повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (в англ. тексте «уважает»– прим. пер.) своего мужа» (Ефесянам 5:21-33).
Первое наставление Павла касается взаимного подчинения: «Подчиняйтесь друг другу ради уважения ко Христу» (Ефесянам 5:21, пер. с англ.). Все, сказанное Павлом в этих стихах, говорится в контексте взаимного подчинения. Жена подчиняется своему мужу «как Господу», а муж любит свою жену «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Эта самоотверженная любовь со стороны мужа сама по себе является формой подчинения. Именно это подчинение мужа своей жене так часто упускается из виду как в теории, так и на практике.
В этом отрывке Павел сравнивает мужа с Христом. Жены должны уважать своих мужей и подчиняться им «как Господу». Муж есть «глава жены, как и Христос глава Церкви». Мужья должны любить своих жен «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». В каждом случае муж должен смотреть на Христа как на пример поведения для себя. На практике это означает, что муж заслуживает и имеет право ожидать подчинения и уважения от своей жены в той мере и степени, в которой он живет и поступает по отношению к ней как Иисус. Муж заслуживает подчинения своей жены в той мере, в которой он поступает подобно Господу. Если он не поступает подобно Господу, тогда он не имеет права ожидать, что его жена будет подчиняться ему «как Господу».