Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОМОВ РЕБЕНКА



Одним из специализированных учреждений охраны материнства и детства служит дом ребенка. Помимо домов ребенка общего типа суще­ствуют специализированные дома ребенка для дстей с дефектами умственного и физического развития.

Номенклатура специализированных домов ребенка представлена следующими видами учреждений: для детей с органическим пораже­нием ЦНС и нарушениями психики; с органическими поражениями ЦНС без нарушений психики, в том числе ДЦП; с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефеюами фи­зического развития без нарушений психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, тугоухих); с нарушениями речи (заи­кающихся, с алалией и другими нарушениями), с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих), с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза. Основную часть вос­питанников домов ребенка составляют дети из социально неблагопо­лучных семей.

Согласно Положению о домах ребенка, утвержденному приказом Минздрава СССР № 1525 от 19 11.1986, дом ребенка является учрежде­нием здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития

В доме ребенка общего типа воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированных домах ребенка — до четы­рехлетнего возраста В специализированных домах ребенка (или специ­ализированных группах, в зависимости от мощности дома ребенка) со­держатся дети с дефектами умственного и физического развития кроме детей с задержкой психического и физического развития, обусловлен­ной дефектами воспитания


Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинс­кое и хозяйственное оборудование должны отвечать санитарно-гигие­ническим, медицинским и педагогическим требованиям, соответство­вать имеющимся возрастным нормативам. Дом ребенка должен быть обеспечен необходимыми методическими пособиями и игрушками в со­ответствии с возрастом и психическим развитием детей.

В доме ребенка существует карантинная группа для вновь поступа­ющих детей и изолятор для детей с инфекционными заболеваниями, не требующими стационарного лечения. Число коек в изоляторе должно быть не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка.

Во главе дома ребенка стоит главный врач, который является распо­рядителем кредитов, имеет право приема и увольнения персонала дома ребенка, отвечает за постановку медицинской, воспитательной, право­вой и административно-хозяйственной работы в учреждении, обеспечи­вает работу данного учреждения в экстремальных условиях. Дом ребен­ка пользуется правом юридического лица, имеет самостоятельную сме­ту, круглую печать, штамп учреждения с указанием своего полного на­именования.

Нормативными документами определена наполняемость групп в до­ме ребенка: от рождения до 1,5 лет (10 детей), от 1,5 до 2-х лет (13 де­тей), от 2-х до 4-х лет (15 детей). Независимо от возраста количество де­тей в группах с патологией ЦНС не должно превышать 10 человек.

Сведения о поступивших воспитанниках заносят в журнал приема детей, который пронумеровывают, прошнуровывают, скрепляют пе­чатью учреждения и постоянно хранят в архиве дома ребенка. При по­мещении воспитанников в больницу, санаторий их не относят к выбыв­шими, а по возвращении не считают вновь поступившими и не регист­рируют в журнале приема.

На каждого ребенка оформляют история развития. В 2000 г. утверж­дена новая форма медицинской документации — «Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка», форма № 112-1/у-00. Соп­роводительную медицинскую документацию подклеивают в историю развития в отдельном пакете. Юридическую документацию хранят у главного врача или главной медицинской сесгры в сейфе, сведения юридической документации носят секретный характер, их хранятся в соответствии с установленными правилами и предъявляют только следственным и судебным органам по их официальному запросу.

Помещая ребенка на излечение в больницу или санаторий, дом ре­бенка обязан сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющих (в случае временного устройства ребенка), а также интересоваться состоя­нием здоровья, заносить в историю развития отметки о ходе лечения.


В дом ребенка принимают (согласно инструкции о порядке приема детей), детей-сирот; детей одиноких матерей (отцов); подкинутых де­тей; детей родителей, лишенных родительских прав или в случае выне­сения судебными органами решения об отобрании у них ребенка; детей родителей, признанных в судебном порядке безвестно отсутствующи­ми; детей, находящихся в стационаре, не требующих обследования или лечения и не взятых родителями и лицами, их заменяющими, после не­однократных напоминаний; детей одного или двух родителей, не имею­щих возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стра­жей в период следствия); детей с дефектами умственного и физическо­го развития, независимо от наличия обоих родителей.

Детей принимают в дом ребенка из родильных домом, соматических отделений детских больниц, карантинов-распределителей, семей и так далее с периода новорожденное™ и содержат в нем до трехле! пего воз­раста. В виде исключения в домах ребенка общего типа moi у i находить­ся воспитанники в возрасте до 4-х лет с задержкой физического и пси­хического развития, обусловленной условиями воспитания, если их пе­ревод в другие учреждения в соответствии с заключением специалистов считают преждевременным.

Прием детей из родильных домов и карантинов-расп редел hi елей осуществляют непосредственно в группу, из семей и стационаров и ка­рантинную группу или изолятор, где при этом осуществляю! необходи­мые лечебно-восстановительные мероприятия, соответствующие воз­расту ребенка. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое перемещение ребенка необходимо фиксировать в ис­тории развития на лицевой стороне обложки с обоснованием в тексте.

Не подлежат приему в дом ребенка дети с острыми инфекционными заболеваниями, активной формой туберкулеза, активным сифилисом, СПИДом, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями ЦНС и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения.

Документы, необходимые при оформлении в дом ребенка.

• Заявление одного или двух родителей или лиц, их заменяющих, о
временном устройстве ребенка.

• Путевка соответствующего органа здравоохранения (МЗ респуб­
лики, края, области и так далее). Путевку выдают на основании реше­
ния исполнительных органов по месту жительства ребенка о необходи­
мости его помещения в дом ребенка и предоставления ему жилой пло­
щади при выходе из учреждения общественного воспитания. Путевка
фиксируется в специальном журнале учреждения, ее выдавшего; сиг­
нальный листок подлежит возврату;


• Свидетельство о рождении ребенка.

• Выписка из истории развития (медицинской карты стационарно­
го больного, истории развития новорожденного). Для детей, наблюдав­
шихся в поликлинике, оформляют выписку из истории развития. В вы­
писке должны быть отражены: социальный анамнез семьи, течение бе­
ременности и родов у матери, особенности раннего неонатального пери­
ода, перенесенные заболевания, данные осмотров специалистами (ото­
риноларинголога, офтальмолога, ортопеда, хирурга, невролога), резуль­
таты проведенных параклинических исследований Прилагают подлин­
ники анализов на вирусный гепатиты В и С, ВИЧ-инфекцию, сифилис,
обследования на кишечную группу, дифтерию, результаты анализов
крови и мочи

• Справка о состоянии здоровья матери (в случае направления ре­
бенка из родильного дома)

• Справка об отсутствии инфекционных заболеваний в квартире
или учреждении, из которых поступил ребенок.

• Справка с места работы (с указанием заработной платы), учебы
родителей или лиц, их заменяющих, в случае временного помещения
ребенка в дом ребенка.

• Сведения о родителях и близких родственниках (братья, сестры,
дедушки, бабушки), т.е. справка из домоуправления о составе семьи;

• Документы, подтверждающие отсутствие родителей или невоз­
можность воспитания ими своих детей (свидетельство о смерти, реше­
ние суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приго­
вор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление, от­
каз от родительских прав, справка об отъезде, болезни родителей и др.).

При временном устройстве в дом ребенка детей, имеющих родите­лей или лиц, их заменяющих, органы здравоохранения или по их пору­чению администрация дома ребенка составляют соглашение о сроке пребывания ребенка (по форме заявления). В соглашении оговаривают участие родителей, одного из них или лиц, их заменяющих, в уходе за ребенком и его воспитании.

Подкинутых детей принимают в дом ребенка по акту, составленному в органах правопорядка, с последующим оформлением путевки в орга­нах здравоохранения в трехдневный срок. Копию акта о подкидывании, составленного в доме ребенка, направляют в органы правопорядка. Подкинутым детям дом ребенка присваивает фамилию, имя, отчество и и трехдневный срок на основании вышеуказанного акта о приеме реги­стрирует ребенка в органах записи актов гражданского состояния. И случае оставления ребенка родителями в стационаре составляется со-О1 нстствующий акт, заверенный печатью


Главный врач дома ребенка имеет право взыскать в судебном поряд­ке средства на содержание детей с родителей, если они не освобождены по закону от внесения платы за содержание детей. В этих случаях сред­ства на содержание детей взыскивают с каждого из родителей в пользу дома ребенка, в котором находится ребенок в размере, установленном для взыскания с родителей алиментов на детей.

Выписка детей родителям или лицам, их заменяющих, осуществля­ют по заключению отдела просвещения по месту их жительства в срок, указанный в соглашении. Дом ребенка обязан уведомить их за 2 нед до истечения срока пребывания. Продление срока осуществляют по офи­циальному распоряжению органов здравоохранения на основании но­вого соглашения.

В целях защиты прав и интересов детей в случае необоснованного отказа родителей или лиц, их заменяющих, взять ребенка по истечении указанного в соглашении срока, дом ребенка обязан предьянить иск о лишении их родительских прав.

Возвращение детей родителям, давшим согласие на усыновление (отказ), осуществляют в порядке, аналогичном порядку усыновления.

Перевод детей в детские дома общего типа осуществляют но дости­жении ими трехлетнего возраста, в детские дома народного образования для детей с нарушением интеллекта и дома-интернаты социального обеспечения — по достижении четырехлетнего возраста. Перевод осу­ществляют в соответствии с заключением медико-педагогической ко­миссии. Сведения о детях, подлежащих переводу, сообщают органам просвещения и социального обеспечения за 6 месяцев до срока перево­да. При переводе ребенка в детский дом соответственно передают юри­дическую и медицинскую документацию (выписку из истории разви­тия ребенка). Дом ребенка обеспечивает детей, переводимых в государ­ственные учреждения, одеждой и обувью по сезону.

Детей, воспитывающих в доме ребенка, наблюдают педиатр и про­фильный специалист, при этом они осуществляют ежегодные углублен­ные медицинские осмотры врачами территориальных поликлиник, про­водят необходимые профилактические и оздоровительные мероприя­тия, обеспечивают лечение больных детей, находящихся в изоляторе, проводят необходимую коррекцию дефектов умственного и физическо-i о развития по профилю.

Врач-педиатр дома ребенка отвечает за жизнь и здоровье, организа­цию условий жизни детей в доме ребенка, назначает вместе со старшим воспитателем и контролирует режим и проведение режимных процес­сов, питание, гимнастику, массаж, использование свежего воздуха, зака­ливание, профилактические прививки. Врач также следит за выполне-


нием санитарно-гигиенических требований, назначает индивидуальное питание детям до 1 года и ослабленным детям с проведением необходи­мых ежемесячных расчетов питания с целью его коррекции. Кроме то­го, педиатр осуществляет контроль за питанием детей старше года, раз­витием и состоянием здоровья детей путем проведения плановых про­филактических осмотров; организует систематическое наблюдение за детьми диспансерной группы, назначает и контролирует проведение ос­мотров узкими специалистами, анализирует результаты их осмотров. Он также обеспечивает выполнение назначений по оздоровлению и ле­чению детей с отклонениями в состоянии здоровья, лечит дегей, не под­лежащих госпитализации, в изоляторе дома ребенка с ежедневным ос­мотром, обеспечивает своевременную госпитализацию нуждающимся в ней детям, ведет установленную документацию, контролирует ведение документации в группах и изоляторе.

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросфе­ре, которая представляет для них основу формирования поведенческих стереотипов. Любая ситуация помещения ребенка в дом ребенка сопро­вождается адаптационным синдромом, который, как правило, протека­ет тяжело в связи с отсутствием эмоционального контакта с родными и близкими. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, как правило, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, и у них отмечают более низкий уровень социальной адаптации.

Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограни­ченные контакты с внешним миром формируют к жестко закрепленным стереотипам поведения в конкретных условиях. Поэтому всякий пере­ход в новые условия (госпитализация, перевод в другую группу и так далее) выступает сильным стрессовым фактором. К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенные биологический, генеалоги­ческий и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели раз­вития и состояния здоровья. Это, безусловно, снижает выносливость и работоспособность ЦНС, способствует возникновению неадекватных ответных реакций.

Из факторов, определяющих тяжесть и длительность адаптации, не­обходимо учитывать возрастные особенности личности ребенка, биоло­гический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступивши­ми детьми.

В условиях дома ребенка легкая адаптация имеет место при пра-ипльной организации всей оздоровительно-воспитательной работы при приеме, переводе из одной труппы в другую или других перемещениях дсчей. Легче адаптируются дети из социально-неблагополучных семей, подкину!ые дети


Адаптацию средней тяжести чаще регистрируются в возрасте от 9 мес до 1,5 лет у детей с отклонениями в состоянии здоровья, при пос­туплении ребенка из относительно благополучной семьи, посещавше­го детские дошкольные учреждения, при переводе из одной группы в другую, при плохо организованной оздоровительно-воспитательной работе.

Однако, чаще всего в домах ребенка регистрируют тяжелую адапта­цию, характеризующуюся длительно и тяжело протекающими проявле­ниями неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями.

С учетом состояния здоровья воспитанников, как правило, с комп­лексом нарушений и ограничений, а также «омоложением» возраста поступающих в дома ребенка детей, перед персоналом домов ребенка встают новые задачи по выхаживанию детей первого года жизни, своев­ременной диагностике и реабилитационной помощи на ранних этапах В настоящее время в деятельности домов ребенка до 70% всего объема занимает медицинская реабилитация.

Сроки проведения профилактических осмотров в доме ребенка до 2-х мес (ежедневно), с 2-х до б-и мес (1 раз в 5 дней), с 6-и до 9-и мес (1 раз в 10 дней), с 9-и до 12-и мес (1 раз в 14 дней).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.