Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ



Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошколь­ном учреждении считают первые дни после поступления, так называе­мый адаптационный период. Переход ребенка раннего возраста из при­вычных для него условий семейного воспитания в новую микросоци­альную среду оказывает ощутимые эмоциональные воздействия и требует перестройки сформировавшихся ранее форм общения и поведе­ния, что неизбежно приводит к стрессовой ситуации. Кроме того, более тесный контакт с другими детьми увеличивает вероятность перекрест­ного инфицирования, приводит к повышенной возбудимости, а затем и утомляемости нервной системы.

Наиболее сложно протекает период адаптации у детей в возрасте от 9 мес до 1-го года 8 мес, так как к этому времени у детей уже формиру­ются довольно устойчивые привычки.

Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДОУ в соот­ветствии с инструкцией по приему детей

• Принимать нового ребенка в часы бодрствования (по режиму для
данного ребенка) Новый для ребенка режим вводят постепенно, сдви­
гая его по сравнению с домашним на 10-15 минут в день.

• В первые 1-2 дня не отпускать родителей, если ребенок сильно
плачет, отказывается есть и спать

• Укороченный день назначают детям всех возрастов Время пребы­
вания ребенка в группе увеличивают постепенно на 1 -2 ч в день в зави­
симости от его поведения

• В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык
дома. Кормить осторожно, не настаивать в случае отказа от еды, ком­
пенсировать недоедание дома.

• Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить, чтобы не пере­
охлаждался, чтобы ручки и ножки были теплыми. Чаще предлагать ре­
бенку теплое питье, учитывая повышенное мочеиспускание, слезоотде­
ление и сухость слизистых оболочек.

• Разговаривать с ребенком необходимо ласково, все объяснять, пре­
дупреждать отрицательные эмоции, не давать ребенку долго плакать.

• В первые дни организовать деятельность нового ребенка в стороне
от детей до тех пор, пока он сам не проявит интерес и желание играть
рядом с детьми.

• В период адаптации нужно держать нового ребенка поближе к се­
бе, общаться с ним каждые 2—3 мин взглядом, чтобы успокоить и прив­
лечь к игре.


• Поведение нового ребенка отмечают в листе адаптации О трудных
случаях адаптации информировать педагога, врача.

• На физкультурных занятиях следить за реакцией ребенка, не нас­
таивать на обязательном выполнении упражнений. Использовать музы­
кальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и
самочувствие ребенка.

• Направлять в ДОУ ребенка, перенесшего какое-либо заболевание,
можно не ранее, чем через 2 нед.

• Вакцинацию ребенку может проводить не позднее, чем за месяц до
поступления в ДОУ или не ранее, чем через месяц после окончания пе­
риода адаптации.

Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение осущес­твляют воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здо­ровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляет медицинская сестра. Ежедневно осматриваю! зов, кож­ные покровы, осуществляют измерение температуры тела. Выявленные при утреннем осмотре больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимают; заболевших детей, выявленных в течение дня, изо­лируют. В зависимости от состояния ребенок остается в изоля горе до прихода родителей или его госпитализируют.

За состоянием ребенка наблюдают врач, старшая медсес ipa, педагог и воспитатель группы Они отмечают адаптацию ребенка к специаль­ном листе адаптации, в котором указывают фамилию, имя ребенка, воз­раст, дату, день адаптации. Выполняют балльную оценку каждой эмо­ционально-поведенческой реакции (гнев, страх, отрицательные .шоции, положительные эмоции, социальные контакты, познавательную дея­тельность, сон, аппетит). Контроль и регистрацию результатов наблю­дения за детьми в ДОУ осуществляет воспитатель. У детей раннего и ясельного возраста эмоционально-поведенческие реакции регистриру­ют ежедневно, у дошкольников — 1 раз в 3 дня.

Дезадаптация может сопровождаться разнообразными отклонения­ми в состоянии здоровья. Основной формой дезадаптации у детей ран­него возраста выступают ОРВИ, а у дошкольников чаще наблюдают невротические реакции. Дезадаптацию классифицируют по трем степе­ням тяжести: легкую, среднетяжелую и тяжелую (табл. 6-3). Основны­ми параметрами оценки служат сроки нормализации поведения, часто­та и длительность заболеваний ребенка.

При легкой степени дезадаптации нарушения в поведении отмечают в течение 10-20 дней. Незначительно снижается аппетит, объем съедае­мой пищи до возрастной нормы увеличивается в течение 10 дней. Дома


сон ребенка, как правило, не нарушен, а в условиях дошкольного учреж­дения он восстанавливается обычно в течение 7-10 дней. Эмоциональ­ное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотноше­ния с детьми нормализуются в течение 15-20 дней, а иногда и раньше.

Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Заболеваний в период адаптации не возника­ет. Легкую адаптацию отмечают в основном у детей в возрасте старше 1,5 лет с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья.

Дезадаптацию средней тяжести регистрируют обычно у детей, пос­тупающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес до 1,5 лет, ли­бо у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагоприят­ный социальный анамнез) При этой степени адаптации все нарушения в поведении ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппе­тита нормализуются, как правило, не ранее 20-30 дней. Период угнете­ния ориентировочной активности длится в среднем, 20 дней, так же как и нарушение контактов с детьми. Речевая активность не восстанавлива­ется 20-40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца. Отмечают значительную задержку двигательной ак­тивности, которая восстанавливается после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены. Все функ­циональные сдвиги выражены отчетливо. Острые заболевания при адаптации средней тяжести возникают в виде респираторных инфек­ций, протекающих без осложнений.

Значительная длительность (от 2-х до 6 мес и более) и выраженная тяжесть всех проявлений характерны для тяжелой степени дезадапта­ции. Так, дети до 1,5 лет жизни, имеющие в анамнезе факторы риска би­ологического плана и отклонения в состоянии здоровья до поступления в ДОУ, заболевают в первые 10 дней после поступления и затем продол­жают болеть от 4 до 12 раз и более в течение первого года. Частота забо­леваний снижается лишь на 2-м году пребывания в детском учрежде­нии, и дети постепенно начинают стабильно посещать и адекватно реа­гировать на обстановку в ДОУ У детей более старшего возраста (после 1,5 лет) наблюдают другую форму тяжелой дезадаптации, для которой характерны длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведе­ния, граничащего с преневротическими состояниями. Ребенок начина­ет отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1-2 эпикриз-ных срока (в сравнении с возрастной нормой). В анамнезе этих детей обычно регистрируют неблагоприятные как биоло1 ические, так и соци­альные факторы (нарушения возрастных режимов, методики кормле­ния, организации сна и бодрствования и др.).


Таблица 6-3.Классификация тяжести дезадаптации детей к ДОУ

 

 

Симптомы Дезадаптация
легкая среднейтяжести тяжелая
Нарушения поведения (сна, аппетша, отрицательные эмоции, боязнь темноты, пространства, воспитателей, снижение речевой активности, утомляемость, гипердинамия) До 10-20 дней, могут отсутство­вать 20-40 дней До 60 дней Более 60 дней
Нервно-психическое развитие Не отстает Замедление речевой активности на 1-2 мес Резкое замедление темпа нервно-психического развития на 1-2 квартала, энурез, невротичес­кие реакции
Острые заболевания в первые дни 10 дней одно­кратно; может не болеть 10 дней, могут быть повторные заболе­вания Более 10 дней повт орные, длительные с осложнене-ниями Формирование группы ЧБД, хронических заботеваний
Физическое развитие Не изменяется Потеря массы в течение 30-40 дней Замедление темпов роста и веса в течение 6 мес
Вегетативные нарушения (дермо­графизм, мраморность, бледность кожи, повышенная влажность) Нарушений нет, или наличие их в течение 10 дней Нормализация нар\ -шений в течение 15-20 дней Нормализация нарушений в в течение 30 дней Нарушения не восстанавлива­ются

В течение периода адаптации врач и педагог осуществляют наблюде­ние за поведением и здоровьем ребенка. Кратность осмотра врачом в пе­риод адаптации детей до 3-х лет составляет не реже одного раза в 5-6 дней, детей 3-7 лет — не реже одного раза в 10-12 дней.

Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоционально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне (адекватное поведение, спокойный и глубокий сон, хороший аппетит, игровая и ре­чевая активность, установление положительных контактов с взрослыми и детьми, нормализация всех вегетативных функций, появление новых признаков нервно-психического развития, нормальная прибавка в мас­се тела, отсутствие заболеваний в течение месяца) при отсутствии дру­гих отклонений в состоянии здоровья. По окончании периода адапта­ции врач оформляет эпикриз, где оценивает тяжесть этого периода у ре­бенка, указывает проведенные мероприятия и намечает план дальней­шего наблюдения и оздоровления.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия в ДОУ более 3-х дней детей принимают только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, про­веденного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребен-ка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

Важнейшей задачей в период адаптации рассматривают медико-пе­дагогическую, санитарно-просветительную работу с родителями по вопросам преемственности и достижения единства воспитания и ухода за ребенком в условиях семьи и ДОУ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.