Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ



Необходимым условием всестороннего развития, укрепления здо­ровья и повышения сопротивляемости организма детей считают их пра­вильное физическое воспитание и закаливание. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и фи­зического развития, расширение функциональных возможностей расту­щего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Физкультурные занятия выступают основной формой организован­ного систематического обучения детей физическим упражнениям. Всю работу по физическому воспитанию детей осуществляют воспитатели групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующей дошкольным учреждением.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием детей и оценка эффективности воздействия средств физи­ческого воспитания осуществляют при плановых профилактических осмотрах детей врачами ДОУ. В обязанности врача входит системати­ческий контроль организации всех разделов физического воспитания, закаливания в детском саду и проведение медицинского наблюдения на физкультурных занятиях не менее 2-х раз в год в каждой возрастной группе. Медицинская сестра осуществляет ежемесячный контроль про­ведения утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероп­риятий, а также постоянный контроль санитарно-гигиенического состо­яния мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви; проводит санитарно-прос-ветительскую работу по вопросам физического воспитания дошкольни­ков среди персонала и родителей.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35-40%. Орга­низованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воз­духе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражне­ния, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание, на ко­торые отводят в общем времени пребывания ребенка в ДОУ до 6-8 ч в нед с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы.


Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и состав­ляет в младшей группе 15 мин; в средней группе — 20 мин; в старшей группе — 25 мин; в подготовительной группе — 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе, но только при отсут­ствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спор­тивной одежды, соответствующей погодным условиям. Занятия на отк­рытом воздухе организуют с учетом местных климатических особен­ностей.

ВЫЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Дети, посещающие дошкольное учреждение, в зависимости от состо­яния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовленности могут иметь временные ограничения в занятиях физ­культурой. С этой целью проводят выявление физической подготов­ленности для определения уровня функционального состояния, кото­рое включает: оценку времени задержки дыхания (проба Штанге на вдохе и проба Генча на выдохе, табл. 6-7); проведение ортостатической пробы; выполнение нагрузочной пробы.

Таблица 6-7. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча в секундах

 

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
Штанге Генча Штанге Генча
 

Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за од­ну минуту менее 16 от исходного — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 — ниже среднего Оценка результатов пробы с 20-ю приседаниями за 30 с — время восстановления пульса к исход тому уровню: менее 3-х минут — хороший результат, от 3-х до 4-х мин — сред­ний, более 4-х мин — ниже среднего.

На основании проведенных проб и для индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяют 2 группы детей:

• 1 основная группа — дети, не имеющие никаких медицинских и пе­дагогических противопоказаний и ограничений для занятий в полном объеме программы физического воспитания;


• 2 ослабленная группа — дети, имеющие ограничения временного характера в величине, интенсивности физической нагрузки и объеме за­каливающих мероприятий, К ослабленной группе относят детей II и III групп здоровья, в основном, часто и длительно болеющих.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивиду­альные планы закаливающих мероприятий и получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкуль­турных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных уп­ражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения. Однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны. Дети ослабленной группы должны находиться под постоянным наблюдени­ем медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья, их без задержки можно переводить на общий режим дошколь­ного учреждения. Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе долж­ны заниматься по программе физического воспитания подготовитель­ной группы.

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Физкультурные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность де­тей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма (подвижные игры, бег, прыжки, лазание).

Задачи заключительной части: обеспечение постепенного перехода от повышенной к спокойной мышечной деятельности, уменьшение дви­гательного возбуждения при сохранении бодрого настроения детей.

С помощью хронометража определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкуль­турного занятия зависит от возраста и в 3-4 года составляет 15 мин; в 4-5 лет — 20 мин; 5-6 лет — 25 мин; 6-7 лет — 30 мин. Вводная часть за­нимает 2-6 мин, основная — 15-25 мин, заключительная — 2-4 мин. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие уп­ражнения отводят 3-7 мин, на основные виды движений — 8-12 минут и на подвижную игру — 4—6 минут.


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и увеличения среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей

Моторная плотность занятия (отношение времени занятия, затра­ченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе — не менее 80%. Моторная плотность = (время, затраченное на движения/общее время занятия)ХЮ0%.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение ЧСС отрезками по 10 с до занятия, после вводной части, об-щеразвивающих упражнений, основных движений — подвижной игры, заключительной части и по окончанию восстановительного периода в течение 3-5 мин.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале увели­чение среднего уровня ЧСС у детей 3-4-х лет должно составлять до 130-140 ударом в минуту, на воздухе до 140-160 ударов в минуту; у де­тей 5-7 лет в зале — до 140—150 ударов в минуту, на воздухе — до 150-160 ударов в минуту.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во ввод­ной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, в основной части — на 50-60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной иг­ры учащение ее достигает 70-90% (до 100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные зна­чения на 5-10%, после занятий (спустя 2-3 мин) возвращается к исход­ному уровню.

Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект достигают при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и так далее на открытом воздухе

Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть соответственно оборудованы. Дети занима­ются в спортивной форме, которая должна быть удобной, легкой и чис­той; на ногах — тапочки на резиновой подошве или чешки При нали­чии условий (теплый пол) можно заниматься в носках или босиком. Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви.


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ее оценку осуществляют на основе динамики состояния здоровья де­тей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Тес­тирование физической подготовленности дошкольников проводит воспи­татель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспита­тель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту». Разрешение на проведение тести­рования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Обязательным компонентом физического воспитания детей рас­сматривают закаливание. Оно включает систему мероприятий:

• элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохлад­
ной водой, аэрацию помещений, правильно организованные прогулки,
физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в
помещении и на открытом воздухе;

• специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

При их проведении необходимо строго соблюдать основные прави­ла: постепенность увеличения дозы закаливающего фактора, регуляр­ность проведения и учет индивидуальных особенностей детей и состоя­ния их здоровья. Закаливающие мероприятия меняют по силе и дли­тельности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо­вых помещениях, эпидемиологической обстановки. В закаливании ор­ганизма имеет значение и одежда, отвечающая гигиеническим требова­ниям и зависящая от температуры воздуха и погодных условий.

Перед началом закаливания следует распределить детей на группы.

• I группа — здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые.
Им показаны все формы закаливания и физического воспитания.

• II группа — здоровые дети, впервые приступающие к закаливаю­
щим мероприятиям, часто болеющие дети, с физическим развитием ни­
же среднего, страдающие хроническим тонзиллитом, экссудативным
диатезом, анемией. Для детей II группы ограничивают физическую наг­
рузку, температура воды во время процедур должна быть на 2 °С выше,
чем в I группе. Широко используют закаливание воздухом.

• III группа — дети с хроническими заболеваниями и частыми их
обострениями, с органическими поражениями сердца, дети, вернувшие­
ся в ДОУ после длительных заболеваний. Этой группе детей, назнача­
ются лечебную физкультуру, только местные водные процедуры, про­
водить которые следует осторожно, при температуре воздуха и воды на
4-6 °С выше, чем у детей I группы.


Глава 7

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.