• Длительность бодрствования определяется пределом работоспо собности нервной системы ребенка.
• Дневной и ночной сон обеспечивает своевременное и полное вос становление затраченной энергии и отдых нервной системы.
• Ритм кормлений должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Режим дня в разновозра-сгной ясельной группе следует дифференцировать для детей до одного i ода, для детей от 1-го до 1,5 лет и от 1,5 до 3-х лет.
Режим дня с 1-2-х лет следующий: ребенка кормят в этом возрасте 4 раза через 3,5-4 ч, продолжительность ночного сна составляет 10,5-11 ч. Днем он спит один раз, продолжительность сна составляет 2-3 ч, время бодрствования — 5-5,5 ч.
На третьем году жизни детей кормят 4 раза через 3,5-4 часа: завтрак дают через 1-1,5 ч после пробуждения, ужин — за 1,5-2 ч до ночного сна. Днем дети спят один раз 2—2,5 ч, продолжительность ночного сна — 10,5-11 ч, длительность бодрствования составляет 5,5-6,5 ч. В возрасте 4-7-ми лет дети получают пищу 4 раза в сутки, спят днем один раз 2-2,5 ч, ночной сон составляет 10-11 ч; время активного бодрствования удлиняется до 6-6,5 ч.
Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4-4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже — 15 "С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращают. Прогулку не проводят при температуре воздуха ниже — 15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже — 20 "С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводят дневному сну. Для детей от одного года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 ч. Оптимальным считают организацию дневного сна на воздухе (веранда). Для детей от 1,5 до 3-х лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3-х ч. Перед сном не рекомендуют проведение подвижных эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуют укладывать первыми и поднимать последними. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно
С возрастом существенно меняется не только длительность, но и ха-раю ер бодрствования; деятельность ребенка становится более разнообразной. Показателем правильности выбранного режима считают поведение ребенка: он спокоен, активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, спокойно и быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако, возможны и отступления в зависимости от поведения ребенка. Если та-
кие отступления часты, это означает, что режим не соответствует индивидуальным особенностям ребенка.
В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) указывают на то, что образовательная деятельность может быть потенциально опасной для здоровья детей. В целях профилактики негативного влияния необходима гигиеническая экспертиза и регламентация объема нагрузки, методов, программ и технологий обучения.
В условиях вариативности дошкольного образования предпочтение следует отдавать личностно-ориентированным педагогическим технологиям, т.е. занятия необходимо проводить в индивидуальном, свойственном каждому ребенку темпе. Именно личностно-ориентирован-ная модель обучения характеризуется отсутствием отрицательного влияния на здоровье. Принципиально важным для сохранения психического и соматического здоровья ребенка считают игровую деятельность.
Среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения и 50% занятиям физкультурно-оздоровительного, эстетического цикла. Самостоятельная деятельность детей 3-7-ми лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3—4 ч. На активную двигательную деятельность детей в режиме дня отводят не менее 3,5-4 ч в день. Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять 45-50% всего объема суточной двигательной активности, причем 35-40% — во время прогулок на территории ДОУ.
Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3-х лет планирую! не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия и др.) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускают проведение одного занятия в первую и одного занятия во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5-6 детей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет в младшей группе (дети четвертого года жизни) 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) — 12; в старшей группе (дети шестого года жизни) — 15; в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 17 занятий. При шестидневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.
Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, целесообразно проводить в первую половину дня, в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуют сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой, танцами и так далее.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух, а в старшей и подготовительной — трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни не должна составлять более 15 мин, для детей 5-го года жизни — более 20 мин, для детей 6-го года жизни — более 25 мин, а для детей 7-го года жизни — более 30 мин. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями не должны быть менее 10 мин. Занятия для детей старшего дошкольного возраста можно проводить во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3-х раз в неделю. Длительность этих занятий должна быть не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. На знакомство с окружающим миром и развитие речи отводят 2-4 занятия (соответственно возрастным группам); на развитие элементарных математических представлений — одно; на рисование — 1-2; на лепку — одно, на аппликацию и конструирование — 1-2 занятия. Домашние задания дошкольникам не задают.
При проведении занятий с использованием компьютеров, занятий по иностранному языку группу рекомендуют делить на подгруппы. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 6-7 лет — 15 мин. Для детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих (более 4-х раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-х нед продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет — до 10 минут. После занятия с детьми проводят физкультминутку и гимнастику для глаз. Для снятия напряжения зрения рекомендуют выполнять зрительную гимнастику, которая заключается в периодическом переключении зрения с ближнего на дальнее, что позволяет снизить напряжение с ци-лиарной мышцы глаза, активизировать восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза.
11епрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах должна быть не более 20 мин, в старшей и
подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускают не чаще 2-х раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время допускают при искусственном освещении верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и др.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю продолжительностью не более 15 мин; для детей 5-го года жизни — не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 мин; для детей 6-го года жизни — не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 мин; для детей 7-го года жизни — не чаще 3-х раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
В середине учебного года (январь) для детей средней, старшей и подготовительной группы организуют недельные каникулы, во время которых проводятся только эстетически-оздоровительные занятия (музыкальные, спортивные и др.). В дни каникул проводят спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, увеличивают продолжительность прогулок. В летний период учебные занятия (кроме музыкальных и спортивных) не проводят.
В старших и подготовительных группах общественно-полезный труд проводят в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и так далее). Его продолжительность не должна быть больше 20 мин в день.
Требования к занятиям интеллектуальной, физической направленности необходимо выполнять и при организации обучения в группах кратковременного пребывания детей.
В режиме сада в подготовительной группе следует предусмотреть специальные занятия с логопедом для детей, имеющих дефекты в зву-копроизношении; для детей со слабым развитием мелких мышц рук — специальные упражнения для их развития; для детей с отклонениями в соответствии здоровья — необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.