Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поскольку животные наделены умом, сообщающим им некоторую свободу действия, то есть ли в них и некое начало, не зависящее от материи?



– «Да, и которое переживает тело.»

– Является ли это начало душой, похожей на душу человека?

– «Это тоже некоторая душа, если хотите; всё зависит от смысла, придаваемого этому слову; но она весьма значительно уступает душе человека. Между душой животного и душой человека то же расстояние, что и между душой человека и Богом.»

Сохраняет ли душа животных после смерти свою индивидуальность и самосознание?

– "Свою индивидуальность, да, но сознание своего "я", нет. Жизнь ума остаётся в непроявленном состоянии."

Обладает ли душа зверей свободой выбора для того, чтобы воплотиться в то или иное животное?

– «Нет, у неё нет свободы воли.»

Душа животного, пережившая тело, находится ли она после смерти, как и душа человека, в скитающемся состоянии?

– «Это своеобразное скитание, поскольку душа здесь не соединена с телом, но это не скитающийся дух. Скитающийся дух есть существо мыслящее и поступающее в согласии с собственной свободной волей; дух животных, не обладает этой способностью; самосознание – это главное свойство духа. Дух животного классифицируется вслед за своей смертью духами, обязанностью которых это является, и почти сразу же используется для дальнейших воплощений; у него нет времени вступить в отношение с другими духовными существами.»

Следуют ли животные прогрессивному закону, как и люди?

– «Да, поэтому в мирах высших, где люди более развиты, животные также развиты более и имеют более совершенные средства общения; но по положению они всегда ниже человека и подчинены ему; они его умные слуги.»

Примечание. В этом нет ничего необычного; предположим, что разумные наши животные – собака, слон, лошадь – наделены строением, позволяющим им заниматься ручной работою; чего бы только они ни сделали под руководством человека?

Прогрессируют ли животные, как человек, делами своей воли или происходит это силою вещей?

– «Силою вещей; поэтому для них нет искупления.»

В высших мирах знают ли животные о Боге?

– «Нет, человек для них бог, как когда-то духи были богами для людей.»

Поскольку животные, пусть даже и усовершенствованные в высших мирах, всё же оказываются ниже человека, то из этого следует, что Бог создал разумных существ, навечно предназначенных к тому, чтобы находиться в подчинённом, неполноценном положении, а это представляется противоречащим единству видов и прогресса, проступающему во всех Его делах?

– «Всё соединяется в природе связями, которых вы ещё не можете уловить, и самые, казалось бы, несвязные вещи имеют точки соприкосновения, коие человек в настоящем его состоянии никогда не сможет понять. Он может прозревать их усилием ума, но ум его сможет ясно видеть в творении Божьем лишь тогда, когда он полностью разовьётся и освободится от предрассудков гордыни и невежества; до той поры его ограниченные идеи заставляют его видеть всё с мелкой и узкой точки зрения. Знайте же, что Бог не может самому себе противоречить и что всё в природе гармонизируется общими законами, никогда не отступающими от возвышенной мудрости Создателя.»

– Ум, таким образом, является общим свойством, точкой соприкосновения между душою животных и душой человеческой?

– «Да, но животные обладают лишь умом матерьяльной жизни; у человека же ум даёт ещё и моральную жизнь.»

Если принять во внимание все точки соприкосновения, существующие между человеком и животными, то нельзя ли подумать, что человек обладает двумя душами: душой животной и душой духовной. И что, не будь у него этой последней, он мог бы жить лишь как скот; иначе говоря, что животное есть существо подобное человеку, но не наделённое духовной душой. Из этого следовало бы, что хорошие и дурные инстинкты суть последствия преобладания в нём той или иной из этих душ?

– «Нет, у человека нет двух душ; но у тела свои инстинкты, зависящие от ощущений его органов. Природа человека двойственна: она животна и духовна; телом своим он связан с природой животных и их инстинктами, своей душою же он связан с природою духов.»

– Таким образом, помимо собственных несовершенств, от которых ему надо освободиться, дух ещё должен бороться с влиянием материи?

– «Да, чем менее он совершенен, тем сильнее связь между духом и материей; разве вы не видите этого? Нет, у человека нет двух душ; в каждом отдельном существе лишь одна-единственная душа. Животная душа и душа человеческая отличаются одна от другой до такой степени, что душа одного не может оживлять тело, созданное для другого. Но если у человека и нет животной души, помещающей его своими страстями на уровень животных, то у него есть тело, нередко опускающее его до них, ибо тело его есть существо, наделённое жизненностью, имеющее свои неразумные инстинкты, ограниченные заботою самосохранения.»

Примечание. Дух, воплощаясь в тело человека, привносит в него с собою интеллектуальное и моральное начало, что и возвышает человека над животным. Обе природы, сущие в человеке, питают страсти его из двух разных источников: одне происходят от инстинктов животной природы, другие – от неочищенности самого духа, воплощением коего человек является и который более или менее симпатизирует грубости животных аппетитов. Очищаясь, дух постепенно освобождается от влияния материи; находясь во власти этого влияния, он приближается к скоту; освободившись же от него, он возвышается до собственного предназначения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.