Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Под «благами земли» должно ли понимать лишь продукты почвы?



– «Почва есть первоисточник, из коего вытекают все прочие источники, ибо в конечном счёте источники эти суть не что иное, как преобразованные продукты почвы; поэтому под благами земли следует понимать всё то, чем человек может наслаждаться на этом свете.»

У некоторых людей зачастую не хватает средств к существованию даже посреди окружающего их изобилия; кого должны они упрекать в этом?

– «Эгоизм людей, которые не всегда делают то, что они должны делать; затем – и чаще всего – самих себя. „Ищите, да обрящете“ – слова эти значат совсем не то, что достаточно просто смотреть на землю, чтобы найти, что желаешь, но то, что нужно искать этого страстно и настойчиво, а не вяло; наконец, что нельзя позволить обескуражить себя препятствиям, каковые очень часто лишь средства к тому, чтобы испытать ваше постоянство, ваше терпение и вашу твёрдость.» (См. N 534).

Примечание. Если цивилизация умножает потребности, то она же умножает и источники труда и средства к жизни; но нужно согласиться, что в этом отношении ей многое ещё остаётся сделать; когда она совершит своё дело, никто не скажет, что ему не хватает необходимого, если только это не происходит по его собственной вине. Беда многих в том, что они встают на путь, который для них не предназначила природа; тогда именно им и не хватает ума, чтобы добиться успеха. Для всех есть место под солнцем, но при том условии, чтобы занять именно своё место, а не чужое. Природа не повинна в пороках общественной организации и бедствиях, проистекающих от честолюбия и самолюбия.

Нужно, однако, быть слепым, чтобы не признать того прогресса, который совершился в этом отношении у более продвинутых народов. Благодаря похвальным усилиям, каковые филантропия и наука, соединённые вместе, не перестают совершать ради улучшения матерьяльного состояния людей, и невзирая на непрестанный рост населения, недостаточность производства смягчается в значительной степени, и самые бедственные годы ныне не идут ни в какое сравнение с тем, какими они бывали прежде; общественная гигиена – этот столь существенный элемент силы и здоровья, неведомый нашим отцам – является объектом просвещённой заботливости; несчастье и страдание находят себе пристанище; повсюду наука вносит свой вклад, чтобы увеличить благосостояние. Стоит ли говорить о том, будто мы достигли совершенства? Конечно же, нет; но то, что уже сделано, даёт меру тому, что может ещё быть сделано настойчивостью, если человек будет достаточно мудр для того, чтобы искать счастье своё в вещах положительных и серьёзных, а не в утопиях, отбрасывающих его назад, вместо того чтобы продвигать вперёд.

Но ведь бывают такие положения, когда средства к существованию ни в коей мере не зависят от воли самого человека и когда отсутствие самого необходимого является следствием силы вещей?

– «Это зачастую мучительное испытание, которому человек должен подвергнуться и о котором ему было известно; в этом случае, если ум ему не подсказывает никакого выхода из затруднения, вся заслуга его заключается в подчинении воле Божьей. Если его ожидает там смерть, он должен решиться на это безропотно, помышляя лишь о том, что настал час истинного освобождения и что отчаяние последнего мгновенья может заставить его потерять плод отречений.»

Те, кто, будучи доведены до крайности, решились умертвить ближнего, чтобы телом его утолить свой голод, совершили ли они преступление? И если это преступление, то не смягчается ли оно волей к жизни, каковую даёт им инстинкт самосохранения?

– «Я уже ответил вам, сказав, что больше заслуги в том, чтобы подвергнуться всем испытаниям жизни со смелостью и самоотречением. Здесь же налицо убийство и преступление, идущее вразрез с природой, так что ошибка, приводимая вами, должна быть вдвойне наказана.»

В мире, в котором устроение живых существ более чисто, имеют ли потребность в питании?

– «Да; но их пища соответственным образом соотносится с их природой и была бы недостаточно существенна для ваших грубых желудков; точно так же и они не могли бы переварить вашей.»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.