– «Нужно, чтобы всё разрушилось, для того чтобы возродиться; ибо то, что вы называете „разрушением“, есть лишь преобразование, целью имеющее обновление и улучшение живых существ.»61
– Стало быть, инстинкт разрушения был дан живым существам по замыслу Провидения?
– «Твари Божьи суть орудия, коими Господь пользуется, дабы достичь своих целей. Чтобы питаться, живые существа разрушают друг друга, и это позволяет достичь сразу двух целей: поддерживать равновесие в воспроизводстве живых существ, которое без этого могло бы стать чрезмерным, и употреблять в дело остатки их внешней оболочки. Но разрушается всегда только эта внешняя оболочка, она же – вспомогательная, но отнюдь не главная часть мыслящего существа; главная часть его – это разумное начало, коие неразрушимо и создаётся в различных преображениях, каковые это существо претерпевает.»
Но если разрушение необходимо для возрождения существ, зачем тогда природа наделяет их средствами защиты и самосохранения?
– «Это за тем, чтобы разрушение не наступило раньше определённого для него времени. Всякое преждевременное разрушение препятствует развитию разумного начала; поэтому Господь дал каждому существу жажду жизни и продления рода.»
Поскольку смерть должна вести нас в жизнь лучшую, ибо она освобождает нас от бедствий земной нашей жизни, и её, таким образом, скорее следовало бы желать, чем страшиться, то почему же у человека перед ней инстинктивный ужас, понуждающий его смерти бояться?
– «Мы сказали, что человек должен стремиться к тому, чтобы продлить свою жизнь ради исполнения её задач; поэтому Бог дал ему инстинкт самосохранения, и инстинкт этот поддерживает его в испытаниях; без этого он слишком часто бы поддавался унынию. И таинственный голос, заставляющий его отвергать смерть, говорит ему, что он может сделать что-то ещё для своего продвижения. Когда ему угрожает опасность, то это ему предупреждение о том, что он должен с толком использовать отсрочку, данную ему Господом; но, неблагодарный! он чаще благодарит за это свою звезду, а не Создателя!»
Почему бок о бок с охранительными силами природа одновременно поместила и силы разрушительные?
– «Лекарство всегда рядом с недугом; мы сказали уже, что это делается ради поддержания равновесия и чтобы служить противовесом.»
Надобность в разрушении, та же ли она во всех мирах?
– «Она соразмерна состоянию большей или меньшей матерьяльности миров и сходит на нет по мере очищения их физического и нравственного состояния. В мирах более продвинутых, нежели ваш, условия существования совершенно иные.»
Всегда ли среди людей на земле будет существовать необходимость разрушения?
– «Потребность в разрушении ослабевает у человека по мере того, как дух берёт верх над материей; поэтому вы видите, как ужас перед разрушением приходит вместе с интеллектуальным и нравственным развитием.»
Обладает ли человек в нынешнем своём состоянии неограниченным правом разрушения по отношению к животным?
– «Это право регулируется для него необходимостью добыть себе пропитание и обеспечить свою безопасность; но злоупотребление никогда не было правом.»
Что думать о разрушении, превосходящем пределы необходимости и безопасности; об охоте, например, когда целью её является лишь удовольствие от разрушения безо всякой полезности?
– «Преоблодание звериности над духовною природой. Всякое разрушение, переходящее за пределы надобности, является нарушением закона Божьего. Животные разрушают лишь из нужды; но человек, обладающий свободной волей, разрушает без необходимости; он должен будет дать отчёт в злоупотреблении предоставленной ему свободой, ибо он уступает тем самым дурным инстинктам.»
Народы, доводящие до крайности щепетильность в отношении убийства животных, имеют ли они в том какую-то особую заслугу?
– «Это крайность в чувстве, которое само по себе похвально, но из-за утраты меры становится зловредным и заслуга в котором нейтрализуется множеством злоупотреблений иных родов. У народов этих более суеверной боязни, чем истинной доброты.»