– «Действительно есть люди, живущие лишь для самих себя и не способные быть ни для чего полезными. Се суть бедные, несчастные существа, каковых следует жалеть, ибо жестоко будет искупление ими своей добровольной бесполезности, и их наказание зачастую начинается уже прямо у вас – через скуку и отвращение к жизни, в безраздельной власти коих они находятся.»
– Поскольку у них был выбор, почему они всё-таки предпочли тот образ жизни, который ничем не мог быть им полезен?
– «Среди духов также есть ленивые, которые отшатываются от трудовой жизни, Бог дозволяет им это; но позднее и на собственном горьком опыте они поймут неудобства своей бесполезности, и они же первые попросят возможности наверстать упущенное время. Может быть также и то, что прежде они избрали себе жизнь более значительную, но, раз взявшись за дело, отшатнулись и позволили внушениям духов, поощряющих их в праздности, увлечь себя.»
Обычные занятия представляются нам скорее «обязанностями», нежели «миссиями» в полном смысле этого слова. «Миссия», в согласии с идеей, слову этому придаваемой, имеет характер более исключительной и, главное, менее личной важности. С этой точки зрения, как можно узнать, что какой-либо человек имеет на Земле некую реальную миссию?
– «По великим делам, которые он совершает, по тому прогрессу и тем успехам, к которым он приводит себе подобных.»
Люди, имеющие важную миссию, были ли они к ней предназначены до своего рождения, и знают ли они об этом?
– «Иногда, да; но чаще всего это им неизвестно. Приходя на Землю, они имеют цель весьма смутную; их миссия вырисовывается после их рождения и смотря по обстоятельствам. Бог подводит их к пути, на котором они должны исполнить Его замыслы.»
Когда человек совершает что-то полезное, то всегда ли он делает это в силу некой предшествующей и предопределённой миссии или он может получить и миссию не предусмотренную?
– «Всё, что человек делает, не является результатом некоего предопределённого назначения; он зачастую орудие, коим пользуется какой-либо дух ради того, чтобы исполнить какую-то вещь, которую он считает полезной. Например, некий дух полагает, что было бы хорошо написать книгу, чем бы он сам и занялся, если бы был воплощён; он ищет тогда писателя, наиболее способного понять его мысль и выразить её; он даёт ему о ней идею и направляет его в исполнении. Так этот человек вовсе не пришёл на Землю с миссией создать подобное сочинение. То же происходит с некоторыми произведениями искусства и научными открытиями. Нужно ещё сказать, что во время сна тела воплощённый дух прямо и непосредственно сообщается со скитающимся духом, и они договариваются об исполнении.»
Может ли дух не исполнить назначения по собственной вине?
– «Да, если это не Высший Дух.»
– Каковы для него последствии этого?
– «Ему придётся возобновить свою задачу: в этом его наказание; и затем, он подвергается последствиям зла, коего он был причиною.»
Поскольку дух получает свою миссию от Бога, то как может Бог доверить миссию важную и имеющую общий интерес духу, который мог бы её и не исполнить?
– «Разве не знает Бог, что полководец Его одержит победу или будет побеждён? Он знает это, будьте в том уверены, и Его планы, когда дело имеет особую важность, никогда не возлагаются на тех, которые должны оставить свой труд на полпути. Для вас весь вопрос в знании грядущего, коим Бог обладает, но которое вам не дано.»
Дух, воплощающийся ради исполнения определённой миссии, имеет ли он те же опасения, что и тот, который проходит через это как через испытание?
– «Нет, у него уже есть опыт.»
Люди, кои суть факел, гением своим освещающий род человеческий, определённо, имеют некоторую миссию; но среди них есть и такие, что ошибаются и рядом с великими истинами распространяют и великие заблуждения. Как следует рассматривать их миссию?
– «Как искажённую ими самими же. Они находятся ниже задачи, за которую взялись. Следует, однако, считаться и с обстоятельствами: гениальные люди нередко вынуждены были говорить в согласии с эпохой, в которую они жили, и то учение, которое представляется ошибочным или детским в эпоху более продвинутую, могло быть вполне достаточным для своего века.»53