Цель:Ознакомить с условиями труда в частях Сил общего назначения и родах войск и мерами профилактики неблагоприятного действия вредных факторов.
Задачи обучения:
Студент должен знать:
1. Особенности современного военного труда и факторы, которые могут вызвать военно-профессиональные заболевания.
2. Вредные факторы труда в ракетных войсках и мероприятия по предупреждению их неблагоприятного действия.
3. Специфические и неспецифические факторы РЛС и меры профилактики их неблагоприятного воздействия.
4. Условия труда в артиллерии, бронетанковых и мотострелковых войсках и медицинские мероприятия по гигиеническому обеспечению этих частей.
Студент должен уметь:
1. Составить комплекс мероприятий по профилактике неблагоприятного действия факторов военного труда;
2. Провести расчет плотности потока энергии СВЧ-поля и размер защитной зоны.
Основные вопросы темы:
1. Особенности гигиены труда в ракетных войсках.
2. Ракетное топливо и его классификация. Условия труда с ним.
3. Профилактика загрязнения воздуха рабочих помещений и на рабочих площадках. Оздоровление условий труда.
Методы обучения и преподавания: работа в малых группах – решение ситуационных задач.
Литература:
Основная:
1. Военная гигиена и эпидемиология: Учебное пособие/Под ред. В.Д. Беляков, Е.Г. Жук. – Москва: Медицина, 1988. – 320 с.
Дополнительная литература:
1. Санитарно-гигиенический контроль за условиями военного труда личного состава, занятого на работах с профессиональными вредностями: Учебно-методическое пособие/Под ред. Начальника Департамента Медицинского обеспечения генерального штаба ВС РК полковника мед. службы Н.Г.Идрисова. – Алматы, 1999. – с. 65.
3. Софронов Г.А. Гигиеническая диагностика в экстремальных условиях. // Военно-медицинский журнал, 1997, №4. – 68-69 с.
4. Иванченко А.В., Ахметзянов И., Миролюбов А.В. и др. Современные концепции и методология разработки средств, методов защиты и обеспечения безопасности военнослужащих при действии неионизирующих излучений.// Военно-медицинский журнал. – 2000, № 10. – 38-47 с.
5. Общая и военная гигиена: Учебник/Под ред. Н.Ф.Кошелева - Ленинград, 1978. – 370 с.
6. Общая и военная гигиена: Учебник/Под ред. Б.И. Жолуса. – Санкт-Петербург, 1998. – 376 с.
7. Военная гигиена и военная эпидемиология: Учебник. /Под ред П.И.Мельниченко – Москва: Медицина, 2005. – 396 с.
Контроль:
1. Вопросы:
1. Цель и задачи гигиены военного труда. Военно-профессиональные заболевания и факторы, которые могут их вызвать.
2. Характерные особенности современного военного труда. Проблема обитаемости, основные направления ее разработки.
3. Особенности работы личного состава в средствах индивидуальной защиты. Профилактика перегревания, переохлаждения, баротравм легких, острого кислородного голодания и отравление углекислым газом.
4. Гигиены труда в бронетанковых и мотострелковых частях: устройство боевой машины пехоты и танка, рабочие места личного состава; шум, вибрация, запыленность и ограниченность размера рабочего помещения, и другие факторы обитаемости в объектах бронетанковой техники; загрязнение воздуха в танках и боевых машинах пехоты пороховыми и отработанными газами, их состав, действие на организм человека; медицинские мероприятия по гигиеническому обеспечению бронетанковых и мотострелковых частей.
5. Гигиена труда на радиолокационных станциях (РЛС): Специфические и неспецифические факторы на РЛС, основные источники СВЧ - поля: Биологическое действие СВЧ-поля и факторы его определяющие (длина волны, избирательное взаимодействие с тканями, время воздействия и мощность излучений, размеры обучаемой поверхности);Термические и нетермические эффекты СВЧ-излучения, уровни ППЭ, их вызывающие. Радиоволновая болезнь. Профилактика неблагоприятного действия СВЧ-поля и неспецифических факторов на РЛС.
6. Гигиена труда в ракетных войсках: вредные факторы, действующие на военнослужащих - физические и нервно-психические перегрузки, воздействия ионизирующих излучений, СВЧ - поля, высокотоксичных химических веществ, агрессивного ракетного топлива, работа на высоте, перегревания или охлаждения; ракетное топлива, его классификация, окислители и горючее, входящие в состав топлива, их действие на организм человека; профилактика неблагоприятного действия вредных факторов в ракетных войсках.
7. Гигиенические особенности труда артиллеристов, физические перегрузки, воздействие дульной и взрывной волны, загрязнение кожи горюче-смазочными материалами, действие пороховых газов, травматизм. Мероприятия по профилактике их неблагоприятного воздействия.
2. Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Ознакомиться по методическому пособию с методами определения интенсивности СВЧ поля и размера защитной зоны.
Задание 2. Решить ситуационные задачи по определению ППЭ СВЧ поля расчетным методом.
Ситуационные задачи:
Задача 1. РЛС размещена на ровной местности. Рср = 800 Вт, Д = 400. Какова будет ППМ у объекта, расположенного на удалении 200 м от РЛС?
Задача 2. РЛС расположена на ровной местности. Рср = 500 Вт, Д = 1000. Определить ППМ у жилого здания, находящегося на расстоянии 1000 м от РЛС.
Задача 3. РЛС поднята на высоту 7 м, Рср = 100 Вт, Д = 600. Определить ППМ у спортивной площадки, находящейся на расстоянии 200 м от РЛС.
Задача 4. На каком расстоянии от РЛС можно работать в течение 2 часов (I зона), если Рср = 500 Вт, Д == 1000? РЛС размещена на ровной местности.
Задача 5. РЛС Рср = 300 Вт, Д = 200. Рассчитать размеры I, II, III зон нормированных излучений.
Задача 6. Определить ППМ у здания, расположенного на расстоянии 700 м от РЛС Рср = 800 Вт, Д =1000.
Задача 7. На каком расстоянии от жилого дома можно разместить РЛС и на каком расстоянии можно работать в течение 2 часов (II зона) при облучении антенной, работающей в режиме кругового обзора.
Задача 8. РЛС размещена на высоте 6 м, Рср == 180 Вт, Д = 500. На каком расстоянии можно разместить РЛС от жилых домов? Каковы будут размеры зон нормируемых излучений? Антенны работают в режиме кругового обзора.
Задача 9. РЛС расположена на высоте 5 м. Максимальный отрицательный угол наклона антенны 3°. Угол диаграммы направленности 2°. Определить размеры «мертвой» зоны.
Задача 10. РЛС расположена на высоте 6 м. Максимальный отрицательный рабочий угол 1,5°. Угол диаграммы направленности 2°. Определить размеры «мертвой» зоны.
Задача 11. На какую высоту необходимо поднять РЛС, чтобы «мертвая» зона была не менее 40м ? Максимальный отрицательный угол антенны 2°. Угол диаграммы направленности 1°.
Задача 12. На какую высоту необходимо поднять РЛС, чтобы «мертвая» зона была не менее 85м ? Максимальный отрицательный угол антенны 3°. Угол диаграммы направленности 1,5 .