Задача №1. Определите продолжительность и биодозу облучения детей в фотарии. Установка маячного типа с лампой ПРК-7. Биодоза на расстоянии 3 м получается в 4 мин. Курс облучения 2 недели.
Задача №2. Определите продолжительность и биодозу облучения детей в фотарии. Установка маячного типа с лампой ПРК-2. Биодоза на расстоянии 150 см получается в 2 мин. Курс облучения 2 недели.
Задача №3. Биодоза была определена на расстоянии 50 см от горелки и равна 1 мин. Рассчитайте чему равна биодоза на расстоянии 100 см.
Задача №4. Биодоза у ребенка на расстоянии 50 см. была равна 2 мин, рассчитайте время облучения с расстояния 78 см.
Задача №5. Биодоза у ребенка на расстоянии 50 см. была равна 4 мин. Рассчитайте, чему будет равна биодоза на расстоянии 100 см.
Задача №6. Определите продолжительность облучения и биодозу детей в фотарии. Установка маячного типа с лампой ПРК-7. Биодоза на расстоянии 3 м получается в 4 мин. Облучение начинайте с 1/4 биодозы. Курс облучения 15 дней.
Задача №7. Рассчитайте какое количество кабин должно быть, если фотарий кабинного типа, количество работающих максимальной смены составляет 200 мужчин и 300 женщин. Пропускная способность одной кабины 20 чел/час. Продолжительность работы фотария 50 мин/час.
Ситуационные задачи по санации воздуха помещений
Задача № 1.Палата родильного дома имеет площадь 30 м2и высоту 3,2 м. Рассчитайте количество ламп БУВ-30, необходимых для санации воздуха. Как их следует разместить?
Задача № 2.Перевязочная имеет площадь 22 м2 и высоту 3,5 м. Рассчитайте количество ламп БУВ-60, для санации воздуха. Как их следует разместить?
Задача № 3.Инфекционный бокс имеет площадь 21 м2и высоту 3 м. Рассчитайте количество ламп БУВ-15, для санации воздуха. Как их следует разместить?
Задача № 4.Палата для детей имеет площадь 18 м2 и высоту 3 м. Рассчитайте количество ламп БУВ-15, для санации воздуха помещения. Как их следует разместить?
Задача № 5.Палата терапевтического отделения имеет площадь 28 м2 и высоту 3 м. Рассчитайте количество ламп БУВ-30, для санации воздуха помещения. Как их следует разместить?
Задача № 6.Для санации воздуха операционной, площадью 30 м2 и высотой
3,5 м2предлагается использовать лампы БУВ -60.Рассчитайте необходимое количество ламп. Как следует разместить?
Задача № 7.Для санации воздуха палат инфекционной больницы площадью 32 м2 и высотой 3м предлагается использовать лампы БУВ-30. Рассчитайте необходимое количество ламп и как следует их разместить?
Задача № 8.Для санации воздуха послеоперационной палаты площадью 12 м2 и высотой 3м предлагается использовать лампы БУВ-15. Рассчитайте необходимое количество ламп и как следует их разместить?
Задача № 9.Для санации воздуха реанимационного зала площадью 36 м2 и высотой 3,5 м предлагается использовать лампы БУВ-60. Рассчитайте необходимое количество ламп и как следует их разместить?
Задача № 10.Для санации родового зала площадью 33 м2 и высотой 3 м предлагается использовать лампы БУВ-30. Рассчитайте необходимое количество ламп. Как следует их разместить?
Задача № 11.Для санации воздуха детской палаты площадью 12 м2 и высотой 3,2 м предлагается использовать лампы БУВ-15. Рассчитайте необходимое количество ламп. Как следует их разместить?
Задача № 12.Для санации воздуха палаты интенсивной терапии площадью
13 м2 и высотой 3,5 м предлагается использовать лампы БУВ-15. Рассчитайте необходимое количество ламп. Как следует их разместить?
Тема №. 6. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения. Заболевания, связанные с водопользованием и их профилактика. – 4 часа
Цель. Дать представление о гигиеническом значении водного фактора и научить оценивать качество питьевой воды и возможность использования водоисточников для водоснабжения
Задачи обучения.
Студент должен знать:
- физиолого-гигиеническое и народно-хозяйственное значение воды;
- нормы хозяйственно-питьевого водопотребления;
- инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с водным фактором
- заболевания, связанные с природным уровнем минерализации, микроэлементным и макроэлементным составом воды;
- влияние химического загрязнения воды на здоровье населения;
- основные критерии качества питьевой воды и гигиеническое значение микробиологических, химических, органолептических и радиологических показателей СанПина РК «Питьевая вода», по которым они определяются;
- санитарно-гигиеническую характеристику подземных и поверхностных источников и систем водоснабжения;
- гигиенические требования к выбору источников централизованного и децентрализованного водоснабжения;
Студент должен уметь:
- оценить роль водного фактора в развитии конкретного заболевания.
- рекомендовать выбор водоисточника для водоснабжения на основании данных санитарно-гигиенического обследования и показателей качества воды;
- оценивать качество воды питьевой и давать заключение об ее пригодности по результатам анализа;
Основные вопросы темы:
1. Роль водного фактора в развитии инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний
2. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором
3. Оценка качества питьевой воды
4. Санитарная надежность подземных и поверхностных водоисточников,
5. Гигиенические требования к выбору водоисточника для водоснабжения
Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач, дискуссия
Литература
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.105-168.
2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.-С.111-175с.
3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д:»Феникс»,2002. – С.74-108.
4. Гурова А. И. , Горлова О. Е. – Практикум по общей гигиене . – М. : Изд– во Университета дружбы народов , 1991. – С. 39-54.
4. Пивоваров Ю. П. , Гоева О. Э. , Величко А. А. – Руководство к лабораторным занятиям по гигиене . – М. : Медицина , 1983.-С.42-58.
5. Румянцев Г. И. , Вишневская Е. П. , Козлова Т. А. –Общая гигиена –М.: Медицина, 1985. –С. 106-151.
6. СанПиН РК 3.02.002.04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».
7. СанПиН РК № 2999 от 11.08.2004г. «Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения». – 17с.
8. СанПиН РК № 229 от 13.05. 2005г. «Санитарно-эпидемиологические требования к нецентрализованному хозяйственно-питьевому водоснабжению». – 7с.
Контроль
I. Вопросы:
1. Гигиеническое значение воды.
2. Роль водного фактора в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний.
3. Заболевания, обусловленные природным химическим составом и химическим загрязнением воды.
4. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с водопользованием:
- санитарная охрана водоемов
- выбор источников водоснабжения с учетом его санитарной надежности;
- санитарная охрана водопроводов;
- нормирование качества воды питьевой и воды водоисточников
- очистка и обеззараживание воды;
- контроль за качеством воды питьевой.
5. Критерии качества питьевой воды: благоприятные органолептические свойства, эпидемическая безопасность, химическая безвредность, безопасность в радиационном отношении.
6. Гигиенические требования к качеству питьевой воды (СанПиН РК 3.02.002.04. «Питьевая вода»):
- органолептические показатели воды
- показатели безопасности воды в эпидемиологическом отношении (микробиологические и паразитологические).
- показатели химической безвредности состава воды
- показатели радиационной безопасности воды.
7. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: централизованная и децентрализованная.
8. Сравнительная гигиеническая характеристика поверхностных, подземных (почвенные, грунтовые, межпластовые безнапорные и напорные) источников водоснабжения и атмосферных вод.
9. Основные принципы выбора источника для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Показатели санитарно-эпидемической надежности водоисточников. Прикладное значение деления водоисточников на классы по качеству воды.
11. Гигиенические требования к качеству воды при децентрализованном водоснабжении.
12. Химические, микробиологические и биохимические показатели загрязнения воды органическими веществами биогенного происхождения, их значение в оценке качества воды, постоянстве и давности загрязнения.
13. Требования к устройству и содержанию шахтных и трубчатых колодцев и каптажей родников (СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к нецентрализованному хозяйственно-питьевому водоснабжению»). Очистка и дезинфекция колодцев.