Цель: Ознакомить с методами улучшения качества воды и научить давать обоснованные рекомендации по их выбору на основании данных санитарного обследования водоисточников и анализов воды.
Задачи обучения
Студент должен знать:
- Основные методы улучшения качества воды;
- Специальные методы улучшения качества воды;
Студент должен уметь:
- Рассчитывать дозу хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды и проводить обеззараживание.
- Оценивать эффективность обеззараживания воды, определяя остаточный хлор в воде;
Методы обучения и преподавания:работа в малых группах – решение ситуационных задач
Основные вопросы темы:
1. Основные методы улучшения качества воды
2. Специальные методы улучшения качества воды
3. Методы расчета доз хлорсодержащих препаратов и коагулянтов для обеззараживания воды
Литература
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.105-168.
2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА,2000.-С.111-175.
3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Издательский. центр «Академия», 2004.-С.274-287.
4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. –С. 46-52.
5. Гурова А.И., Горлова О.Е. –Практикум по общей гигиене. – М.: Издательство Университета дружбы народов. 1991. –С.45-59.
1. Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. - М.: Медицина. 2002.- С.55-107
2. Кондратов И.М., Беликов А.Д., Лебединец Л.А. Гигиеническая значимость продуктов хлорирования питьевой воды. Военно-мед. журнал. 1992г. №1. –С.71-72.
3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. –Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. – М.:Медицина,1983. –С.46-58.
4. СанПиН 3.02.002.04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».
Контроль:
1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:
1. Вопросы:
1. Основные методы улучшения качества воды:
а) очистка (осветление и обесцвечивание):
- механические – отстаивание: эффективность отстаивания и, условия применения;
- физические - фильтрация: принципы устройства и работы медленных и скорых фильтров, преимущества метода контактного осветления воды.
- химические – коагуляция: необходимость применения, условия, оптимизирующие процесс коагуляции, химические соединения, используемые в качестве коагулянтов. Высокомолекулярные флоккулянты и их применение.
- б) обеззараживание:
- химические (хлорирование, озонирование, серебрение) и физические (кипячение, УФ-облучение, облучение ультразвуком и ионизирующими излучениями) методы обеззараживания, преимущества и недостатки;
- механизм бактерицидного действия хлорсодержащих соединений; понятие «активный хлор»;
- соединения хлора, применяемые для обеззараживания, сравнительное содержание в них активного хлора.
- условия, обеспечивающие достаточную эффективность хлорирования, значение остаточного хлора;
- способы хлорирования воды: по хлорпотребности, гиперхлорирование, двойное хлорирование, хлорирование с преаммонизацией; преимущества и недостатки различных методов хлорирования воды.
- определение хлорпотребности, хлорпоглощаемости и остаточного хлора, расчет дозы коагулянта;
- эффективность и условия использования для обеззараживания других химических методов – озонирования, применения солей серебра, перекиси водорода и др.
2. Специальные методы повышения качества воды и их характеристика.
Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов и тестирования
Задания по теме:
Задание 1. Ознакомиться с методами определения дозы хлорсодержащих препаратов и коагулянтов для проведения обеззараживания и коагуляции воды.
Задание 2. Решить ситуационную задачу по расчету доз хлорной извести и коагулянта для проведения хлорирования и коагуляции;