Мальчик правильно го телосложения, кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Тургор тканей хороший. Мышечный слой развит хорошо, мышцы имеют хорошо выраженный рельеф. Со стороны опорно-двигательного аппарата отклонений не отмечается.
IV. Физиометрические данные
Сила правой руки, кг - 39
Сила левой руки, кг - 35
ЖЕЛ, мл - 3500
Частота пульса в минуту - 68
Максимальное АД, мм.рт.ст. - 110
Минимальное АД, мм.рт.ст. - 70
Дыхание, частота в минуту - 16
V. Состояние здоровья
Перенесенные заболевания: корь в 5 лет, болезнь Боткина в 10 лет, отклонений со стороны печени в момент обследования нет. На диспансерном учете не состоит. Мальчик занимается спортом (водное поло).
Задача № 6.
Страхова Татьяна
Дата рождения- 1994 г. 20 апреля
Дата обследования - 2005 г. 20 сентября
I. Биологическое развитие
Погодовая прибавка длины тела, см - 1
Число постоянных зубов - 28
Степень развития вторичных половых признаков: АХ1, 2 P2 Ма1, 2 menses отсутствует
II. Соматометрические данные
Рост стоя, см - 152
Масса тела, кг - 40
ОГК, см - 70
III. Соматоскопические данные
Девочка правильного телосложения, умеренного питания, кожные покровы и видимые слизистые чистые, без высыпаний, бледные. Нарушений со стороны костно-суставной системы нет.
IV. Физиометрические данные
Сила правой руки, кг - 20
Сила левой руки, кг - 19
ЖЕЛ, мл - 2100
Частота пульса в минуту - 75
Максимальное АД, мм.pт.ст. - 100
Минимальное АД, мм.рт.ст. - 60
Дыхание, частота в минуту - 20
V. Состояние здоровья
Перенесенные заболевания: скарлатина в возрасте 7 лет с осложнением на почки. С 8 лет хронический пиелонефрит, в момент обследования - в состоянии полной ремиссии..
Тема № 9. Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах- 2 часа
Цель: Ознакомить с принципами и требованиями к организации режима дня и учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях и основными аспектами врачебного контроля за условиями воспитания и обучения.
Задачи обучения
Студент должен знать:
- гигиенические принципы и требования к организации режима дня и учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях;
- основные аспекты врачебного контроля за условиями воспитания и обучения в детских дошкольных и школьных учреждениях.
2. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях
3. Определение функциональной готовности детей к обучению в школе
Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач
Литература:
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.385-450.
2. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.454-457.
3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.431-445.
5. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. ,Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене.- М.: Медицина, 1983.- С.222-231.
Дополнительная:
1. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской, М., Медицина: 1989. –С. 36-68.
2. Кардашенко «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков», М., 1983.-С. стр.51-73.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.98-156.
4. СанПиН РК № 2.01.017.03. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций»
5. СанПиН РК 2.01.015.03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях»
Контроль
1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:
1. Физиологические основы режима дня:
- изменения физиологического состояния организма в процессе выполнения работы
- развитие утомления, как проявление охранительного торможения в коре головного мозга; переутомление и его последствия;
- роль динамического стереотипа в предупреждении утомления;
- режим дня как главное условие выработки динамического стереотипа и профилактики утомления.
2. Основные компоненты и особенности режима дня детей преддошкольного и дошкольного возрастов, их содержание и продолжительность, рациональное чередование режимных моментов.
3. Построение и содержание режима дня детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Учет биоритмологии центральной нервной системы при организации режима дня.
4. Понятие о школьной зрелости. Гигиенические проблемы школьной зрелости.
5. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Динамика работоспособности учащихся, как основа построения учебного процесса.
6. Гигиеническое нормирование обучения в младшем, среднем и старшем школьном возрастах и 6-летних детей (СанПиН РК 2.01.015.03): инвариантная и максимальная часовая недельная нагрузка, длительность урока и его построение, построение учебного дня, недели, года, организация перемен, использование шкал трудности предметов при составлении и оценке школьного расписания.
7. Учебные занятия дома.
8. Гигиенические требования к организации учебного процесса при применении ТСО и работе с компьютерами
9. Активный отдых учащихся на открытом воздухе и его роль в восстановлении работоспособности.
10. Медицинский контроль за организацией обучения.
· Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:
Задание №1.
Ознакомиться по пособию в информационно-дидактическом блоке с требованиями к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях
Задание № 2.
Решить ситуационную задачу по оценке школьного расписания.
Задание № 3.Решить ситуационную задачу по оценке школьной зрелости.