Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема № 3. Гигиеническая оценка химического и бактериального загрязнения воздуха помещений и эффективности естественной и искусственной вентиляции - 2 часа



Цель. Ознакомить студентов с методами изучения, оценки и профилактики химического и бактериального загрязнения воздуха, научить оценивать качество воздушной среды и разрабатывать мероприятия по его оптимизации.

Задачи обучения.

Студент должен знать:

· Гигиеническое значение загрязнения воздушной среды закрытых помещений химическими соединениями и микроорганизмами

· Источники и показатели химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений различного назначения.

· Значение определения СО2, как интегрального показателя качества воздуха в помещениях, где источником загрязнения является человек.

· Гигиенические требования к качеству воздушной среды в жилых и лечебно-профилактических учреждениях.

· Мероприятия по профилактике влияния на организм химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений.

Студент должен уметь:

· Оценивать качество воздушной среды жилых помещений, детских и лечебно-профилактических учреждений и эффективность воздухообмена

  • Проводить контроль за микробным загрязнением воздуха в помещений;
  • Разрабатывать мероприятия по профилактике влияния на организм химического и бактериального загрязнения воздуха закрытых помещений
  • Оценивать эффективность воздухообмена в помещениях.

Основные вопросы темы

1. Гигиеническое значение химического и биологического загрязнения атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений, показатели загрязнения.

2. Гигиенические требования к качеству воздушной среды жилых и общественных помещений.

3. Профилактика неблагоприятного воздействия на организм человека химического и бактериального загрязнения помещений.

4. Использование вентиляции для оптимизации качества воздушной среды помещений.

Методы обучения и преподавания:в малых группахознакомление с приборами и определение температуры, влажности и скорости движения воздуха, дискуссия, решение ситуационных задач.

Литература

Основная:

1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.47-105.

2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.

Дополнительная:

1. Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.

2. Гурова А.И.,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.-М.:Изд-во Университета дружбы народов.1991.- С.11-31

3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.177-237, 140-142, 237-289.

4. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983.- С.93-101.

5. Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.

6. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.

Контроль

1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:

 

1. Химический состав атмосферного воздуха. Источники химического загрязнения атмосферного воздуха и воздуха помещений.

2. Биологическое загрязнение воздуха закрытых помещений. Источники и пути распространения загрязнителей, эпидемиологическая опасность.

3. Гигиеническое значение загрязнения воздушной среды химическими соединениями и патогенными микроорганизмами.

4. Показатели химического загрязнения в помещениях различного назначения. Значимость определения концентрации СО2 как критерия чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях в современный период.

5. Показатели бактериального загрязнения воздуха в жилых помещениях и лечебных учреждениях, гигиенические нормативы.

6. Методы определения бактериального загрязнения воздуха.

7. Использование вентиляции для снижения и предупреждения химического и бактериального загрязнения воздуха. Естественная вентиляция и ее эффективность. Способы усиления естественной вентиляции.

8. Виды искусственной вентиляции: приточная, вытяжная, приточно-вытяжная. Условия их применения.

9. Общеобменная и местная системы вентиляции, их предназначение.

10. Кондиционирование воздуха, преимущества и недостатки.

11. Показатели воздухообмена: необходимый и фактический объем вентиляции, кратность воздухообмена. Методы определения.

12. Организация вентиляции в жилых помещениях и лечебных учреждениях

2. Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:

Задание:решить ситуационные задачи по оценке вентиляции в помещениях

Задача № 1.

В 6-ти коечной палате, площадью 42 м2 и высотой 3 м, проветривание осуществляется через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 10 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена в 1 час.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Пример решения задачи №1.

Для определения фактической кратности воздухообмена (см. 4.1) нужно знать фактический объем вентиляции и объем помещения.

Фактический объем вентиляции находим по формуле Q = S отв. • V • 3600 . Однако, учитывая, что проветривание осуществляется только лишь в течение 10 минут, вместо 3600 в формулу вставляем 10 • 60 = 600. Тогда Q =0,3•0,4•1,2•600= 86,4(м3). Поскольку за счет естественной вентиляции без проветривания в течение часа достигается однократный обмен воздуха, действительный объем вентиляции в данном помещении будет равен сумме объемов вентиляции за счет проветривания (86,4 м3) и без него (однократный объем вентиляции = объему помещения = 42•3= 126)= 86,4+126=212,4 (м3).

Фактическая кратность воздухообмена будет равна:

В палате размещается 6 человек, следовательно, необходимый объем вентиляции для них должен составить, исходя из нормативов, приведенных в табл. 3.: 80 м3• 6 = 480 м3, а необходимая кратность воздухообмена - . Фактическая кратность воздухообмена почти в 2 раза ниже требуемой. Недостаточен также воздушный куб, норма которого составляет 25-27 м3 на одного больного, т.е. палата по объему предназначена для размещения 5, а не 6 больных. Рекомендуется уменьшить число больных в палате и увеличить время проветривания.

Задача № 2.

В палате площадью 15 м2 и высотой 3 м концентрация С02 составляет 2,4%o.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Рассчитайте необходимое количество воздуха в час на 2-х больных.

3) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Пример решения задачи № 2.

Кратность воздухообмена определяем по формуле, приведенной в разделе 4.1, для чего нужно рассчитать фактический объем вентиляции и объем помещения. Для определения фактического объема вентиляции используем формулу Q =(22,6 • n) / (С факт.-0,4) (разд.4.3).

Q = (м3)

Так как объем помещения равен 15•3=45 (м3), а Q =22,6, кратность воздухообмена будет равна: .

В соответствии с гигиеническими требованиями необходимый объем вентиляции на 1 больного должен составлять 80 м3 в час, тогда на 2 больных он будет равен 160 м3. Необходимая кратность воздухообмена должна быть: . Таким образом, кратность воздухообмена в палате недостаточна. Кроме того, воздушный куб на одного больного меньше нормативного. Рекомендуется перевод одного больного в другую палату и проветривание помещения.

Задача-№ 3.

В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3 м, вентиляция осуществляется за счёт естественного проветривания через форточку площадью 0,3 на 0,4 м каждый час в течение 20 минут. Скорость движения воздуха - 0,6 м/сек.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

Задача № 4.

В боксе площадью 21 м2 и высотой 3 м, находится 1 больной. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,2х0,3 м со скоростью 0,8 м/сек, а удаление - через отверстие площадью 0,8 м2 со скоростью 1м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

Задача № 5.

В послеоперационной палате кубатура - 45 мЗ на одного больного, концентрация С02 равна 1,2%o. Рассчитайте кратность воздухообмена в палате за 1 час. Если по гигиеническим нормам в послеоперационной палате кратность воздухообмена равна 10, то какое количество воздуха надо подавать в помещение.

Задача№ 6.

В операционной площадью 36 м2 и высотой 3 м работает бригада из 6 человек. Вентиляция приточно-вытяжная. Приток воздуха идёт через отверстие, площадью 0,25 со скоростью 0,4 м/сек. Вытяжка через одно отверстие площадью 0,5 м2 со скоростью 0,3м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего и удаляемого воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена по притоку и вытяжке.

3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите, как можно улучшить работу вентиляции (10-кратная).

Задача № 7.

В 4-х коечной палате, площадью 30 м2 и высотой 3,2 м, концентрация СО2 составляет 1.8%o.

1) Рассчитайте кратность воздухообмена.

2) Сопоставьте с гигиеническими нормами.

3) Рассчитайте потребную кратность воздухообмена, когда концентрация СО2 в воздухе не превышает гигиенических нормативов (1%o =1,0 л/мЗ).

Задача № 8.

В операционной, кубатурой 112 мЗ, на 1 операционный стол, работает хирургическая бригада из 4-х человек. Вентиляция осуществляется путём проветривания через 2 фрамуги, площадью 0,4 м2 каждая в течение 20 минут. Скорость движения воздуха 1,2 м/сек. Вытяжка идёт через отверстие, площадью 0,25 м2 со скоростью 0,4 м/сек.

1) Рассчитайте объём поступающего воздуха.

2) Рассчитайте кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами и укажите: достаточно ли организовано проветривание операционной?

Задача № 9.

В боксе площадью 22 м2 и высотой 3 м , находятся 2-е больных. Концентрация СО2 в воздухе составляет 1,5%o, т.е. 1,5 л/мЗ. Определите:

1) Объём поступающего в помещение воздуха.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.

5) Рассчитайте концентрацию СО2 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.

Задача № 10.

В реанимационном зале, кубатурой 110 мЗ находятся 2-е больных и работает б мед. работников . Концентрация С02 составляет 1,2%o, т.е. 1,2 л/мЗ. Определите:

1) Объём поступающего в помещение воздуха.

2)-Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте потребное количество поступающего воздуха в реанимационный зал.

5) Рассчитайте концентрацию С02 в реанимационном зале при достаточной работе вентиляции.

Задача №11.

В процедурной ( для введения внутривенно радиоактивных изотопов) радиологического отделения площадью 24 м2 и высотой 3 м работают 2 мед. работника. В час обслуживают 10 человек. Концентрация СО2 составляет 1,4%o Рассчитайте:

1) Количество поступающего воздуха.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте количество необходимого воздуха при достаточной работе вентиляции.

Задача № 12.

В перевязочной кубатурой 66 м2 работает 2 мед. работника, за час обслуживают 4 больных. Концентрация СО2 в помещении равна 2,4%o.

1) Рассчитайте объём воздуха, поступающего в перевязочную.

2) Кратность воздухообмена.

3) Сравните с гигиеническими нормами.

4) Рассчитайте необходимое количество подаваемого воздуха при эффективной работе вентиляции, когда К=2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.