Цель: Ознакомиться с гигиеническими требованиями к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона питания и режиму питания для различных возрастных групп населения; освоить методику оценки адекватности питания расчетным методом по меню раскладке.
Задачи обучения:
Студент должен знать:
- Гигиенические требования к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона и режиму питания для различных возрастных групп населения.
- Пищевую и биологическую ценность пищевых веществ и продуктов – основных их источников.
- Принципы составления расчета и оценки меню-раскладки.
Студент должен уметь:
- Провести расчет энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности рациона питания по меню-раскладке.
- Дать гигиеническую оценку полноценности рациона питания, сопоставляя расчетные данные с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, а также с показателями суточных энергозатрат.
- Дать рекомендации по коррекции рациона питания и профилактике алиментарных заболеваний.
Основные вопросы темы:
1. Гигиенические требования к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона и режиму питания для различных возрастных групп населения.
2. Пищевая и биологическая ценность пищевых веществ и продуктов – основных их источников.
3. Методы оценки полноценности индивидуального и коллективного питания
4. Оценка полноценности питания по меню-раскладке.
Методы обучения и преподавания:работа в малых группах - решение ситуационных задач
Литература
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.263-299.
2. Гигиена/ Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.- С. 221-266.
3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Гигиена питания: Учебное пособие по общей гигиене для студентов медицинских вузов. – Алматы,2005. – Ч.1. – С.42-137.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 148-207.
5. Гурова А.И., Горлова О.Е.. Практикум по общей гигиене. - М. Изд-во Университета Дружбы народов, 1991.- С. 69-74.
6. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 3-е изд. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001.- С.72- 96.
Дополнительная
1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А., - Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. М. Медицина, 1987.- С. 26-41.
2.Королев А.А. Гигиена питания: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издат. центр «Академия», 2006. – С.22-398.
3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А.. - Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М. Медицина, 1983. С. 4-13.
4. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания.- М.:Издат. центр «Академия», 2005. – С.233-246.
5. Румянцев Г.И. , Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена, М. Медицина, 1985- С. 24-41, 47—76.
6. Татарская Л.Л., Бутейкис Н.Г. Детское питание. М. Медицина, 1996.
7. Шарманов Т.Ш., Плешкова С.М. Метаболические аспекты питания с курсом общей биохимии.- Алматы, 1998.
8. Шелстон Х. Правильное сочетание пищевых продуктов/ Пер. с англ.- С. Петербург: ЭКАМ, 1991.- 57 с.
Контроль:
1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:
Вопросы.
1. Пищевая и биологическая ценность белков.
2. Биологическая роль незаменимых аминокислот. Аминокислотный скор, соотношение и доступность отдельных аминокислот для усвоения, как критерии биологической ценности белков.
3. Пищевая и биологическая ценность растительных и животных жиров. Роль ПНЖК, витаминов А, Д, Е, F, фосфатидов и стеринов - важнейших компонентов жиров, определяющих их биологическую ценность.
4. Значение моно- и дисахаридов, крахмала, гликогена, пектиновых веществ и клетчатки в питании.
5. Биологическая роль жирорастворимых, водорастворимых витаминов и витаминоподобных веществ. Понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах.
6. Минеральные вещества, их значение в питании
7. Факторы, влияющие на потребность организма в белке. Особенности нормирования потребности в белке. Потребность в белке у различных групп взрослого и детского населения.
8. Показатели сбалансированности рациона по белкам: соотношение белков животного и растительного происхождения, соотношение незаменимых аминокислот. Энергетическая ценность рациона, обеспечиваемая за счет белков.
9. Продукты - основные источники полноценных белков. Роль растительных белков в обеспечении сбалансированного аминокислотного состава пищи.
10. Потребность в жирах у различных групп населения. Сбалансированность рациона по жирам. Энергетическая ценность рациона, покрываемая за счет жиров.
11. Продукты - основные источники жиров.
12. Нормы потребности в углеводах у лиц различных возрастно-половых и профессиональных групп. Сбалансированность рациона по углеводам. Энергетическая ценность рациона, обеспечиваемая углеводами.
13. Продукты- источники углеводов. Основные источники пищевых волокон.
14. Факторы, влияющие на потребность в витаминах, и их усвояемость.
15. Продукты - основные источники витаминов.
16. Физиологическая потребность в макро- и микроэлементах. Сбалансированность рациона по макроэлементному составу
17. Пищевые источники минеральных веществ.
18. Принципы составления, расчета и оценки меню-раскладки:
· расчет энергетической ценности рациона питания;
· оценка сбалансированности рациона;
· оценка качественного состава;
· наличия в рационе наиболее ценных продуктов (яиц, молока, мяса и др.);
· разнообразие и повторяемость блюд;
· оценка режима питания.
· Контроль заключительного уровня знаний по результатам решения ситуационных задач:
Задание 1.Провести расчет энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности рациона питания по меню-раскладке, предложенной в ситуационной задаче. Оценить разнообразие блюд и набора продуктов и правильность режима питания
Задание 2. Дать оценку адекватности рациона и рекомендации по коррекции выявленных недостатков.
Ситуационные задачи.
Задача № 1
Емербегенова Р.А. – студентка института физкультуры, 20 лет, рост -160см, вес-48кг.
Фактический суточный рацион:
ЗАВТРАК: творог со сметаной и сахаром, чай сладкий, хлеб (100 г) с маслом.
ОБЕД: борщ из квашеной капусты с мясом, котлеты с гречневой кашей, компот из яблок, хлеб (100 г).
УЖИН: молоко, пряники.
Набор продуктов по данному меню:
Творог (20%) -100г
Сметана -10г
Сахар-50г
Масло сливочное-20г
Капуста квашеная -200г
Говядина 2 категории-150г
Крупа гречневая -50г
Компот из яблок -200г
Молоко коровье-200г
Пряники -50г
Хлеб пшеничный (формовой из обойной муки)-200г.
Чай – 5 г
Задача №2
Джумабаева Е.А. –токарь, 55-лет .рост-167 см, вес -58кг.