Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема № 12. Гигиеническая оценка адекватности питания по меню-раскладке - 2 часа



Цель: Ознакомиться с гигиеническими требованиями к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона питания и режиму питания для различных возрастных групп населения; освоить методику оценки адекватности питания расчетным методом по меню раскладке.

Задачи обучения:

Студент должен знать:

- Гигиенические требования к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона и режиму питания для различных возрастных групп населения.

- Пищевую и биологическую ценность пищевых веществ и продуктов – основных их источников.

- Принципы составления расчета и оценки меню-раскладки.

Студент должен уметь:

- Провести расчет энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности рациона питания по меню-раскладке.

- Дать гигиеническую оценку полноценности рациона питания, сопоставляя расчетные данные с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, а также с показателями суточных энергозатрат.

- Дать рекомендации по коррекции рациона питания и профилактике алиментарных заболеваний.

Основные вопросы темы:

1. Гигиенические требования к энергетической ценности, качественному составу, сбалансированности рациона и режиму питания для различных возрастных групп населения.

2. Пищевая и биологическая ценность пищевых веществ и продуктов – основных их источников.

3. Методы оценки полноценности индивидуального и коллективного питания

4. Оценка полноценности питания по меню-раскладке.

Методы обучения и преподавания:работа в малых группах - решение ситуационных задач

Литература

Основная:

1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.263-299.

2. Гигиена/ Под ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.- С. 221-266.

3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Гигиена питания: Учебное пособие по общей гигиене для студентов медицинских вузов. – Алматы,2005. – Ч.1. – С.42-137.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 148-207.

5. Гурова А.И., Горлова О.Е.. Практикум по общей гигиене. - М. Изд-во Университета Дружбы народов, 1991.- С. 69-74.

6. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 3-е изд. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2001.- С.72- 96.

Дополнительная

1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А., - Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. М. Медицина, 1987.- С. 26-41.

2.Королев А.А. Гигиена питания: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издат. центр «Академия», 2006. – С.22-398.

3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А.. - Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. М. Медицина, 1983. С. 4-13.

4. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания.- М.:Издат. центр «Академия», 2005. – С.233-246.

5. Румянцев Г.И. , Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена, М. Медицина, 1985- С. 24-41, 47—76.

6. Татарская Л.Л., Бутейкис Н.Г. Детское питание. М. Медицина, 1996.

7. Шарманов Т.Ш., Плешкова С.М. Метаболические аспекты питания с курсом общей биохимии.- Алматы, 1998.

8. Шелстон Х. Правильное сочетание пищевых продуктов/ Пер. с англ.- С. Петербург: ЭКАМ, 1991.- 57 с.

Контроль:

1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:

Вопросы.

1. Пищевая и биологическая ценность белков.

2. Биологическая роль незаменимых аминокислот. Аминокислотный скор, соотношение и доступность отдельных аминокислот для усвоения, как критерии биологической ценности белков.

3. Пищевая и биологическая ценность растительных и животных жиров. Роль ПНЖК, витаминов А, Д, Е, F, фосфатидов и стеринов - важнейших компонентов жиров, определяющих их биологическую ценность.

4. Значение моно- и дисахаридов, крахмала, гликогена, пектиновых веществ и клетчатки в питании.

5. Биологическая роль жирорастворимых, водорастворимых витаминов и витаминоподобных веществ. Понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах.

6. Минеральные вещества, их значение в питании

7. Факторы, влияющие на потребность организма в белке. Особенности нормирования потребности в белке. Потребность в белке у различных групп взрослого и детского населения.

8. Показатели сбалансированности рациона по белкам: соотношение белков животного и растительного происхождения, соотношение незаменимых аминокислот. Энергетическая ценность рациона, обеспечиваемая за счет белков.

9. Продукты - основные источники полноценных белков. Роль растительных белков в обеспечении сбалансированного аминокислотного состава пищи.

10. Потребность в жирах у различных групп населения. Сбалансированность рациона по жирам. Энергетическая ценность рациона, покрываемая за счет жиров.

11. Продукты - основные источники жиров.

12. Нормы потребности в углеводах у лиц различных возрастно-половых и профессиональных групп. Сбалансированность рациона по углеводам. Энергетическая ценность рациона, обеспечиваемая углеводами.

13. Продукты- источники углеводов. Основные источники пищевых волокон.

14. Факторы, влияющие на потребность в витаминах, и их усвояемость.

15. Продукты - основные источники витаминов.

16. Физиологическая потребность в макро- и микроэлементах. Сбалансированность рациона по макроэлементному составу

17. Пищевые источники минеральных веществ.

18. Принципы составления, расчета и оценки меню-раскладки:

· расчет энергетической ценности рациона питания;

· оценка сбалансированности рациона;

· оценка качественного состава;

· наличия в рационе наиболее ценных продуктов (яиц, молока, мяса и др.);

· разнообразие и повторяемость блюд;

· оценка режима питания.

· Контроль заключительного уровня знаний по результатам решения ситуационных задач:

Задание 1.Провести расчет энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности рациона питания по меню-раскладке, предложенной в ситуационной задаче. Оценить разнообразие блюд и набора продуктов и правильность режима питания

Задание 2. Дать оценку адекватности рациона и рекомендации по коррекции выявленных недостатков.

Ситуационные задачи.

Задача № 1

Емербегенова Р.А. – студентка института физкультуры, 20 лет, рост -160см, вес-48кг.

Фактический суточный рацион:

ЗАВТРАК: творог со сметаной и сахаром, чай сладкий, хлеб (100 г) с маслом.

ОБЕД: борщ из квашеной капусты с мясом, котлеты с гречневой кашей, компот из яблок, хлеб (100 г).

УЖИН: молоко, пряники.

Набор продуктов по данному меню:

Творог (20%) -100г

Сметана -10г

Сахар-50г

Масло сливочное-20г

Капуста квашеная -200г

Говядина 2 категории-150г

Крупа гречневая -50г

Компот из яблок -200г

Молоко коровье-200г

Пряники -50г

Хлеб пшеничный (формовой из обойной муки)-200г.

Чай – 5 г

Задача №2

Джумабаева Е.А. –токарь, 55-лет .рост-167 см, вес -58кг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.