Цель: Ознакомиться с основными показателями состояния здоровья и физического развития детей и подростков и методами их оценки, научиться оценивать физическое развитие детей и определять группу здоровья.
Задачи обучения
Студент должен знать:
- критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья
- возрастную периодизацию и основные закономерности физического развития детей и подростков.
- методы исследования и оценки физического развития детей и подростков;
- показания к определению группы здоровья
Студент должен уметь:
- пользоваться антропометрическим инструментарием и проводить антропометрические измерения;
- оценивать физическое развитие детей и подростков;
- определять группу здоровья детей и подростков.
Основные вопросы темы:
1. Понятие «здоровье», критерии, показатели
2. Физическое развитие детей и подростков: методы изучения и оценки
3. Группы здоровья, методические подходы к распределению детей по группам здоровья
Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач
Литература:
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.385-450.
2. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.433-450.
3. Гурова А.И. ,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. –М.: Изд-во Университета Дружбы народов,1991.-С.116-128.
4. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. ,Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене - М.: Медицина, 1983.- С.186-193.
Дополнительная:
1. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской, М., Медицина: 1989. –С. 36-68.
2. Кардашенко «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков», М., 1983, стр.7-51.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.8-97, 157-177.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.411-420.
Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам
Вопросы:
1. Необходимость выделения гигиены детей и подростков в отдельную дисциплину.
2. Цель и задачи гигиены детей и подростков.
3. Здоровье как критерий адекватности взаимосвязи детского организма с окружающей средой. Факторы, формирующие здоровье детей.
4. Определение «здоровья». Критерии здоровья по С.М.Громбаху.
5. Показатели, используемые для оценки состояния здоровья. Группы здоровья детей и подростков. Методические подходы к определению группы здоровья.
6. Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Биологическая и социальная возрастная периодизация развития детей. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.
7. Методы изучения физического развития: индивидуализирующий и генерализующий.
8. Показатели физического развития детей и подростков, методы их определения.
9. Методы оценки физического развития детей и подростков: комплексный, центильный.
10. Комплексный метод оценки физического развития, как метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма и его гармоничность, так и уровень биологического развития. Показатели биологического развития.
11. Оценка состояния здоровья детей по заболеваемости. Показатели заболеваемости и распространенности заболеваний.
Контроль заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов
Задание № 1.
Ознакомиться с методами изучения и оценки физического развития детей и подростков инструментарием, используемым для антропометрического исследования физического развития ребенка.
Задание № 2.
Оценить физическое развитие ребенка по ситуационной задаче комплексным и центильным методами.
Задание № 3
Используя полученные данные, определить группу здоровья ребенка
Ситуационные задачи
Задача №1
Борисова Таня
Дата рождения - 1992 г., 2 марта
Дата обследования – 2005г., 10 мая
I. Биологическое развитие
Погодовая прибавка длины тела, см - 3,0
Число постоянных зубов - 28
Степень развития вторичных половых признаков: АХ1 Р1 Ма1, menses отсутствует.