Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема № 2: Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Оценка отопления



Специальность: Общая медицина

Кафедра: общественного здравоохранения с курсом

Профилактической медицины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Курс: 3

Дисциплина: общая гигиена.

Составитель к.м.н., доц. Балмахаева Р.М.

Алматы, 2011

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Пр. № _____ от __________2011 г.

Заведующий кафедрой

общественного здравоохранения с курсом

профилактической медицины

д.м.н., профессор Н.Т.Джайнакбаев

Тема №1: Гигиена – основная профилактическая дисциплина в медицине – 2 часа.

Цель: Дать представление о гигиене как науке, в целом, ее фундаментальных основах, принципах и методологических подходах. Заложить базис методических знаний и умений, необходимых для освоения теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текущего санитарного надзора при изучении гигиенических разделов. Способствовать развитию гигиенического мышления.

Задачи обучения.

Студент должен знать:

Предмет, цель, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене, взаимосвязь с другими науками.

2. Закономерности влияния различных факторов окружающей и производственной среды на организм, характер и формы проявления.

3. Принципы и этапы гигиенического нормирования внешних факторов.

4. Методические подходы к исследованию и оценке неблагоприятного воздействия различных факторов на организм человека;

5. Основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов на здоровье человека.

6. Основы организации работы врача СЭС. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора на производстве.

7. Формы и методы санитарного просвещения.

Студент должен уметь:

1. Выделять возможную роль вредного фактора как этиологического или же фактора риска заболевания.

Освоить основные методы исследований, применяемые в гигиене.

3. Использовать нормативные правовые и методические документы по гигиене.

4. Дать оценку санитарно-гигиеническим условиям жизни и работы населения.

5. Организовать проведение профилактических медицинских осмотров с разработкой по результатам их лечебно-оздоровительных мероприятий.

6. Применять полученные знания в области гигиены для проведения санитарно-просветительной работы среди населения.

Основные вопросы темы:

1. Цель и задачи гигиены. Первичная, вторичная и третичная профилактика заболеваний.

2. Методы гигиены.

3. Роль текущего и предупредительного санитарного надзора в профилактике неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

Методы обучения и преподавания:в малых группахдискуссия, решение ситуационных задач.

Литература:

Основная:

1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С. 4-16.

2. Гигиена под ред. акад. РАМН Румянцева Г.И. - М.:ГЭОТАР:Медицина, 2000. – 608 с.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., и др. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов на Дону «Феникс». 2002. – 512 с.

Дополнительная литература:

1.Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С. 253-263.

Контроль

· 1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:

1. Гигиена – как основная профилактическая дисциплина в медицине.

2. Взаимосвязь лечебного и профилактического направления в медицине.

3. Первичная, вторичная и третичная профилактика нарушений состояния здоровья и их эффективность Приоритетность профилактической направленности здравоохранения.

4. Цель гигиены. Объект изучения, содержание и задачи гигиенической науки. Основные разделы.

5. Методы гигиенических исследований.

6. Роль гигиены в системе медицинских знаний, взаимосвязь с другими медицинскими и немедицинскими науками.

7. Значение гигиенического мировоззрения для медицинского работника в практической деятельности.

8. Краткая история развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители гигиенической науки середины IX и начала XX веков: Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин, А.Н. Сысин, А.В. Мольков и др.

9. Роль выдающихся клиницистов в развитии гигиены – С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, С.П. Боткина и др.

10. Современные известные ученые-гигиенисты Казахстана и стран СНГ.

11. Содержание и перспективы развития различных отраслей гигиенической науки в Республике Казахстан.

12. Понятие о санитарии. Роль санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, разрабатываемых гигиенической наукой.

13. Предупредительный и текущий санитарный надзор, как основные формы проведения санитарно-противоэпидемической работы.

14. Санитарное законодательство и его роль в работе санитарно-эпидемиологической службы.

 

· 2. Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:

Задание №1:решить ситуационные задачи по методам гигиенических исследований.

Задача № 1. В цехе по производству красителей в воздух рабочей зоны выделяются ацетон, бензол, а также имеются источники тепловой радиации (инфракрасное излучение от нагретого оборудования). Периодически лабораторией завода и СЭУ производится отбор проб воздуха рабочей зоны, в которых определяется повышенный уровень ацетона и бензола. Установлено, что их концентрации превышает ПДК в 2-3 раза. Интенсивность тепловой радиации в пределах нормы (ПДУ). Ацетон и бензол являются ядами, оказывающими воздействие на ЦНС, систему крови, печень и другие органы.

При проведении мед осмотра у рабочих предприятия выявлен высокий уровень заболеваемости ЦНС, ЖКТ, крови, тогда как в первые годы работы завода был более высокий уровень только заболеваний ЦНС.

Установлено, что загрязнение воздуха рабочей зоны связано с нарушением технологического процесса, недостаточной вентиляцией и герметизацией оборудования.

Расчетами показано, что при непринятии необходимых мер, концентрация в воздухе загрязнителей через 3-4 года будет превышать нормативы в 5-6 раз, а заболеваемость возрастет в 1,5-2 раза.

Для снижения уровня загрязнения воздуха и профилактики профессиональной заболеваемости рекомендованы организация эффективной вентиляции, герметизация оборудования, усовершенствование технологического процесса, обязательное использование СИЗ.

Вопросы:

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние ацетона и бензола на организм?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

Задача № 2. По данным заводской лаборатории в сталелитейном цехе в воздухе рабочей зоны обнаруживаются оксиды и диоксиды серы и азота, угарный газ, концентрации которых превышают ПДК в 2-3 раза. Поверхность сталеплавильных печей нагревается до нескольких сот градусов. Интенсивность теплового излучения от них превышает ПДУ в 2 раза. Температура воздуха в цехе в летнее время достигает 38-39 градусов. Характерен интенсивный шум, уровень которого достигает верхней границы нормы. Диоксиды и оксиды серы и азота оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывают развитие ринитов, бронхитов, пневмоний, могут оказывать токсическое действие. Угарный газ приводит к образованию карбоксигемоглобина в крови и нарушению переноса кислорода к тканям. Шум оказывает деструктивное влияние на кохлеарный аппарат, тепловая радиация приводит к перегреванию и катаракте.

По данным статистического исследования на протяжении нескольких лет у работающих в цехе выявлен высокий уровень заболеваемости верхних дыхательных путей и легких, ЦНС, ССС. При проведении периодического мед осмотра у 20% рабочих выявлены хронические трахеиты и бронхиты, 15% - дистрофия миокарда, артериальная гипертензия, 18% астенические и астено-невротические расстройства, 10% - тугоухость.

Для снижения уровня воздействия вредных факторов рекомендовано осуществить герметизацию оборудования, повысить эффективность вентиляции, использовать водяные завесы, защитные очки и спец. одежду.

Расчетными методами показано, что при внедрении этих предложений уровень загрязнителей снизится до предельно допустимого.

Вопросы:

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние загрязнителей и тепловой радиации на организм?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед. осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

Задача № 3.В воздухе рабочей зоны цеха по расфасовке антибиотиков постоянно обнаруживалась пыль антибиотика, но в концентрациях, не превышающих ПДК. Отмечались монотонность выполняемых операций и вынужденная рабочая поза. Работа вентиляционных установок была нормальной. Однако проведенный медицинский осмотр выявил среди рабочих частые случаи дисбактериоза, токсического поражения печени и почек, а также рост грибковых заболеваний кожи и слизистых оболочек, аллергических заболеваний. Антибиотик, расфасовку которого проводят рабочие, обладает выраженным сенсибилизирующим и токсическим действием с преимущественным поражением печени, почек.

Анализ данных о заболеваемости за прошедшие 3 года показал ухудшение здоровья рабочих с момента внедрения в производство нового типа антибиотика.

По результатам исследований были пересмотрены ПДК антибиотика в воздухе рабочей зоны, внесены технологические усовершенствования, позволившие снизить монотонность труда и уровень пылевыделения.

Результаты мед. осмотров, проведенных после внедрения разработанных рекомендаций, свидетельствовали о снижении уровня заболеваемости, улучшении показателей состояния здоровья рабочих.

Вопросы

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние антибиотика на организм?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

13. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотров в динамике?

14. Почему пришлось пересматривать ПДК антибиотика?

Задача № 4.На хлопчатобумажном комбинате по выпуску тканей в воздух рабочей зоны выделяется хлопковая пыль, а также имеются источники шума. Периодически лабораторией комбината и СЭУ производится отбор проб воздуха рабочей зоны, в которых определяется повышенный уровень хлопковой пыли и устанавливаются уровни шума, превышающие установленные санитарные нормы в 2 раза. Концентрация пыли в 5 раз выше ПДК. Хлопковая пыль вызывает заболевания верхних и нижних дыхательных путей и легких, шум действует на орган слуха, а также не благоприятно влияет на ЦНС, ССС.

При проведении мед. осмотра у рабочих предприятия выявлен высокий уровень заболеваемости дыхательной системы (риниты, бронхиты, пневмокониозы) и тугоухость. 5 лет назад уровень этих заболеваний был значительно ниже.

Установлено, что загрязнение воздуха рабочей зоны связано с использованием устаревшего оборудования, плохой вентиляцией и нарушением технологии производства. При этом не все рабочие применяют средства индивидуальной защиты.

Научными расчетами доказано, что при непринятии необходимых мер, концентрация в воздухе пыли через год будет превышать нормативы в 7 раз, уровень шума в 2 раза, а заболеваемость возрастет в 3 раза.

Для улучшения санитарной обстановки и снижения профессиональной заболеваемости было решено модернизировать технологию производства, улучшить работу вентиляции, снабдить всех рабочих СИЗ.

По расчетам санитарной службы это должно привести к снижению заболеваемости среди персонала комбината.

Вопросы:

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние пыли и шума на организм?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

Задача № 5.В пищеблоке столовой при проведении регулярного отбора проб, проводимого СЭУ, в воздухе кухни отмечен неприятный запах и скопление продуктов сгорания природного газа (углекислый, угарный газы, оксиды и диоксиды азота), концентрация которых превышает ПДК в несколько раз. СО является ядом, действующим на кровь, а оксиды и диоксиды азота обладают раздражающим действием. Также выявлены следующие факты: нарушен тепловой режим хранения продуктов, в кухне не работает механическая вытяжная вентиляция. При этом в данной столовой часто отмечались случаи пищевых отравлений.

При проведении мед. осмотра у работников столовой выявлено носительство золотистого стафилококка, а также жалобы на головокружение, тошноту, слабость, жжение в глазах и носу.

Санитарный врач, проводивший обследование предположил, что при непринятии необходимых мер, концентрация в воздухе загрязнений будет превышать нормативы и в дальнейшем, а случаи пищевых отравлений будут продолжаться.

После обследования в целях улучшения санитарного состояния столовой был произведен ремонт вентиляции, и холодильного оборудования. Работники пищеблока прошли курс антибиотикотерапии и соблюдают правила личной гигиены.

Вопросы:

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние загрязнения на организм человека и бактерионосительство?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

Задача № 6.При проведении ежеквартального санитарного обследования предприятия по производству цемента выявлено, что на рабочих влияют следующие неблагоприятные факторы производственной среды: цементная пыль и шум. Концентрация пыли цемента в воздухе рабочей зоны превышала ПДК в 3 раза, а интенсивность шума была выше ПДУ.

Известно, что цементная пыль обладает раздражающим и фиброзным действием, поражает кожу, легкие и слизистые оболочки, а шум действует на орган слуха, а также не благоприятно влияет на ЦНС, ССС. Также труд рабочих связан с переносом значительных тяжестей.

Во время мед осмотра выявлено, что рабочие страдают заболеваниями легких, кожи и органа слуха. Отмечены нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. По данным медицинских карт рабочих проведено статистическое исследование заболеваемости за прошедшие 10 лет. Выявлен рост общей заболеваемости, и заболеваемости по отдельным нозологиям (дыхательная система, глаза, кожа, кости и т.д.).

Установлено, что загрязнение воздуха рабочей зоны связано с нарушением технологического процесса и плохой герметизацией оборудования. СИЗ не используются.

Приняты мероприятия по улучшению условий труда и профилактике профессиональной заболеваемости (использование СИЗ, усовершенствование технологии производства, введение лечебно-профилактического питания). После принятия этих мер прогноз санитарной ситуации благоприятен.

Вопросы:

1. Какую природу имеют факторы, воздействующие на рабочих?

2. Какая задача гигиены решается при анализе гигиенической ситуации в цехе?

3. Какие методы гигиены использовались при оценке гигиенических условий в цехе?

4. Для получения каких данных использовался каждый метод?

5. Что такое ПДК и ПДУ? Какие гигиенические методы используются для их разработки?

6. С помощью каких методов гигиены установлено влияние цементной пыли и шума на организм человека?

7. Проводился ли прогноз гигиенической ситуации на перспективу, каковы его выводы?

8. Какие еще задачи гигиены решаются в задаче?

9. К какой форме санитарно-эпидемиологического метода относится проведение мед осмотра работающих в данный момент?

10. С помощью какой формы санитарно-эпидемиологического метода получены данные по заболеваемости работающих в предыдущие годы?

11. Какой вид санитарного надзора проводился в цехе, какова его цель?

12. Какое направление медицины представляют собой все мероприятия и задачи, решаемые в данной задаче?

Задание№2:Ответить на тестовые вопросы

1 вариант

1. Гигиена - это наука, а санитария - это:

A) практические применение гигиены

B) система контроля по соблюдению гигиенических норм и правил, мероприятий

C) разработка гигиенических нормативов

Д) изучение природных и антропогенных факторов, влияющих на здоровье человека

Е) лечение болезни

А, В

С,Д

Д,Е

В, С

А,Д

2.Задачами гигиены являются:

A) изучение демографической ситуации и ее прогнозирование

B) изучение общей заболеваемости населения

C) внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное

хозяйство, оценка их эффективности

Д) оценка и прогнозирование структуры заболеваемости населения

Е) прогнозирование санитарной ситуации на перспективу

АВ

СЕ

ДЕ

ВД

BE

3.Какими путями достигается забота о здоровье человека:

A) профилактическим путем

B) восстановительным путем

C) путем изучения ретроспективных показателей заболеваемости

Д) путем изучения рождаемости населения

Е) путем оценки качества основных объектов окружающей среды

АВ

СД

СЕ

АД

ВС

4.Какие факторы окружающей среды относятся к антропогенным:

A) космическое излучение

B) солнечная радиация

C) содержание в почве радиоактивного калия

Д) содержание в объектах среды Cs137

Е) содержание в воздухе сернистого газа

АВ

ВС

СД

ДЕ

АЕ

5. Под изучением природных и антропогенных факторов, влияющих на здоровье человека

подразумевается:

A) изучение природно-климатических факторов (солнечная радиация, температура, влажность, давление, скорость движения воздуха)

B) изучение влияния химических веществ на организм при поступлении их с воздухом, продуктами питания

C) изучение влияния производственных факторов (шум, вибрация, температура и др.) на

организм человека

Д) установление пороговых концентраций по токсикологическому признаку вредности

Е) установление пороговых концентраций по органолептическому признаку вредности

6. Какие из ниже перечисленных пунктов являются

1- целью

2- задачами гигиены

A) изучение клиники интоксикации

B) установление диагноза болезни

C) лечение болезни

Д) сохранение и укрепление здоровья человека

Е) изучение природных и антропогенных факторов, влияющих на здоровье человека

1-Д 2-Е

1-С 2-А

1-В 2-Д

1-А 2-В

1-А 2-С

7.Какие из ниже перечисленных направлений относятся к профилактическим:

A) лечение заболеваний, изучение признаков заболеваний

B) исследование клиники интоксикации

C) укрепление здоровья и предупреждение заболеваний

Д) изучение патогенеза болезни

Е) установление диагноза заболевания

8.Забота о здоровье человека - основная задача всей медицины и ее цель эффективнее достигается следующим путем:

A) улучшением диагностики заболеваний

B) изучением патогенеза болезни

C) установлением причины болезни

Д) укреплением здоровья и предупреждением болезней

Е) лечением болезней

9 .Целью гигиены является:

A) изучение симптомов болезни

B) установление диагноза заболеваний

C) лечение болезни

Д) сохранение и укрепление здоровья человека

Е) реабилитация больных

10.Что относится к задачамгигиены:

A) реабилитация больных

B) изучение клинического течения болезни

C) лечение болезни

Д) изучение функционального состояния репродуктивной системы женщин

Е) изучение природных и антропогенных факторов, влияющих на здоровье человека

2-вариант

1.Что относится к задачам гигиены:

A) разработка новых лекарственных препаратов

B) изучение клиники заболеваний

C) лечение болезни

Д) изучение функционального состояния женской репродуктивной системы

Е) внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения, оценка их

эффективности

2 .Под изучением природных и антропогенныхфакторов, влияющих на здоровье человекаподразумевается:

А) изучение уровней содержания и распространения химических веществ в воде, почве,

продуктах питания и т.д.

B) изучение влияния химических веществ на организм при поступлении их с воздухом, продуктами питания

C) изучение влияния производственных факторов (шум ,вибрация, температура и др.) на

организм человека

Д) установление пороговых концентраций по токсикологическому признаку вредности

Е) установление пороговых концентраций по органолептическому признаку вредности

3. При осуществлении санитарного надзора санитарный врач использует:

A) структуру заболеваемости на изучаемом объекте

B) санитарно-статистические показатели заболеваемости

C) экономические показатели производства

Д) санитарное законодательство

Е) возрастно-половой состав населения изучаемого региона

4 Санитарное законодательство включает в себя:

A) пороговые концентрации по органолептическому признаку вредности

B) структуру заболеваний изучаемого объекта

C) санитарное описание объекта

Д) санитарное предписание

Е) государственные стандарты (например "Вода питьевая")

5. Санитарное законодательство включает в себя:

А)СанПиН

B) структуру заболеваемости на изучаемом объекте

C) санитарное описание объекта

Д) санитарное предписание

Е) пороговые концентрации по органолептическому признаку вредности

6. Руководящим органом санэпидслужбы является:

A) городское управление здравоохранения

B) городской отдел народного образования

C) государственный следственный комитет

Д) государственная налоговая полиции

Е) главное санэпидуправление

7. Основным звеном в системе профилактических мероприятий является:

A) санитарное описание

B) углубленное санитарное обследование

C) санитарный паспорт

Д) санитарное предписание

Е) гигиеническое нормирование

8.С целью гигиенического нормирования проводится:

A) санитарно-статистическое изучение заболеваемости

B) санитарное описание

C) санитарная экспертиза

Д) углубленное санитарное обследование

Е) изучение влияния исследуемого фактора на органолептические свойства объекта

9. Под изучением природных и антропогенных факторов, влияющих на здоровье человека

подразумевается:

A) изучение природно-климатических факторов (солнечная радиация, температура, влажность, давление, скорость движения воздуха)

B) изучение влияния химических веществ на организм при поступлении их с воздухом, продуктами питания

C) изучение влияния производственных факторов (шум, вибрация, температура и др.) на

организм человека

Д) установление пороговых концентраций по токсикологическому признаку вредности

Е) установление пороговых концентраций по органолептическому признаку вредности

10.Под изучением закономерностей влияния факторов окружающей среды на организм человека подразумевается:

A) изучение уровней содержания и распространения токсических веществ в воде

B) изучение зависимости между заболеваниями зубов (флюороз и кариес) и концентрацией фтора в воде

C) изучение миграционно-водного пути поступления в организм токсических веществ

Д) изучение миграционно-воздушного пути поступления в организм токсических веществ

Е) изучение транслокационного пути поступления токсических веществ в организм

Тема № 2: Гигиеническая оценка микроклимата помещений. Оценка отопления..

Цель. Научить оценивать микроклиматические условия в жилых и больничных помещениях и осуществлять мероприятия по профилактике их неблагоприятного воздействия..

Задачи обучения.

Студент должен знать:

-роль химической и физической терморегуляции в обеспечении теплового гомеостаза организма;

-влияние дискомфортного перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм человека;

-показатели микроклимата и их нормативы в жилых помещениях и ЛПУ;

-методику оценки микроклимата помещений;

-мероприятия по профилактике неблагоприятного влияния микроклиматических условий на организм человека;

-оптимальные системы отопления.

Студент должен уметь:

- определять физические параметры воздуха в помещении;

- определять тепловое состояние человека по теплоощущениям;

- давать оценку микроклимата;

- рекомендовать мероприятия по оптимизации микроклимата

Основные вопросы темы

1. Механизмы терморегуляции организма человека

2. Физические факторы воздушной среды, определяющие теплообмен организма человека с окружающей средой, и их гигиеническое значение.

3. Микроклимат, как комплекс физических свойств воздушной среды, определяющий тепловое состояние организма, влияние неблагоприятных микроклиматических условий на организм человека.

4. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия микроклиматических условий.

5. Методы измерения и оценки физических свойств воздуха.

Методы обучения и преподавания:в малых группахознакомление с приборами и определение температуры, влажности и скорости движения воздуха, дискуссия, решение ситуационных задач.

Литература

Основная:

1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.-С. 47-105.

2. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.- С.76-110, 197-220.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов н/Д:»Феникс».2002.- С.59-73, 31-47, 48-53.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. – М.:ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.7-16, 190-194.

Дополнительная:

1. Амрин М.А. Гигиеническая оценка воздушной среды/Учебно-методическое пособие для студентов медицинских факультетов. – Алматы: КазНМУ, 2003. – С. 6-21, 48-50.

2. Гурова А.И.,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене.-М.:Изд-во Университета дружбы народов.1991.- С.11-31

3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.177-237, 140-142, 237-289.

4. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983.- С.93-101.

5. Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.

6. Санитарные правила и нормы «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от 24.06 2002 г.

Контроль

· 1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:

1. Роль химической и физической терморегуляции в поддержании теплового равновесия организма человека.

2. Физические факторы воздушной среды, определяющие теплообмен организма человека с окружающей средой. Значение лучистого теплообмена в процессах обеспечения теплового равновесия.

3. Влияние на организм высоких и низких температур воздуха.

4. Гигиеническое значение влажности. Виды влажности. Единицы измерения

5. Гигиеническое значение скорости движения воздуха. «Роза ветров» и ее прикладное значение.

6. Микроклимат, как комплекс физических свойств воздушной среды, определяющий тепловое состояние организма. Виды микроклимата: комфортный, дискомфортный перегревающий и охлаждающий.

7. Влияние неблагоприятных микроклиматических условий на организм человека.

8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата, как основа мероприятий по обеспечению оптимального микроклимата помещений. Факторы, учитываемые при нормировании микроклимата больничных и жилых помещений.

9. Понятие об оптимальных и допустимых нормах показателей микроклимата.

10. Комплексная оценка микроклимата помещений по данным инструментального исследования и показателям теплового состояния человека.

11. Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия микроклиматических условий.

12. Достоинства и недостатки различных систем отопления.

13. Методы измерения и оценки температуры, влажности и скорости движения воздуха.Принципы устройства и работы приборов для определения температуры, скорости движения воздуха и влажности.

2. Заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:

Задание №1. Ознакомиться с методикой определения температуры, влажности и скорости движения воздуха в помещениях, устройством и принципами работы приборов, используемых для этих целей.

Задание № 2.Определить температуру, влажность и скорость движения воздуха в помещении, сравнить с нормативами, дать заключение о микроклимате помещения и рекомендации по его оптимизации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.