а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;
б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1,5-2 см друг от друга;
в) передний край языка поднят к альвеолам. При таком положении языка длительно произносится звук з;
г) по середине языка идет сильная воздушная струя. Звук р проторное закрепляйте в словах, фразах и вводите в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончиком языка.
Игра для вырабатывания Р проторного
«Буря»
Если ребенка не произносит звук р, то попробуйте с ним поиграть в бурю. Откройте рот, поднимите широкий кончик языка за верхние зубы (но не прижимайте его к нёбу) и громко говорите «з-з-з...», подражая вою ветра. Произнося при описанном выше положении языка, вы получите звук р проторное.
Игра для обучения вибрации кончика языка
«Игра на балалайках»
Сядьте перед зеркалом, откройте рот, широкий язык поднимите за верхние зубы и говорите «дзынь-дзынь-дзынь...», сопровождая движением руки, изображая игру на балалайке.
Произнося «дзынь-дзынь-дзынь...», не закрывая рта и не опуская языка, производите колебательные движения под языком указательным пальцем от одного угла рта к другому, все убыстряя темп движения, пока не послышится рокот. (Руки должны быть чистыми).
Игра для закрепления произношения звука Р
«Вороны»
Разделитесь на три группы: ёлочка вороны собаки. Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки):
Как под ёлочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар кар…»
Ёлочка:
«Из-за корочки подрались
Во все горло раскричались».
Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар…»
Ёлочка:
«Вот собаки прибегают,
И вороны улетают…
Собаки (вбегают в круг с рычанием) «Рф-р…»
Игра для закрепления произношения звука Р'
«Соблюдай порядок»
Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях которых имеется звук Р', например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резинка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.
Закрепления произношения звуков Р и Р'
Ребята-октябрята
Устроили парад...
Е. Благинина
...Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону...
С. Маршак
...Строителям и столярам,
Электрикам и малярам
Желаем мы успеха.
С. Маршак
Ра-ра-ра — в школу пора.
Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.
Ры-ры-ры — летают комары.
Ри-ри-ри — червей в руки не бери.
Ор-ор-ор — большой топор.
Арь-арь-арь — новый календарь.
...Рысь рычит — мороз по коже
Ты ее поберегись!..
С. Маршак
...Роет землю старый крот,
Разоряет огород...
С. Маршак
Загадки
Я в деревне на заре,
«Ку-ка-ре-ку» я кричу,
Разбудить ребят хочу. (Петух)
Красное, коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Два братца пошли в реку купаться. (Ведра на коромысле)
Не гром гремит, Но тем знаменит (Барабан)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед,
Только задом наперед. (Рак)
Непоседа птица эта —
Одного с березой цвета. (Сорока)
Не зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
Скороговорки
Рыбу ловил рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
Во дворе горка, под горой норка.
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Король — орел, орел — король.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
ЛЕТ
Игры для развития умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения
(анализ и синтез предложений)
Цель: дать ребенку практическое представление о том, что предложение состоит из слов.
Прочитайте загадки-складки. (Пропущенные слова должен придумать и сказать сам ребенок).
Загадки-складки
Петух с колючим ёжиком
Режут сало острым... (ножиком).
С. Маршак
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой... (мыли).
С. Михалков
Целый день «уа-уа»,
Вот и все её... (слова).
Е. Благинина
Ты не бойся — это гусь.
Я сама его... (боюсь).
Е. Благинина
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).
3. Александрова
«Придумай сам»
Дайте ребенку две-три предметные картинки. Предложите придумать по ним предложения. Постепенно увеличивайте число картинок. Обратите внимание ребенка на то, что предложения бывают длинные или короткие, в зависимости от количества слов в них.