Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ



А. Майорова

УЧИМСЯ

ГОВОРИТЬ

ПРАВИЛЬНО
ВВЕДЕНИЕ

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи — алалии, анартрии, дизатрии — могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ

 

Обычно звукопроизношение достигает своей языковой нормы к 4-5 годам.

Но у детей младшего возраста нарушения звукопроизношения (дислалия) могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков (рыба-р’ыба), либо в их искажениях (вместо правильного произносится звук, которого нет в системе русского языка), либо в заменах («танки» — вместо санки).

Дислалия (от греч. dis — расстройство, lalia — речь) делится на простую и сложную, в зависимости от количества нарушенных звуков (до 4-х — простая, более 5-ти — сложная). Если нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящих, то она называется мономорфной. Если же нарушение охватывает две или более артикуляционные группы, например, шипящие, свистящие, сонорные, то она имеет название полиморфной дислалии.

В зависимости от дефекта произношения определенной группы звуков наблюдаются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков Л и Л’.

3. Ротацизм — недостатки произношения звуков Р и Р’.

4. Недостатки произношения небных звуков:

- каппацизм — К и К’

- гаммацизм — Г и Г’

- хеттизм — X и X’

- йотацизм — Й.

Эти названия — образования от названия греческих букв, которые обозначают соответствующие звуки.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков (замена звонких глухими — папушка вместо бабушка).

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения звонких согласныхзвуков (замена мягких парными твердыми — дада вместо дядя).

В зависимости от наличия патологических изменений в артикуляционном аппарате (см. приложение), дислалия может быть функциональной и органической.

Причинами функциональной дислалии могут быть:

1. Неправильное воспитание речи в семье: недостаточное внимание родителей к речи ребенка, «сюсюкание» с ним на протяжении длительного времени.

2. Недостаточно развитая мышечная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

3. Подражание ребенком взрослым или старшим детям, у которых имеются косноязычие или слишком торопливая речь.

4. Наличие двуязычия в семье.

5. Недоразвитие фонематического слуха, которое наблюдается у ребенка при дифференциации звуков.

6. Пониженный слух.

7. Неправильное речевое дыхание.

Органическая дислалия может быть вызвана следующими патологическими изменениями в артикуляционном аппарате:

1. Укороченная уздечка языка (подъязычная связка), не дающая возможности языку подняться высоко (при звуках верхней артикуляции),

2. Большой, массивный, неповоротливый язык или слишком маленький и узкий.

3. Неправильное строение неба, которое может быть по своей конфигурации узким, высоким или, наоборот, низким, плоским.

4. Неправильное строение челюсти приводит к дефекту прикуса, а это, в свою очередь, влияет на звукопроизношение.

5. Неправильное строение зубов.

6. Толстые, малоподвижные губы.

Вы должны иметь четкое представление о причинах возникновения нарушений звукопроизношения у ребенка. Еще раз напоминаем, что искаженное произношение звуков у детей до 4-5 лет считается нормальным явлением и называется оно физиологическим косноязычием.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.