а) губы находятся в положении следующего за д гласного звука;
б) верхние и нижние зубы на расстоянии 2-3 мм друг от друга;
в) передний край языка при сочетании д с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) прижат к верхним зубам, образуя смычку взрываемую выдыхаемой струёй воздуха. При сочетании д с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь
язык более напряжен;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;
е) воздух резко выталкивается изо рта.
Игра для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Д
«Лошадки»
Предложите ребенку при открытом рте пощелкать кончиком языка, как лошадка копытами, сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Работает только язык.
Игра для уточнения произношения звука Д
«Игра на дудочке»
Выберите для ребенка знакомую песенку. Имитируйте игру на дудочках: «Ду-ду-ду...» Следить, чтобы, играя на дудочке, ребенок не кричал, а говорил голосом средней громкости, не высовывая кончик языка при произнесении звука.
Игра для закрепления произношения звука Д
«Дятел»
Встаньте лицом друг к другу, возьмитесь крест-накрест руками и, раскачивая руки, говорите:
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука К
а) губы находятся в положении следующего за к гласного звука;
б) расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного звука;
в) при сочетании к с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) кончик языка опущен и оттянут от нижних резцов, спинка языка касается мягкого нёба. При сочетании к с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант звука) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка касается твердого нёба;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки;