б) верхние и нижние зубы на расстоянии 4-5 мм друг от друга;
в) плоский кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;
е) ощущение теплой струи воздуха у тыльной стороны ладони, поднесенной ко рту.
Игра для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Э
«Беззвучный смех»
«Гномику очень смешно. Но он не может смеяться громко. Рядом бродит злой волк! Посмотри как смеется осторожный гномик. (Покажите, произнося про себя звук э). Посмеемся вместе». Следите, чтобы ребенок «смеялся» без напряжения, т. е. не морщил нос, не растягивал сильно губы, не открывал широко рот.
Игра для уточнения произношения звука Э
«Коза и овца»
«Козочку» выпустили на «лужок», она ходит и говорит: «МЭ – МЭ – МЭ...» А овечка сидит в «сарае» и молчит. Потом «козочка» идет в «сарай» и сидит там тихо, а овечка гуляет по «лужку» и говорит: «БЭ-БЭ-БЭ...»
Игра для закрепления произношения звука Э
«Волшебный сундучок»
Сделайте из коробки красивый сундучок, положите в него несколько предметов, знакомых ребенку. Предложите ребенку достать предмет и назвать его. Перед названием предмета ребенок должен говорить слово «это», немного выделяя звук э. (Это лодка, это машина).
Закрепление произношения звука Э
Эхо! Эхо!
Вот потеха!
Обезьяна это эхо!
Е. Благинина
...Слышим мы в лесу: «Ау-у-у».
Эхо тоже крикнет: «У-у-у»
Эскимо объелась Элла,
Утром горло заболело...
Григоре Виеру
ЗВУК М
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука М
а) губы сомкнуты без напряжения, зубы не сомкнуты;
б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за м гласного звука;
в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос;
г) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука М
«Посидим в тишине»
Уложили куклу в кроватку... «Кукла спит. Посидим и мы тихо-тихо». Губы плотно сомкнуты. Проследите, чтобы губы ребенка были плотно сомкнуты, но без напряжения, т. е. не выдвигать их вперед и не поднимать.
Игра для уточнения произношения звука М
«Теленок»
Ребенок изображает теленка. Он гуляет на «лугу» и протяжно мычит: «Му-му-му». Он просит есть.
Игра для закрепления произношения звука М
«Найди пару»
Выберите из лото картинки, в названии которых есть звук м, парные им картинки возьмите себе. Попросите ребенка составить парк из картинок, громко и четко назвать изображенные предметы, слегка выделяя звук м.