1. При формировании правильного звукопроизношения детей большую роль играет подражание речи взрослых, окружающих их. Необходимо чтобы к занятиям по звукопроизношению с ребенком привлекались в семье только правильно говорящие.
2. Обратите внимание: есть ли в речи ребенка повторения отдельных звуков, слогов в начале или середине слова или затруднения в начале речи.
Такие явления могут быть началом заикания. Постарайтесь не допускать быстрого темпа речи у детей, соблюдайте правильный речевой и общий режим. Воспитывайте у ребенка спокойную, плавную, достаточно громкую речь.
3. Следите за состоянием фразовой речи у ребенка. Подберите в сборнике картинки, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов с предлогами. Составьте вопросы к картинкам в порядке нарастающей трудности.
4. Не повторяйте за ребенком неправильно произнесенные им звуки или слова. Это травмирует ребенка, а иногда и закрепляет неправильное произношение.
5. Проверьте по картинкам произношение ребенком звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р', в, б, д, к, х, я, ю, ё, е, й.
Каждый звук должен встречаться в начале, середине и конце слова, так как в разных положениях звук произносится иначе.
Звонкие согласные звуки з, ж, в, б, д, г на конце слов и в середине оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки, поэтому подберите картинки, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы).
Если ребенок назовет все картинки на данный звук и при этом ни разу не произнесет его правильно, проверьте, может ли ребенок произнести этот звук изолированно.
Если ребенок произносит его правильно, значит, изолированное произношение звука возможно, хотя в речь он его не вводит. В таком случае необходимо лишь закрепление (автоматизация) этого звука.
Автоматизация поставленного звука производится в такой последовательности. Например, звук ш:
а) Отработка звука ш в открытых слогах:ша-ши-шуи т. д.
б) Отработка звука ш в словах с этими слогами: шаг, шапкаи т. д.
в) Предложения с этими словами: Наташа пишет...
г) Отработка звука ш в обратных слогах: аш-ош-уш-ыш и т. д.
д) Отработка звука ш в словах с этими слогами: ваш, кошка и т. д.
е) Отработка звука ш с этими словами в предложениях: Кошка ловит мышку.
ж) Отработка звука ш со стечением согласных: штык, шкафи т. д.
з) Предложения с этими словами: Книги стоят в шкафу.
Только два звука ц и ч сначала автоматизируются в словах на конце слова: танец, заяц, ночь, мяч и т. д.
Если ребенок не называет звук, а по-прежнему заменяет его другими звуками или искажает, значит, этого звука у него еще нет и закреплять его нельзя, так как в таком случае закрепляется неправильное произношение звука. Сначала нужно вызвать звук, а затем его закреплять.
6. Выберите комплекс упражнений, который направлен на подготовку артикуляционного аппарата для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.
Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать комплексы для свистящих (с, з, ц) и сонорных (л, р) звуков, а потом переходить к шипящим (ш, ж, ч, щ).
7. При введении звука в речь ребенка не допускайте исправлений на каждом слове. Это мешает высказаться ребенку, нервирует его, а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи.
8. Не принуждайте ребенка к занятиям. Занятия дадут наилучший результат, если они будут проводиться в форме игры, незаметно для него.
9. Не давайте за одно занятие больше двух-трех упражнений. К последующим упражнениям переходите лишь усвоив предыдущие.
10. При работе над произношением соблюдайте данную в сборнике последовательность игр, так как предыдущий материал предполагает тренировку речевого и слухового аппаратов, необходимую для последующих игр и упражнений.
11. Необходимо обратить внимание на развитие физиологического и речевого дыхания, т. к. дыхание является энергетической основой нашей речи. При проведении игр для развития речевого дыхания помните, что ребенок может в них участвовать не более 10 секунд и то с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
12. Во время занятий по звукопроизношению ребенка посадите так, чтобы хорошо было видно ваше лицо, все упражнения выполняйте естественно, без напряжения, ясно и увлеченно излагайте цель и содержание игр.
Воспроизводя тот или иной звук, показывайте ребенку положение своего языка, губ, нижней челюсти, вибрацию гортани (если это нужно), направление и силу выдыхаемого воздуха (тыльной стороной ладони). Затем попросите ребенка повторить движения. Работа проводится перед зеркалом, на светлом месте, в течение 10-15 минут.
13. Начинайте работу по дифференциации звуков с детьми 6-7 лет лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки (с - ш; з - ж; б - п; л - р и др.) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, т. е. вместо одного звука употребляет другой.
14. Не забывайте, что твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы еженедельно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивайте у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).
15. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения согласовывайте с логопедом.