Выберите из лото картинки, в названии которых хорошо слышится е (ель, ежевика, ежи). Предложите назвать их. Попросите дополнить предложения словами:
Елена собирает... (ежевику).
Егор едет на... (поезде).
Еве купили новое... (платье).
Под елью жили... (ежи).
Закрепление произношения звука Е
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
Е. Благинина
...Еж с енотом возле ели
Ежевику с медом ели…
Е. Благинина
...Есть у нас лесной енот.
Он давно у нас живет...
В. Степанов
Еж — резиновый, мой еж —
Нас водой не разольёшь...
В. Степанов
...Е на лесенку похожа.
…Ё, её сестрёнка, тоже...
В. Степанов
Пословица
Хочется есть, да не хочется лезть.
Скороговорки
Шел Егор через двор,
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
ЗВУК ЙО – (Ё)
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука Ё
Смотрите звуки и, о.
Игра для уточнения и закрепления произношения звука Ё
«Телефон»
В игре могут участвовать все члены семьи. Шепотом скажите слово, играющие по цепочке передают слова (ёжик, ёлка, ёрш, бельё, клеёнка). Тот, кто оказывается последним, громко сообщает водящему слово.
Закрепление произношения звука Ё
...Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже...
С. Маршак
Енот и ёж
...Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке...
Григоре Виеру
...Мы сошли у буквы Е,
Посидели на скамье…
С. Маршак
…Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
С. Маршак
Загадки
Зимой и летом
Одним цветом. (Елка)
Есть и корешок,
Есть и шляпка,
А не гриб. (Зонт)
Под соснами, под ёлками,
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт —
Свернется в клубок —
Ни головы, ни ног. (Ёж)
ЗВУК Ш
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука Ш
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) верхние и нижние зубы сближены;
в) плоский кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат;
г) по середине языка идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
е) голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Игры для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков Ш, Ж, Ч, Щ
«Наказать непослушный язык»
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлепайте его губами 5-6 раз, произнося «пя-пя».
Удержите широкий язык в спокойном положении при приоткрытом рте под счет от 1 до 5-10.
Сделайте язык лопаткой.
Улыбнитесь, приоткройте рот;
Положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удерживайте язык в данном положении под счет от 1 до 5-10.
«Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу (не натягивайте на нижние зубы). Сдуйте ватку со стола, как бы длительно произнося звук ф.
«Вкусное варенье»
«Слизывайте» широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.
«Фокус»
Улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуйте вату с кончика носа. Следите, чтобы воздух шел по середине языка, и вата летела прямо вверх. Нижней челюстью не помогайте.
«Маляр»
Улыбнитесь, приоткройте рот и погладьте широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.