Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Одна из возможных форм



№ (индекс) урока .... Дата .... Место (с указанием достаточной или

Контингент (число занимавшихся с указанием класса, секции, группы) .............................

Сведения о наблюдаемом (фамилия, имя-, краткие сведения о его исходном состоянии)
Преподаватель (тренер), проводивший урок (фамилия, имя, отчество, квалификация)
Основные задачи в уроке (по сведениям ведущего его)........................................................

мых в уроке действии, применяемых средств и методов реализации задач.

Измерительные и другие довольно трудоемкие операции, необходимые для составления детального протокола хронометрирования, выполняются не только пе­дагогом, проводящим урок, но и его коллегами, а также подготовленными за­нимающимися; минимизировать неизбежные при этом затраты времени и сил позво­ляет использование современной измерительной, записывающей и вычислительной аппаратуры (в частности, приборов для экстренного получения информации о па­раметрах движений, специализированных хронографов, магнитофонных записыва-юще-воспроизводящих устройств, компьютеров).

Излишне пояснять, что степень детализации хронокарты урока зависит от конкретных ситуаций, но в любом случае труд по ее


хронокарты урока

недостаточной оснащенности)

 

времени в уроке и оценочные характеристики  
  Отдых Другие затраты времени Примечания
  время актив­ного и пас­сивного отды­ха (мин, с) ЧСС и др. показатели эффекта отдыха неизбежные (мин) простои (мин )  
  (время пассивного и актив­ного отдыха фиксируется раздельно; последнее уточ­няется по данным регистра­ции ЧСС и др. показате­лям; ЧСС во время отдыха (при наличии телекардиогеете- • ров указывается в дина­мике за каждые 10 с, а в ином случае — как мини­мум в начале и в конце интервала) (здесь учитывают­ся лишь те из нуж­ных для рациональ­ного ведения урока затрат времени, ко­торые не перечис­лены в других гра­фах и не могут быть отнесены к про­стоям)   (сюда вносятся за­метки, помогающие разграничить за­фиксированное в других графах и др. пояснения, нужные при анализе мате­риала хронокарты)
           

Составитель (составители) хронокарты

составлению лишь тогда продуктивен, когда в ней находят отраже­ние данные, дающие основание судить хотя бы о самых крупных из педагогически оправданных и неоправданных затрат времени в уро­ке. Хронометрируя с этой позиции практические урочные занятия, типичные для физического воспитания, нужно как минимум заме­рить те затраты времени, которые в главном определяют мотор­ную плотность урока и от которых вместе с тем существенно зави­сит его общая плотность, в частности:

1) затраты времени на объяснения и показ, соответственно — на восприятие и осмысление (занимающимися) словесной и де­монстрационно-объяснительной информации


(в процессе хронометрирования со стороны эти затраты времени измеряются с некоторой условностью — применительно к ясно различимым действиям ведущего урок но постановке и уточнению заданий, разъяснению смысла и способов их вы­полнения, направляющему воздействию на сознание и поведение занимающихся);

2) затраты времени на выполнение занимающимися подготови­
тельных, основных и других упражнений

(по ходу хронометрирования двигательной деятельности занимающихся есть смысл сразу же дифференцировать время, затрачиваемое на различного рода уп­ражнения, с учетом их конкретного назначения в данном уроке, выделив по край­ней мере подготовительные., основные и другие упражнения; в числе последних могут оказаться и те, которые имеют фактически оперативно-восстановительное значение, что устанавливается последующим сравнительным анализом — путем оценки показателей функциональных сдвигов (в частности, по ЧСС), вызванных различными упражнениями; только после этого может быть определена действи­тельная градация упражнений; причем те из них, которые играют преимущест­венно оперативно-восстановительную роль, правомерно рассматривать как факторы активного отдыха);

3) затраты времени на необходимый оперативно-восстановитель­
ный отдых в процессе урока

(как уже ясно, при оценке фаз отдыха в уроке нужно учитывать и пассив­ный, и активный отдых; время пассивного отдыха определить, естественно, проще: оно с очевидностью выявляется по факту нормированных и других перерывов в двигательной деятельности занимающихся; для адекватного же измерения вре­мени активного отдыха требуются иные критерии, вытекающие из сравнительной оценки текущих функциональных сдвигов; чтобы избежать задержек в процессе хронометрирования, время активного отдыха допустимо вначале — по ходу урока — фиксировать приблизительно, а затем уточнять путем сравнительного анализа по совокупности полученных данных);

4) другие неизбежные затраты урочного времени, необходимые для рационального построения урока, включая время на установ­ку, перевод в рабочее положение и уборку оборудования, инвента­ря, снаряжения, на страховочные меры и т.д.;

5) простои — потери урочного времени, которые выражаются в бездеятельности занимающихся на протяжении тех или иных эпи­зодов урока и обусловлены организационными, методическими и про­чими недостатками, допущенными в его построении, либо неконтро­лируемыми причинами (например, поломкой инвентаря); сюда не относится, разумеется, время отдыха занимающихся по ходу уро­ка, выделяемое в соответствии с закономерностями его построения, поскольку оно не превышает объективно необходимого.

Понятно, что с педагогической, как, впрочем, и с любой другой, точки зрения простои, безусловно, нежелательные явления. Это не значит, что остальные из перечисленных затрат урочного времени в любом случае нужно считать педагогически оправданными. Таковы­ми их правомерно считать только тогда, когда они соразмерны затратам, объективно необходимым для реализации урочных задач и согласуются с правилами оптимального построения урока в конк­ретных условиях.

В случае допускаемых несоответствий даже весьма важные в педагогическом отношении действия влекут неоправданные в той или иной части затраты урочного времени и сил (как бывает, например, при растянутых без необходимости объясне-


ниях, или при чрезмерной продолжительности упражнений, не соответствующей реальным возможностям эффективного выполнения их занимающимися, или при излишне больших интервалах отдыха, не согласующихся с закономерностями его нормирования в процессе воспитания тех или иных физических способностей).

Точно определить подлинно оправданные и неоправданные зат­раты можно лишь путем квалифицированного педагогического ана­лиза, который, как уже подчеркивалось, должен включать после­довательное прослеживание соотношений между деятельностными слагаемыми происходившего в уроке (действиями, поведением его участников) и результативными показателями. Причем в качестве последних важно учитывать не только внешне результативные по­казатели действий (выраженные в самом факте выполнения конк­ретных двигательных задач, наблюдаемых признаках соответствия или несоответствия техники движений заданному эталону и т. п.), но и параметры хотя бы некоторых функциональных сдвигов в организме, свидетельствующие о текущем эффекте упражнений, в частности по показателям ЧСС (соответствующие графы предус­мотрены в приведенной на стр. 344 примерной хронокарте урока, где сводятся воедино данные, нужные для сравнительного ана­лиза).

Обработка и осмысление материалов хронокарты, включающей совокупность таких данных, позволяют обоснованно судить о мо­торной и общей плотности урока. Это требует, конечно, немалого труда. Однако было бы неразумным избегать его. Труд этот обора­чивается в итоге совершенствованием качества построения урока, накоплением педагогического опыта, обретением профессионального мастерства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.