Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитание скоростных способностей



2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию

О специфике, показателях и возможностях направленного раз­вития скоростных способностей.В ряду двигательных и непосред­ственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совер­шать двигательные действия в пределах краткого времени, с дав­них пор особо выделяют быстроту. К ней относят, во-первых, спо­собность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоро­течность организменных процессов, от которых непосредственно


зависят скоростные характеристики движений*. Первую способ­ность условно принято называть «быстротой двигательных реак­ций», вторую — «быстротой движений».

Быстроту как комплекс определенных свойств, присущих функциональным систе­мам человека, не следует отождествлять с внешне регистрируемыми скоростными характеристиками двигательных действий (скорость отдельно взятых движений, темп их чередования и т.п.). Последние обусловлены не только тем, что от­носятся, собственно, к быстроте, но и силовыми, и другими двигательными спо­собностями. Если понятие «быстрота» распространить на все эти способности, оно утратит какую-либо определенность. По существу, под быстротой здесь есть смысл подразумевать лишь те стороны способностей, реализуемых в действии, от которых кроме всех прочих факторов в ко­нечном счете зависит скоротечность двигательных про­явлений.

Исследования, особенно проведенные в последние десятилетия, дают все больше оснований считать, что по крайней мере некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроиз­ведения движений) и что факторы, лежащие в их основе, далеко не однозначны (обзор — лит. 2—4). С учетом этого вместо общего собирательного термина «быстрота» все чаще пользуются диффе­ренцирующим термином «.скоростные способности» и соответственно выделяют как минимум два типа скоростных способностей: быстро­ту как способность к экстренным двигательным реакциям («бы­строта двигательных реакций») и быстроту как способность, опре­деляющую скоростные характеристики движений («быстрота дви­жений»), а последнюю, в свою очередь, подразделяют на быстроту, проявляющуюся в скорости отдельных двигательных актов, и бы­строту, проявляющуюся в темпе повторения движений.

Быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям. В отличие от собственно дви­гательных действий, «двигательной реакцией», как известно, приня­то условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющий сигнальное значение, и т.п.), и за­канчивается с началом ответных движений, стартовых либо начи­нающихся в порядке переключения от одного действия к другому**. В соответствии с этим временные параметры таких реакций опре­деляют обычно по так называемому латентному (скрытому) вре­мени реакции, которое измеряют с помощью специальных хроно­метрических устройств (хронореакциометров) от момента появле­ния сигнала до момента начала двигательного действия; в тех случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной дея-

* Скоротечность здесь — мера протекания фаз процесса (например, фаз мы­шечных сокращений и расслаблений), противоположная их предельной продолжи­тельности: чем короче фазы во времени, тем процесс скоротечнее.

** Это понятие не следует распространять на весь процесс последующих движе ний, поскольку тогда двигательная реакция станет неотличимой от любых двига­тельных проявлений, которые так или иначе детерминированы внешними побуди­телями.


Таблица 7

Латентное время двигательной реакции на различные стартовые сигналы

(по обобщенным исследовательским данным)

 

Контингент обследованных Время реакции, с
  при звуковом сигнале при световом сигнале
Высококвалифицированные спринтеры Не занимающиеся спортом 0,05-0,10 0,17 0,25 и больше 0,10-0,20 0,20—0,35 ибольше

тельности на изменение ее ситуации (например, в играх или едино­борствах), аналогичным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия*. Пре-делы этого времени позволяют в какой-то мере судить о быстроте как способности к экстренным двигательным реакциям.

Надо полагать, основу этой способности составляют прежде всего сенсомотор-ные и непосредственно связанные с ними свойства функциональных систем, ли­митирующие латентное время реакции. Согласно физиологическим представлениям, это время тратится на несколько последовательных фаз реагирования: 1) возбуж­дение рецепторов (зрительного, слухового и т.д.), воспринимающих сигнальную информацию; 2) передачу этой информации в ЦНС; 3) обработку информации и формирование в ЦНС «импульса к действию» (эффекторных сигналов); 4) пере­дача эффекторных импульсов из ЦНС к мышцам; 5) переход мышц в состояние функциональной активности с проявлением механических сил движения. Наиболее продолжительной, по всей вероятности, является третья фаза. От ее укорочения, очевидно, в решающей мере зависит возможность уменьшения латентного времени двигательной реакции. Естественно, что эта возможность неодинакова в реакциях различного тина: простых и сложных, зрительно-двигательных, слуходвигательных и т.д.

Простой двигательной реакцией принято назы­вать реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обус­ловленным способом ответа на стандартный, также заранее обус­ловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т.п.). Латентное время простой двигательной реакции сравнительно невелико и мало улучшается даже в про­цессе систематической многолетней тренировки — у взрослых всего на 0,1—0,3 с (с колебаниями, зависящими от вида реакции,— табл. 7), а по сравнению с начальным уровнем (в раннем детском возрасте) —примерно на 0,5—0,8 с (лит. 4).

К сложным двигательным реакциям относят­ся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагиро­вания ' срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект — РДО (реагирование на предметный нестандартно пере-

* Подробнее об измерении параметров простых и сложных двигательных реак­ций см.: Спортивная метрология (учебник для ИФК. под общ. ред. В. М. Зациор-ского). М., ФиС, 1982, § 12.2.1.


мещаемый объект, например мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.). В играх, единоборствах, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с вы­бором, так и на движущийся объект. Время таких реакций, есте­ственно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа, а в РДО и на) «улавливание» зрением движущегося объекта. Диапазон возмож­ного сокращения этого времени путем совершенствования сложных двигательных реакций довольно широк.

Быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики движений. О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу (частоте) движений, циклически воспроизводи­мых в пределах заданного времени. Эти показатели, однако, отра­жают не только быстроту, но также силовые и другие двигатель­ные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно (чтобы выделить из них информацию о бы­строте, прибегают к специальным тестовым и расчетным приемам: измеряют предельную скорость и частоту движений при выполнении их в облегченных условиях, сопоставляют скоростные и силовые показатели, рассчитанные на основе различных тестов, и др.)*.

Специфика быстроты как способности, определяющей скорост­ные характеристики движений, заключается, надо полагать, в осо­бенностях личностно-психических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий.

В психологии эти факторы не охарактеризованы пока с достаточной опре­деленностью. С точки зрения физиологии к ним следует отнести, очевидно, прежде всего лабильность и подвижность центрально-нервных процессов, а также скоро­течность возникновения, распространения и смены процессов, протекающих в нерв­но-мышечных структурах и мышцах. Эти и непосредственно связанные с ними факторы выражаются в частоте нервно-моторной импульсации, скорости перехода мышц в состояние напряжения и расслабления, темпе чередования фаз напря­жения и расслабления, степени рекрутирования (включения в действие) и син­хронизации активности «быстрых двигательных единиц» и т. д.**. Поскольку в реаль­ных условиях двигательной деятельности быстрота проявляется в единстве с други­ми двигательными способностями, степень ее проявления всегда зависит в той или иной мере от комплекса функциональных возможностей организма, необходимых для выполнения конкретных действий. В действиях, выполняемых со значительными отягощениями, быстрота проявляется в особенно тесной связи с силовыми способ­ностями, что отражено в понятии «скоростно-силовые способности»; в действиях же, требующих поддержания предельного темпа движений в условиях нарастающего утомления, ее проявление по многом обусловлено факторами так называемой ско­ростной выносливости (гл. VII).

По общему мнению специалистов, быстрота во всех ее разно­видностях прогрессирует в течение жизни существенно меньше и раньше начинает подвергаться инволюционным возрастным измене-

* Подробнее о некоторых таких оценочных процедурах см.: Спортивная метро­логия (учебник для ИФК под общ. ред. В. М. Зациорского. М., ФиС, 1982, § 12.2.2). ** Подробнее см.: Физиология мышечной деятельности (учебник для ИФК под ред. Я. М. Коца. М., ФиС, 1982, §§ 1.2— 1.6; 6.6—6.8).


Рис. 25. Показатели скорости локальных разгибательных движений у людей раз­ного возраста (в % к зафиксированным в младшем возрасте), допускающих дли­тельные перерывы в занятиях физическими упражнениями (А) и постоянно зани­мающихся (Б) (по данным А.. В. Коробкова и др.):

/ — показатели в движениях, совершаемых пальцем, 2 — кистью, 3 — предплечьем, 4 — отводящими мышцами плеча, 5 — туловищем, 6 — головой, 7 — стопой (подошвенное сгибание), 8 — голенью, 9 — бедром

ниям, чем другие двигательные способности, даже при условии многолетнего специально направленного воспитания ее.

Косвенной иллюстрацией этого может служить тот факт, что абсолютные рекор­ды в спринтерских видах спорта улучшаются сравнительно редко и лишь на деся­тые и сотые доли секунды, причем в большинстве случаев спортсменами в воз­расте до 25 лет. Показательно также, что разница между начальным норма­тивом ГТО и высшим достижением в беге на 30 м не превышает 2,5 с, в беге на 60 м — 3 с, в беге на 100 м — 4,5 с (у мужчин). Это характеризует отчасти диапазон возможного увеличения максимальной скорости сложных двигательных актов. Диапазон же изменения в онтогенезе скорости локальных движений в неко­торой мере характеризуют графики, приведенные на рис. 25. Видимо, биологи­ческие возможности поступательного развития скоростных способностей довольно жестко лимитированы генетически.

Задачи.Общая задача в многолетнем воспитании скоростных способностей состоит в реализации возможностей направленного развития их соответственно требованиям жизненной практики и за­кономерностям всестороннего совершенствования двигательных качеств; обеспечении при этом минимизации времени экстренных


двигательных реакций и движений, совершаемых с максимальной скоростью; сохранении в определенных пределах достигнутой сте­пени совершенства скоростных способностей с началом их воз­растной инволюции (по большинству показателей после 20—25 лет). Эта общая задача, как и все задачи воспитания двигательных способностей, конкретизируется применительно к индивидуальным возможностям, этапам возрастного развития и направлениям фи­зического воспитания.

В рамках базового физического воспитания она конкретизируется в ряде частных задач, связанных с програм- мными требованиями по выполнению основных общедоступных нор­мативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.д.), а также по освое­нию комплексных форм двигательной деятельности, характеризую­щихся динамичной и внезапной сменой ситуаций (элементарные подвижные и спортивные игры, единоборства и др.).

Здесь, понятно, не предусматривается достижения предельно высокой степени развития скоростных способностей; оно обеспечивается постольку, поскольку это не связано с чрезмерно большими затратами времени и сил на специализированную тренировку и гармонично увязывается с другими сторонами всестороннего воспита­ния. Первые сенситивные периоды, особенно благоприятные для эффективного воз- 1 действия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся, по большин­ству имеющихся данных, на 7—9 и 9 11 лет.

Задачи по обеспечению высокого уровня развития скоростных способностей, особенно способности к сложным экстренным двига­тельным реакциям, во многих случаях входят в число основных задач, решаемых в процессе профессионально-при­кладной физической подготовки. Перечень видов профессиональной деятельности, требующих срочных двигательных реакций и высокой скорости движений (преимущественно локаль­ных) не только не сокращается, а имеет тенденцию к увеличению в связи с повышением степени быстродействия современной техники и экстремальными условиями управления ею (что характерно, на­пример, для управления современными скоростными средствами передвижения, операторских функций на многопозиционных стендах в промышленности, в энергосистемах, системах связи). Этим объяс­няется необходимость профессионально-профилированного воспита­ния скоростных способностей, которое обеспечивало бы повышение и сохранение достигнутого уровня их совершенства применительно к требованиям избранной трудовой деятельности.

Направленное развитие скоростных способностей с целью мак­симальной их реализации предусматривается как центральная за­дача при специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений этих способностей (на спринтерских дистан­циях различных видов спорта, многих спортивных играх, едино­борствах и т.д.). Достигаемая при этом степень развития тех или иных скоростных способностей зависит от конкретных особенностей спортивной специализации.


Например, в таких видах спорта, как легкоатлетический спринт, стремятся обеспечить максимальную степень развития быстроты, проявляемой в относительно простых стартовых реакциях и в скорости движений циклического характера, повторяемых в стандартных условиях; в баскетболе, волейболе, футболе — гаран­тировать возможно высокую степень развития всех скоростных способностей, в том числе способность к особенно сложным экстренным двигательным реакциям.

Как уже говорилось, рассматриваемые задачи во многих случа­ях практически сливаются с задачами по воспитанию скоростно-силовых способностей, особенно тогда, когда требуется обеспечить повышение скорости движений, выполняемых со значительными отягощениями. Когда же необходимо гарантировать высокие прояв­ления быстроты в условиях нарастающего утомления, задачи по ее воспитанию совпадают в большой мере с задачами воспитания скоростной выносливости. Ясно также, что процесс воспитания быстроты органически связан с воспитанием двигательно-коорди-национных способностей.

2.2. Средства и определяющие черты методики

2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям

Средства и методы воспитания быстроты простых двигательных реакций.Элементарной основой методики воспитания быстроты, проявляемой в относительно простых двигательных реакциях, явля­ется многократное выполнение упражнений с выраженным момен­том мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал — упражнений «на быстроту реагирования». Методическими услови­ями их эффективности являются прежде всего:

сосредоточение оперативной установки выполняющего упражне­ния не на ожидании сигнала к действию, а на незамедлительном ответе (реагировании) действием (при установке на ожидание ла­тентное время реакции, как правило, больше);

подготовленность к выполнению действия, следующего за скры­тым периодом двигательной реакции.

Если действие, которым завершается двигательная реакция, сформировано лишь в начальной степени или недостаточен уровень развития координационных и других способностей, необходимых для качественного его выполнения, те латентное время даже простой двигательной реакции существенно возрастает. Этим обусловлена необходимость предварительного освоения действий, включаемых в уп­ражнение «на быстроту реагирования» (стартовых действий, выполняемых в ответ на изменение ситуаций в играх и единоборствах, и т.д.). Этим же обусловлена и целесообразность использования на первом этапе приемов облегчения таких ответ­ных действий (например, введение исходных положений типа высокого старта при стартовых реакциях или имитации атакующих либо защитных движений в ответ на сигнальную ситуацию);

срочное информирование о Времени, фактически затраченном на двигательную реакцию.


Отсутствие такой информации или ее неточность (что, к сожалению, нередко 1 бывает в практике физического воспитания), как показали исследования, резко суживают, а подчас и исключают возможность управления двигательными реакци­ями. Учитывая это, в последние десятилетия все больше внимания уделяют конструи- I рованию и внедрению электронно-технических и других средств срочной информа- 1 ции, позволяющих точно измерять параметры двигательных реакций и сразу же 1 доводить сведения о них до исполнителя (тензометрические стартовые колодки, 1 соединенные с электронным табло, автоматизированные комплексы, включающие сигнальные, регистрирующие и информационные устройства с «мишенями» для удар­ных действий, завершающих двигательные реакции в единоборствах или играх, и т. д.)*;

неоднократное, серийное воспроизведение двигательных реакций в пределах возможно меньшего времени. Эпизодические двигатель­ные реакции — слишком слабый стимул для их совершенствова­ния; вместе с тем повторять реакцию в каждой серии целесообраз- \ но до тех пор, пока не удлиняется время реагирования.

Общему сокращению времени простых двигательных реакций способствует ■ разнообразие скоростных упражнений и ситуаций, в которых они выполняются. По всей вероятности, взаимный пере­нос положительных сдвигов, достигаемых в простых двигательных реакциях различного рода (стартовых и совершаемых по ходу действий на звуковые и иные сигналы и т.д.), первоначально довольно широк; в какой-то мере происходит и перенос эффекта упражнений, выраженного в приросте скорости движений, на бы­строту двигательных реакций (хотя переноса в обратном направ­лении зачастую не отмечается). Это упрощает решение задачи некоторого общего сокращения времени двигательных реакций на первых этапах воспитания быстроты. Особенно значительные воз­можности в этом отношении предоставляют игровые и соревнова­тельные упражнения с высоковариативными динамичными действи­ями и ситуациями (подготовительные к спортивным и спортив­ные игры и т.п.). По мере сокращения времени двигательных реакций дальнейшая минимизация его становится, однако, все бо­лее трудной задачей. Для решения ее при необходимости при­бегают к тонко специализированным, довольно трудоемким мето­дикам. При этом используются, как правило, многосерийные из­бирательно направленные упражнения с заданными параметрами срочности и точности реагирования, выполнение которых коррек­тируется с помощью приемов срочной информации.

В одной из таких методик воплощается идея поэтапного форми­рования умения тонко различать микроинтервалы времени (десятые доли секунды и менее) и соответственно варьировать продолжи­тельность двигательной реакции, с тем чтобы управлять ею в за­данных условиях (С. Геллерштейн и др.). По этой методике, на­пример, при совершенствовании стартовой реакции в спринте н а первом этапе дают задания, предусматривающие возможно быстрое реагирование на стартовый сигнал (с начальными стар­товыми движениями), и по их результатам — объективную инфор-

* Подробнее см.: В. С. Фарфель. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975.


мацию о времени двигательной реакции; на втором этапе те же задания выполняют с самооценкой времени реагирования и не­медленным сопоставлением ее с объективной оценкой, получаемой в результате инструментальных измерений; на третьем этапе, когда самооценки и объективные оценки начинают в большинстве случаев совпадать, вводятся задания по точно обусловленному варьированию времени стартовых реакций (например, сократить время в очередной попытке на 0,1 с, увеличить в следующей попытке на ту же величину и т.д.). Как свидетельствуют экс­периментальные данные, таким путем можно (конечно, при доста­точно целеустремленных и настойчивых усилиях) добиваться весьма тонкого дифференцирования времени двигательных реакций и на этой основе в определенной мере минимизировать его.

Средства и пути сокращения времени сложных двигательных реакций.Основные предпосылки совершенствования сложных дви­гательных реакций создаются в результате приобретения достаточ­но широкого фонда отлаженных двигательных умений и навыков, с которыми связаны эти реакции, ускорения простых двигатель­ных реакций и развития двигательно-координационных способно­стей. Это значит, что воспитание быстроты как способности к экс­тренным двигательным реакциям сложного характера обеспечива­ется прежде всего путем обучения вариативным двигательным дей­ствиям (особенно на этапе их совершенствования — гл. IV; 2.3) и самым тесным образом связано с воспитанием психомоторных качеств. Специфическим же средством воздействия на компоненты сложных двигательных реакций служат упражнения «на быстроту реагирования», выполняемые с постепенным усложнением условий.

При совершенствовании реакций на движущийся объект (РДО) особое внимание в этих упражнениях обращается на сокращение времени начального компонента реакции — времени различения и фиксации в поле зрения объекта реагирования: мяча, шайбы и т. д. Нередко оно составляет более половины всего времени сложной реакции, когда (как, например, в спортивных играх) объект перемещается с большой скоростью и в самых различных направлениях. Чтобы свести это время к минимуму, используют в основном три подхода:

1) вырабатывают умение заблаговременно включать и по воз­можности постоянно удерживать объект в поле зрения (постоянно видеть мяч по ходу игры и т.п.). По мере формирования такого умения в процессе разучивания и совершенствования соот­ветствующих двигательных действий время РДО как бы автомати­чески сокращается за счет начальной фазы;

2) вырабатывают умение предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта (реакция с так называемой антиципацией — упреждением), что достигается на основе практического освоения знаний о тактике двигательных действий, связанных с РДО, и соответственно организованных упражнений (учитывая возмож­ность переноса антиципирующих реакций, используют, в частности, имитационные упражнения на реакциометрических тренажерах,


где реакция многократно воспроизводится в модельной форме со ] строго заданными параметрами и точным измерением);

3) направленно увеличивают внешние требования к способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта. Для ' этого кроме традиционных методических приемов, обеспечивающих не строго регулируемое увеличение требований к РДО (введение в упражнения с партнером заданий, предусматривающих варьи­рование скорости передач мяча, выполнение групповых упражнений в повышенном темпе, с увеличенным числом мячей, на уменьшенной площадке и т.д.), все больше используют тренажерные устройства, которые позволяют предъявить к РДО четко нарастающие требо- 1 вания и организовать их в режиме, выгодном для ее оптимизации I (автоматизированные катапульты и «пушки» для выбрасывания ] мячей или шайб с заданной скоростью и частотой, которые ре­гулируются по определенной программе и т.п.).

Методика упражнений, направленных на совершенствование ре­акции выбора, наряду с использованием приемов, стимулирующих быстроту выбора, характеризуется постепенным увеличением числа альтернатив выбора, т. е. вариативности ситуаций, на которые нужно избирательно отреагировать, и возможных вариантов ответа, из которых требуется выбрать один, адекватный возникшей ситуа­ции. В игровых упражнениях, например включающих реакцию на атакующие действия в волейболе, вначале добиваются сокраще­ния ее времени при двух обусловленных вариантах атакующих ударов и блока над сеткой, затем — при трех и более; аналогич­ным образом поступают в упражнениях, направленных на совер­шенствование реакции выбора при атакующих и защитных действи­ях в боксе, борьбе, фехтовании.

Поиск путей повышения эффективности таких упражнений при­водит к появлению разнообразных тренажеров с устройствами для программирования ряда вариантов реакции выбора и срочной инфор­мации о ее временных параметрах, например «мишеней» (в виде ма­кетов поражаемых частей тела в боксе или фехтовании, футболь­ных или гандбольных ворот и т. д.) с электронно-сигнальными, тензометрическими и информационными блоками, которые обеспе­чивают по определенной программе подачу сигналов, требующих реакции выбора, автоматически измеряют ее время и информируют о нем*.

Разумеется, ни эти, ни любые другие тренажеры не могут ис­ключить необходимость осмысленного предвидения занимающи­мися целесообразного варианта реагирования в ситуации выбора. Возможности же предвидения обеспечиваются приобретением зна­ний о технике и тактике поведения в ситуациях, предъявляющих высокие требования к реакции выбора, и накоплением соответ­ствующего практического опыта. Существенную роль в этом от­ношении играет, в частности, умение искусно пользоваться скрытой

* Подробнее см.: В. С. Фарфель. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975.


информацией о вероятных действиях соперника, которую можно извлечь, внимательно наблюдая за исходной позой, мимикой, дру­гими подчас едва заметными предвестниками замысленных им действий.

2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений

Особенности средств. Основные специфические средства воспи­тания быстроты как способности, «ответственной» за скоростные характеристики движений, получили название «скоростные упраж­нения», или, точнее, «собственно-скоростные упражнения». Важней­ший отличительный признак их — выполнение движений с макси­мальной (индивидуально наивысшей) или близкой к ней скоростью.

Далеко не все упражнения, выполняемые с предельно возмож­ной скоростью движений, правомерно считать собственно-скорост­ными (как это допускается подчас в литературе и практике). Если кто-либо, например, пробегает среднюю или длинную дистан­цию с наивысшей для себя скоростью или поднимает без про­медлений штангу предельно посильного веса, эти упражнения, ко­нечно, нельзя причислить к собственно-скоростным. К ним право­мерно относить лишь упражнения, выполняемые с достаточно вы­сокой реализацией индивидуальных скоростных возможностей, что выражается в индивидуально максимальном уровне скорости дви­жений — наивысшем по сравнению со скоростью движений по все­му ряду аналогичных действий — либо (как минимум) близком к данному уровню. В целом для собственно-скоростных упражнений характерны:

установка на полную реализацию в действии индивидуальных скоростных возможностей;

относительная кратковременность действия (или комплекса дей­ствий), составляющего содержание упражнения: его продолжи­тельность в принципе должна быть не больше той, при которой возможно поддерживать максимальную скорость движений (упраж­нение перестает быть скоростным, как только скорость по мере его продолжения начинает существенно падать под влиянием возника­ющего утомления). Даже у высокотренированных спортсменов она составляет, например, в спринтерских упражнениях не более 20— 22 с;

отсутствие или предельное лимитирование дополнительных отя­гощений (поскольку скорость движений и величина отягощений связаны обратно пропорционально);

отсутствие неоправданных задержек н промедлений по ходу дей­ствия, что обеспечивается достаточно высокой степенью освоения его техники (если она находится лишь в начальных стадиях фор­мирования, быстрота будет проявляться на заниженном уровне, в частности потому, что основное внимание вынужденно концентри­руется не на скорости, а на способе выполнения действия).

Упражнения, не обладающие указанными признаками, не могут


служить специфическими средствами воспитания быстроты. Это не означает, однако, что с этой целью есть смысл использовать лишь собственно-скоростные упражнения. В дополнение к ним применяют скоростно-силовые, силовые и другие упражнения, создающие пред­посылки для увеличения скорости движений, поскольку, во-первых, развитие быстроты так или иначе связано с развитием всего комп­лекса основных двигательных способностей; во-вторых, в реальных формах жизненно важных двигательных действий быстрота прояв­ляется не в чистом виде, а в скорости движений, значительно различающихся по длительности и величине отягощений. Практи­чески в процессе общей физической подготовки в качестве средств воспитания быстроты широко используют спринтерские упражне­ния, прыжки и метания снарядов относительно небольшого веса (малого мяча, гранаты и т. п.), элементарные подвижные и спортив­ные игры с высокой скоростью движений, скоростные элементы единоборств.

Отличительные черты методики.Из приведенной характеристики скоростных упражнений следует, что центральная проблема мето­дики их применения заключается в том, чтобы обеспечить усло­вия, способствующие проявлению максимальной быстроты в двига­тельных действиях.

Как и при воспитании других двигательных способностей, основу методики воспитания быстроты составляют прежде всего методы строго регламентированного упражнения. Здесь они представлены главным образом в виде повторного воспроизведения действий с максимальной или околопредельной скоростью в каждом из повто­рений, и повторно вариативного выполнения действий с предельны-ми ускорениями. Процесс воспроизведения действий при этом рег-ламентируется во всех его существенных моментах и параметрах (продолжительности фаз работы и отдыха, числе повторений и т. д.) так, чтобы создавались предпочтительные условия для про- явления максимальной быстроты. Типичные черты такой регламен­тации состоят в следующем:

как продолжительность каждого отдельного упражнения, так и число его повторений в процессе занятий лимитируют в пределах позволяющих избежать падения заданной скорости движений; ско­ростные упражнения утрачивают свой специфический эффект, как только скорость движений начинает существенно уменьшаться под воздействием утомления.

Уже говорилось, что предельно возможная продолжительность непрерывного выполнения движений с максимальной скоростью невелика (в спринтерском беге не более 20—22 с, при серийном выполнении локальных движений без внешнего отягощения— несколько больше). Число возможных повторений без снижения пре­дельной скорости движений в рамках отдельного занятия также относительно невелико (например, пробежать 30 м с максимальной скоростью, не допуская ее падения в очередной попытке, начинающим удается в большинстве случаев всего 2—3 раза). Причем, чтобы такие повторения были в полной мере эффектив­ными, между ними приходится вводить сравнительно продолжительные интервалы отдыха;

интервалы отдыха при повторении и при чередовании вариантов


скоростного упражнения в процессе занятия нормируют с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление оперативной работо­способности до уровня, позволяющего выполнить действие с теми же скоростными параметрами, что и в предыдущей попытке, либо превзойти их. Такие интервалы отдыха при повторении высоко­интенсивных упражнений общего воздействия довольно продол­жительны.

Например, чтобы повторно пробежать 30 м с максимальной скоростью, даже неплохо тренированному спортсмену для промежуточного отдыха требуется не менее 3—5 мин., а в случае вдвое большей дистанции — не менее 6—8 мин., причем с увеличением числа повторений этот интервал возрастает. Учитывая, что во вре­мя значительных интервалов отдыха наряду с нормализацией вегетативных функ: ций снижается уровень нервно-мышечного возбуждения, необходимого для мобили­зации скоростных возможностей, восстановление стремятся обеспечить премуще-ственно средствами активного отдыха. Для этого используют, в частности, упраж­нения умеренной интенсивности, по возможности подобные в координационном отношении выполняемым скоростным действиям (например, ходьбу и бег «трусцой» между ускорениями в спринте, имитацию бросков между бросками снаряда в пол­ную силу). Это способствует не только восстановлению оперативной работоспо­собности, но и поддержанию специфической психомоторной настройки на пред­стоящее действие.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе воспитания скоростных способностей следует постоянно дополнять соревновательным и игровым методами, которые обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявле­ния максимальной быстроты.

Не случайно соревновательный и игровой методы в их разнообразных фор­мах широко практикуются в тренировке спортсменов, специализирующихся в скоро­стных видах спорта. Только официальных стартов, например, у спринтеров высшего класса бывает в течение года более ста. Логика и обстановка состязания при определенных условиях, надо полагать, помогают создавать тот специфический психофизиологический фон, который способствует предельной реализации ско­ростных возможностей. Это относится в какой-то мере и к игровому методу. Вместе с тем игровые ситуации (в играх, требующих мгновенных действий во внезапно изменяющейся обстановке взаимодействия и противодействия играющих) обязывают к широкой вариативности действий, препятствующей образованию так называемого скоростного барьера (стереотипизации скоростных параметров движений).

Одна из самых серьезных трудностей в процессе воспитания скоростных способностей состоит именно в том, чтобы предупредить образование скоростного барьера, а если он возник — сломать его. Кроме других причин, его возникновение обусловлено внутренней противоречивостью эффекта скоростных упражнений. Дело в том, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократ­но повторять движения с максимальной скоростью, но функцио­нальные возможности, от которых зависит скорость движений, уве­личиваются в результате таких повторений, по всей вероятности, медленнее, чем происходит жесткое закрепление стереотипа ско­ростных параметров движений, в силу чего они все меньше и все с большим трудом поддаются дальнейшим изменениям (этим объясняется, в частности, тот общеизвестный факт, что, несмотря на колоссальные усилия спортсмена, результат в спринтерских

8—1120 225


упражнениях нередко остается практически неизменным на протя­жении ряда лет). Для разрешения этого противоречия в методике воспитания быстроты и необходимо постоянно искусно сочетать два типа методов — методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широ-кого варьирования скоростных упражнений (по форме, характеру проявления быстроты, условиям выполнения). Важно вместе с тем комплексно использовать разнообразные методические подходы и приемы, способствующие превышению привычной скорости движе- ний. Здесь кратко охарактеризован ряд таких подходов и приемов (более подробно см. лит. 1—3 и руководства по методике трени- ровки в скоростных видах спорта).

1. Упрощение структуры действия.

Превысить уровень скорости движений, установившийся в результате много­кратных повторений координационно сложного действия, нередко помогает временное, упрощение его структуры (ускоренное выполнение разбега и отталкивания в прыжке в высоту с доставанием рукой подвешенного мяча вместо перехода через планку, ускоренное выполнение тяги или подрыва в рывке штанги без фиксации ее в верхнем положении и т. д.). Разумеется, это оправдано лишь как временная-мера и при условии, что не искажается сама основа действия.

2. Использование облегчающих внешних ус­
ловий, в том числе дополнительных сил, ускоряющих движения.
Это направление представлено особенно разнообразными подхода­
ми и приемами. Среди них наиболее распространены при выполне­
нии упражнений с внешним отягощением временное уменьшение
обычно применяемого отягощения и регулярное чередова­
ние в определенном порядке уменьшенного и
увеличенного отягощения (например, сочетание в опре­
деленной пропорции метаний облегченного и обычного спортивного
снаряда). Поскольку величина отягощения и скорость движения
связаны обратно пропорционально, то, уменьшая первую, тем самым
повышают вторую. Проблема здесь состоит в том, чтобы перенести
повышенную таким образом скорость движений в обычные условия
выполнения действия. Этого достигают путем рационального соче­
тания силовых, скоростно-силовых и скоростных упражнений.

Естественно, по-иному используют облегчающие внешние ус­ловия при выполнении упражнений, отягощенных лишь весом соб­ственного тела исполнителя. В этом случае применяют, в частности, такие подходы и приемы: уменьшают вес тела выполняющего упражнение за счет приложения внешних сил. В одних случаях этого достигают непосредственной физической помощью препо­давателя или партнера (например, при выполнении акробати­ческих прыжков с подвесной лонжей или без нее), в других — благодаря подъемным силам, создаваемым различными устрой­ствами, порой весьма сложными (например, для облегчения веса тела бегуна используется многометровая конструкция с передвижной подвеской, которая противодействует на заданную величину силе тяжести его тела и тем помогает бежать с повышенной скоростью);


облегчают перемещение в беге и других локомоциях с помощью тяговых устройств (например, электромеханических буксировочных устройств, придающих дополнительное дозированное ускорение массе тела бегуна);

используют наклонные дорожки и другие подобные условия перемещения, облегчающие наращивание скорости за счет сил инерции движения (бег под уклон, ускорения на велосипеде вниз по виражу трека и т. п.);

ограничивают противодействие затрудняющих факторов внеш­ней среды либо используют их содействующее влияние на скорость движений, как, например, при езде на велосипеде или беге на конь­ках за передвижным щитом (который передвигают на мотоцикле или иными техническими средствами), уменьшающим сопротивле­ние воздуха, либо как в беге по ветру, в плавании по естествен­ному или искусственно создаваемому течению и т. д.

3. Лидирование и аналогичные способы «на­
вязывания» новых скоростных параметров дви­
жений. Суть методических приемов этой группы заключается в
использовании для формирования новых скоростных параметров
движений наглядных ориентиров, вводимых с опережением по ходу
действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а также
механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задава­
емые скоростные параметры.

Сюда относятся, в частности, следующие приемы:

передвижение за лидером-партнером (наприме;-, в беге — за быстрым бегу­ном, в велосипедном спорте—за мотолидером). Здесь имеет значение, понятно, не только фактор ориентирования на повышенную скорость передвижения лидера, но и уменьшение за счет него лобового сопротивления воздуха;

выполнение упражнений с использование лидирующих устройств типа звуко-лидеров, светолидеров, предметных лидеров, разновидностей которых становится все больше (трансляция через усилитель сигналов метронома, светосигнальные до­рожки на стадионах и в бассейнах, механический заяц, перемещающийся вдоль беговой дорожки, «мишени» для ударных действий с программированными сиг­нальными устройствами, портативные электронные лидеры, закрепляемые на выпол­няющем упражнение и т. д.);

использование тренажеров типа автоматизированных тредбанов, бегущих доро­жек и т. д., задающих во вводимой программе темп и скорость движений и вынуждающих придерживаться их. В последние годы экспериментально опро-бывают комплексные тренажерные устройства с электростимуляционным и автомати­зированным управлением параметрами движений (И. П. Ратов, А. Н. Лапутин и др.).

4. Использование эффекта «ускоряющего по­
следействия» и других способов повышения
уровня проявления скоростных возможностей.
О возможности повысить скорость движения путем предваритель­
ного выполнения кратковременных действий со значительным отя­
гощением уже говорилось в связи с характеристикой методики
воспитания скоростно-силовых способностей (1.2.2). Например, вы­
полнив несколько приседаний со штангой большого веса перед
прыжком в высоту, толканием ядра или стартовым ускорением,
можно способствовать проявлению высокой мощности и быстроты

8* 227


в этих действиях (благодаря остаточному «тонизирующему» воз­буждению) .

Ускоренному протеканию решающих фаз действия может спо­собствовать использование эффекта разгона в предшествующих фазах (форсированный разбег в акробатических, гимнастических и] легкоатлетических прыжках и т. п.), а также, в определенных случаях, выполнение по ходу действия так называемых ускоряю­щих движений (например, в опорном гимнастическом прыжке за- i дания «коснуться перед приземлением подвешенного вверху мяча» или «выполнить перед приземлением поворот» направлены на ускоренное отталкивание руками от снаряда).

Для увеличения общего темпа действий, а следовательно, и скорости движений в играх и единоборствах нередко пользуются и такими приемами, как ограничение времени, предоставляемого для достижения цели (на тренировочную игру, схватку или отдель­ные эпизоды), или (и) уменьшение пространства действия (раз­меры игровой площадки, ринга и т. д.), т. е. как бы суживают временные и пространственные границы выполнения упражнений. Несмотря на внешнюю простоту такого подхода, он бывает поле­зен в общем комплексе методов воспитания скоростных способнос­тей (конечно, при достаточно сильной мотивации занимающихся и других необходимых условиях).

Поиск нетрадиционных путей интенсификации скоростных упражнений привел, в частности, к созданию электронно-автоматизированных устройств, позволяющих синхронно с выполнением действия воспроизводить его динамику модулированным звуком или светом. Это дает возможность выполняющему упражнение мгновенно отчетливо воспринимать картину совершаемых движений и интенсифицировать последующие движения. Есть опыт использования, например, акселерофониче-ских устройств в легкоатлетических уражнениях: информация о параметрах дви­жений (стартовых, беговых, метательных и т. д.), регистрируемая посредством тензодатчиков (на стартовых колодках, обуви, перчатках и т. д.), передается на аппаратурные блоки, преобразующие и воспроизводящие ее в форме звуковых сигналов, сила, длительность и характер изменения которых отражают динамику прилагаемых усилий. Такое звуковое сопровождение не только информирует Спорт­смена о том, как он совершает движения, но и может служить, видимо, факто­ром их интенсификации.

Перечисленными примерами не исчерпываются все возможные методические подходы в воспитании скоростных способностей. К со­жалению, несмотря на обилие подходов и приемов, быстрота во всех ее проявлениях, как уже говорилось, прогрессирует мало по сравнению с другими двигательными качествами. Это обусловли­вает непрекращающийся настойчивый поиск новых, более эффек­тивных средств и методов ее воспитания. Этим же обусловлено и широкое использование как бы обходных путей повышения ско­рости различных двигательных действий (путей, связанных с вос­питанием силовых способностей, — когда действия выполняются с внешним отягощением или с воспитанием скоростной выносливо­сти — когда действия включают многократные повторения движе­ний с высокой скоростью и т. д.).


2.3. К общей характеристике процесса

Уже подчеркивалось, что фактически воспитание скоростных способностей в целостном процессе физического воспитания соче­тается с другими сторонами этого многогранного процесса. Особен­но тесные связи объединяют воспитание скоростных и скоростно-силовых способностей. Практически это единый процесс во всех случаях, когда в качестве средств воспитания и скоростных, и скоростно-силовых способностей используют упражнения, которые наряду с высокой скоростью движений характеризуются значитель­ными мышечными напряжениями. Отсюда нетрудно сделать вывод, что рассмотренные правила воспитания скоростно-силовых способ­ностей (1.2.2) во многом распространяются и на процесс воспи­тания скоростных способностей (правила, касающиеся целесо­образной частоты выполнения упражнений в недельных и других циклах занятий, места упражнений в структуре отдельного занятия, порядка их сочетания с силовыми упражнениями и т.д.). Вместе с тем, когда обеспечивается возможно высокий уровень проявления быстроты в условиях многократного слитного воспроизведения дей­ствий (как, например, в спринтерском беге), воспитание скорост­ных способностей в значительной мере сливается с воспитанием скоростной выносливости (гл. VII; 2.2).

Конкретная направленность процесса воспитания скоростных способностей, естественно, изменяется в зависимости от особеннос­тей возрастных периодов их развития. Так, "в детском, подрост­ковом и юношеском возрасте воспитание скоростных способностей направлено на реализацию основных возможностей их индиви­дуального прогрессирования (с последовательным переходом от преимущественно элементарных к комплексным формам проявления быстроты в сложных двигательных реакциях и целостных дей­ствиях) ; в зрелом возрасте и в последующие периоды преоблада­ющими тенденциями становятся поддержание скоростных возмож­ностей на некотором относительно высоком уровне и противо­действие их возрастному регрессу. Соответственно изменяются частные черты методики использования скоростных упражнений, объем и степень концентрации связанных с ними нагрузок.

Развивающий эффект скоростных упражнений в определенной мере пропорционален частоте их воспроизведения в недельных и более продолжительных циклах занятий. Известно, например, что наиболее эффективным по показателям прироста скорости движе­ний является вариант с ежедневным и неоднократным в день выпол­нением скоростных упражнений с относительно небольшим числом повторений их в каждом занятии. Разумеется, такой жесткий ре­жим оправдан при условии соответствующей предварительной под­готовки и соблюдении рассмотренных уже правил методики вос­питания скоростных способностей. Важно наряду с прочим, чтобы достаточно частое повторение движений на предельной скорости сочеталось с широким варьированием форм, способов и условий вы­полнения упражнений. В противном случае возрастает опасность


образования скоростного барьера, которая особенно реальна в про­цессе углубленной спортивной специализации в скоростных упраж­нениях, отличающихся стандартной структурой движений (сприн­терский бег и т. п.).

Необходимыми условиями предупреждения стабилизации ско­рости движений и борьбы со скоростным барьером в целостном процессе физического воспитания являются также:

комплексное использование разнообразных методических прие­мов, способствующих превышению привычной скорости движений;

рациональное чередование и поэтапное изменение удельного веса скоростных, скоростно-силовых и силовых упражнений в общей системе занятий;

воспитание двигательно-координационных способностей, поз­воляющих управлять движениями, несмотря на трудности, возни­кающие при выполнении скоротечных действий, перестраивать дви­жения и овладевать все более совершенными формами их постро­ения.

Литература

1. Воспитание силовых способностей (силовая подготовка). Воспитание ско­ростных способностей. В кн.: Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М., ФиС, 1977, с. 155—184.

2. Методика воспитания силы. Методика воспитания быстроты. В кн.: Заци-орский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970, с. 8—103.

3. Основы современной методики развития силы в процессе тренировки. В кн.: Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., ФиС, 1980, с. 174—236.

4. Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., Фис, 1962, с. 93—176.

5. «Теория и методика спорта высших достижений», 1988, № 3. Зарубежные научные исследования; обзор и рефераты работ по теории и методике силовой тренировки. М., ЦООНТИ — ФиС.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.