Как уже говорилось, по мере развития массового физкультурного движения в различных сферах его возникают и множатся разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя основными остаются рассмотренные педагогически регламентированные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера. Это — одно из необходимых условий глубокого проникновения физической культуры в различные сферы жизни общества и народный быт — в систему образования и воспитания, сферу производственной деятельности, режим здорового отдыха и т. д.
Достаточно разработанной типологии всей совокупности существующих форм построения физкультурных занятий пока не создано, что объясняется в какой-то мере как многообразием, так и динамичным обновлением их, особенно в наше время. Поэтому приводимую здесь характеристику ряда из них нужно рассматривать лишь как ориентировочную и неполную.
3.1. Малые формы
Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и, микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;
сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут;
незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности — трудовой, служебной, учебной, — непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут) ;
относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.
Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат обще-
доступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития — такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида.
Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.
Утренняя гигиеническая зарядка,как известно, одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочным занятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ее главное назначение — оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенного развертывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя.
Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядки предусматривает:
1) «выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя);
2) упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);
4) упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лежа, имитация толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);
5) серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);
6) упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3—5 мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140- !50 уд/мин);
7) заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями).
Ориентировочная продолжительность всей зарядки—около 10—15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать связанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконтроля (см. гл.XI; 3.1., раздел «Физкультурный самоконтроль»).
Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать ее втренировочное занятие основного типа нецелесообразно — к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).
Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры — вводная гимнастика, физ-культминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации (см. рис. 44). Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих.
Вводная гимнастика.В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5—8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5—7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это гоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируй «функциональные системы организма, спо-
Рис. 44. Схема, иллюстрирующая место вводной гимнастики (ВГ), физкультминут (ФМ) и физкультпауз (ФП) в режиме трудового процесса (один из типичных вариантов, пояснения в тексте)
собствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений.
Физкультпаузыи физкультминуты(или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являются своего рода паузами — в том смысле, что осуществляются в малых перерывах по ходу работы. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми операциями, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утом-
ление. Малые формы занятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5—7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты— 1—2 мин. и микропаузы — 20—30 с.
Согласно накопленным исследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессионального труда восьмичасовом режиме рабочего дня целесообразно выделять до 5—6 физкультпауз и физкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя примерно 2—3 ч после начала работы, а вторая — за 2—2,5 ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы — и чаше). Тут неизбежны, конечно, вариации, зависящие от конкретного характера! и условий трудовой деятельности. Это относится и к содержанию физкультпауз) и физкультминут, и к параметрам связанных с ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чем трудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчас преобладающей, мере выражены мо-менты рационального мышечного расслабления и акцентированы дыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой же интенсив-ности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыха оп-равданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае, разу-меется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физические нагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируя. нагрузку в физкультпаузе по ЧСС, ее доводят к середине паузы до 110—120 уд/мин а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному)*.
Принципиально полезность этих и других форм производственной физической культуры на вызывает сомнений**. Очевидна и не-обходимость углубленной разработки методики оптимального использования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чем больше, тем лучше» здесь явно не подходит. Предстоит детально определить закономерности профессионально-прикладной физической культуры с учетом тенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпоху научно-технической революции.
Наконец, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера.Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.
* Подробнее о малых формах и других факторах производственной физической культуры см., в частности, в кн.: Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. М., ФиС, 1974; Матвеев Л. П., Саноян Г. Г. Физическая культура в системе НОТ. М., ГЦОЛИФК, 1981; Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура. М., Знание, 1982.
** Правда, встречающиеся в литературе цифры прироста производительности труда до 10 и более процентов, обусловленного якобы лишь внедрением производственной гимнастики, доверия не заслуживают.
Такие микроееансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бег по домашней лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серийные многоскоки со скакалкой, серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «в растягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми делами по самообслуживанию. Элементарный порядок использования упражнений и в этих случаях предполагает трехфазовую последовательность действий: вначале разминочную серию движений (в замедленном темпе, с укороченной амплитудой, без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершение — успокаивающую серию движений (например, дыхательных).
Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями*.
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера
При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятии в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: 1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочного типа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включающего в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни и т. д.)
Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным(индивидуальные или групповые). Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непо-
* К настоящему времени с учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями неплохо разработан ряд тренировочных программ, рассчитанных на получение кумулятивного эффекта, в частности при использовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой; продолжительность разовой нагрузки в них постепенно увеличивается с 3—5 до 15 мин и более (см., напр., Купер Кеннет, Новая аэробика. М., ФиС, 1979).
средственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по. общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу — «спидуокинг» или продолжительный бег, в том числе «трусцой» — «джоггинг», или главным образом материал аэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основной гимнастики и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера или построенными с использованием материала многоборий комплекса ГТО).
Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с модой на те или иные физкультурные увлечения (достаточно вспомнить, например, недавние приливы и отливы массового интереса к аэробике, йоге, гимнастике ушу и т. д.). Долг специалистов в этом отношении — тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьезная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельности, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интересов. Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, однако, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке принципиально не может гарантировать полноценного физического развития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физической культуры он становится одним из действенных факторов достижения физического совершенства*.
В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания (включая и те, что касаются структуры основных форм занятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного руководства специалиста, т. е. постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занимающихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствую-
* К сожалению, об этом несомненном положении нередко вроде бы забывают авторы публикаций массового назначения, где допускается явно односторонняя ориентация на отдельные виды упражнений, оказывающиеся по разным причинам в фокусе исключительного внимания.
щими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наиболь-шей мере зависят от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий.
Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобязательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса*. Вместе с тем тратить ежедневно по многу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, не в меру увлеченные физкультурники (особенно любители бега «трусцой»), для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру.
Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха.Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна, хотя пока все еще далеко не во всех подходящих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определяющему содержанию это — отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и.оздоровительным эффектом. Пригодных для этого ее вариантов, как известно, достаточно много — от таких, например, как элементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовых площадках) или спортивные игры по свободному регламенту, согласованному между участниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускной период при условии, что предъявля-
* Обзор ряда конкретизирующих это положение исследовательских данных, относящихся к физической тренировке людей зрелого возраста, см., напр., Пиро-гова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев, Здоров'я, 1986.
12*
емые в них нагрузки умеренны, не сопровождаются долго выраженным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющим воздействием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режиме активного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде, лодках, лыжах и т. д.).
Такие формы двигательной активности как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регла-ментированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для] физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, на-выков.
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапах физического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество.
Тот хорошо известный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие*, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены, разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10—15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсе физического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь со-
* Подробнее об этом см. руководства по теории спорта для институтов физической культуры.
ревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.
В этой связи нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победу или (и) индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов и ряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта доведена, как известно, до международного уровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исхода официальными арбитрами, специфическая эмоциональная напряженность и насыщенность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, его обстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесь разнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается в использовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (вводно-организующие действия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено прежде всего логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в определенных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок или зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, нормативов ГТО или спортивной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянных учебных подразделений — классов, групп, курса и т. д.).. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной о р и е н т а ц и и. Для многих они фактически не столько способ достижения спортивной победы
или спортивно-технического результата (как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выражены слабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Не случайно при неформальном подходе к организации таких соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, что предусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов и другими организационно-методическими приемами и условиями.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные, классификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в зависимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена.
Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательных формах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами, что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, а отсюда и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается, как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем (установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях, официально принятая дифференциация их по программе, масштабу, продолжительности, режиму в зависимости от возраста, пола и уровня спортивной квалификации участников, официально регламентирующие рекомендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов соревнующихся и т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующих регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоит сделать, прежде всего по пути органического внедрения спортивной культуры в сознание и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам в территориальных и коммунальных регионах, качественной подготовки общественного спортивного актива.
Глава XI ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания
В деятельности по физическому воспитанию, как, впрочем, и в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование, 2) реализацию запланированного, 3) контроль (рис. 45). Условность такого разграничения вполне очевидна, поскольку в действительности все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности. В единстве они представляют собой неотъемлемые слагаемые рациональной организации, целесообразного построения процесса физического воспитания и управления его результативностью.
Знание объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципов и научно-методических положений — важнейшая предпосылка и направляющая основа педагогического планирования и контроля в этой сфере. В свою очередь, планирование и контроль, если они опираются на знание закономерностей
Рис. 45. Схема соотношения планирования, реализации запланированного и контроля
физического воспитания, являются действенными инструментами его целесообразного системно-упорядоченного построения. При этом функции педагогического планирования заключаются в предвидении ожидаемого результата и логически формализованном проектировании того, как будет (должен) развертываться процесс физического воспитания на пути к этому результату в данных конкретных условиях на базе общих закономерностей; а функции контроля состоят в объективной оценке индивидуальных и других предпосылок достижения цели, проверке реально складывающегося содержания, форм построения и результатов физического воспитания, в сличении запланированных и фактически наблюдаемых его параметров, выявлении степени соответствия между ними и внесения при необходимости корректировок как в сам процесс физиче-ского воспитания, так и в параметры плана.
Рассматривая в этой связи взаимообусловленность планирова-ния, реализации плана и контроля, важно ясно представлять, что,как бы тщательно ни разрабатывался план, практически склады-вающийся процесс физического воспитания далеко не всегда и не вовсем совпадает с его запланированными контурами.
Главные причины этого в том, что, во-первых, закономерности физического вос-питания имеют не однозначно предопределяющий, а вероятностный (стохастический) характер (иначе говоря, они не проявляются механически, а допускают в зависи-мости от конкретных условий различные вариации одних и тех же тенденций); во-вторых, наши знания об этих закономерностях никогда не являются исчерпы-дающими; в-третьих, реальные жизненные ситуаций, влияющие на ход физического воспитания, весьма вариативны, динамичны.
Отсюда вытекают требования к гибкости планирования, постоян- ной взаимосвязи планирования и контроля, регулярной коррекции плана и самого процесса его реализации с учетом конкретных конт-рольных данных. Кратко это можно обозначить как принцип пер-манентного планирования и контроля.
В системе физического воспитания в целом есть, как известно, ряд уровней планирования и контроля, которые представлены планирующей и контролирующей деятельностью официальных органов руководства физическим воспитанием в обществе (госкомитетов по физической культуре и спорту, отделов министерств и ведомств, центральных советов физкультурно-спортивных обществ и т. д.), общим планированием и контролем работы по физическому воспитанию в отдельных учреждениях, организациях, коллективах, конкретно-педагогическим планированием и контролем как функцией специалистов, непосредственно ведущих физическое воспитание: учителей, преподавателей, методистов, тренеров и других аналогичных по своим функциям лиц*.
_________
* Операции, аналогичные педагогическому планированию и контролю, отчасти I выполняют и общественные физкультурные кадры (инструктора-общественники, тренеры-общественники и т. п.), а также те, кто выступает одновременно в качестве объекта и субъекта физического воспитания (физкультурники, спортсмены). Это-. оправданно при условии их соответствующей подготовки и направляющего руководства со стороны специалиста.
На верхних уровнях планирование и контроль имеют директив-но-управленческий и общерегламентирующий характер; они рассчитаны на общие линии организации системы физического воспитания, управление ее функционированием и развитием физкультурного движения в обществе. Здесь официально определяются единые целевые установки, учреждаются и вводятся в действие общие программно-нормативные и другие регламентирующие положения, являющиеся исходными для планирования и контроля на всех нижележащих уровнях, — такие, как Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, Единая всесоюзная спортивная классификация, официальные программы по физическому воспитанию для учебных заведений и других учреждений и организаций, общие контрольные показатели эффективности работы в области физического воспитания, физической культуры и спорта и т. д. Ими руководствуются в качестве отправных положений и при планировании и контроле конкретного процесса физического воспитания на педагогическом уровне. Основные составляющие, порядок и процедуры планирования и контроля на этом уровне охарактеризованы далее*.
Планирование
2.1. Предпосылки к планированию
Понятно, что прежде, чем приступать к планированию, надо получить, проанализировать и оценить необходимые для этого исходные данные. Такими данными при педагогическом планировании процесса физического воспитания являются:
общие программно-нормативные установки и научно-практические данные, указывающие целевые ориентиры и основные линии развертывания планируемого процесса;
конкретные данные, характеризующие контингент занимающихся, на который ориентировано планирование, и условия реализации плана.
Общие отправные установки и положения.Утвердившиеся в советской системе физического воспитания единые программно-нормативные положения (комплекс ГТО, Единая всесоюзная спортивная классификация, типовые программы для различных континген-тов населения) позволяют уже в исходном пункте педагогического планирования процесса физического воспитания конкретного контингента более или менее четко представить целевые ориентиры и основные рубежи на пути к ним. Вместе с тем общие программные установки и типовые программы в их современном виде очерчивают совокупность основных средств, рекомендуемых к использованию в физическом воспитании различных контингентов населения, а также ориентировочные требования к объему и режиму их целесо-
* Организационно-управленческое планирование и контроль на уровне государственных и общественных органов, учреждений и организаций, ответственных за постановку физического воспитания в обществе, рассматриваются в курсе организации и управления физической культурой и спортом.
образно организованной двигательной активности. Все это дает ряд существенных опорных пунктов для конкретного планирования, во многом облегчает решение непростой проблемы оптимальной разработки группового и индивидуального плана физического воспитания, но, разумеется, не снимает ее. Приступая к ее решению, специалист призван в первую очередь творчески осмыслить и конкретизировать общие программно-нормативные установки применительно к особенностям контингента занимающихся и реальным условиям предстоящей деятельности.
Как уже говорилось, важнейшими общими предпосылками и в то же время направляющей основой планирования процесса физического воспитания служат научные знания о закономерностях и логике построения этого процесса, а также творчески осмыслен-ные данные положительного практического опыта.
Ясно, что непосредственно прикладное значение имеют данные, которые могут служить ближайшим аналогом припланировании, в частности данные о динамике физического и общего развития контингента занимающихся,сходного с тем, применительно к которому ведется планирование, о сроках, необходимых для выполнениия заданных нормативов, о целесообразных соотношениях различных средств физи- ческого воспитания, параметрах и динамике нагрузок в рамках предусматриваемыхэтапов и периодов занятий и т. д. Немало таких данных содержится в современнойспециальной литературе и документальных материалах. Источниками могут служитьи личный практический опыт и обмен опытом. Опираясь на профессиональные знания и практические аналоги, специалист имеет возможность в принципиальных чертах представить, как будет развертываться процесс физического воспитания, что и является важнейшей предпосылкой конкретного планирования.
Конкретно-предпосылочиые данные. Исходные данные о конк- ретном состоянии контингента занимающихся и их подготовлен-ности к реализации целевых установок обычно получают тремя пу-тями: 1) тестированием по официальным нормативам физической подготовленности (БГТО, ГТО и др.) или выявлением результа-тов в исходно-контрольных упражнениях (используемых для распре-деления занимающихся по группам при прохождении курса физи- ческого воспитания в школе, вузе, спортивных секциях и т. Д.); 2) по показателям врачебно-физкультурного обследования и 3) по физкультурно-анамнестическим сведениям, помогающим составить представление о ранее пройденных этапах физического воспитания. Порядок получения обязательного минимума этих данных, как известно, регламентируется установленными организационно-методическими положениями и инструкциями (о правилах комплектования групп по уровню подготовленности и состоянию здоровья, об обязательности, содержании и порядке проведения врачебно-физкультур-ных обследований, о правилах и учете выполнения нормативов учебных программ, комплекса ГТО, спортивной классификации и т. д.).
В дополнение к обязательному минимуму таких данных в принципе нужно располагать возможно полной индивидуализированной информацией, включая данные об особенностях мотивации и личностных установок воспитываемых, особенностях развития их двигательных способностей, функциональных возможностях и освоенном физкультурно-образовательном фонде (приобретенных знаниях,
умениях и навыках в сфере физической культуры), а также об основных чертах процесса их физического воспитания на предыдущих этапах (применявшихся средствах, освоенных параметрах физической нагрузки и т. д.).
Вполне очевидно, что от полноты данных такого рода во многом зависит качество индивидуального планирования физического воспитания. К сожалению, получить их в нужной мере зачастую не удается из-за трудностей проведения углубленных массовых обследований и недостатков системы накопления этих данных*. Сравнительно полно они используются пока главным образом в спорте высших достижений, где практикуются углубленные комплексные обследования спортсменов (в том числе психолого-педагогические и врачебно-биологические) и относительно налажен регулярный учет параметров тренировочного процесса.
В качестве предпосылок конкретного планирования физического воспитания нужны, конечно, и данные о бюджете времени, которое реально может быть затрачено на обязательные и дополнительные формы физкультурных занятий, а также данные о внешних факторах и условиях, которые будут существенно влиять на реализацию плана, в том числе данные о режиме предстоящей основной деятельности занимающихся (учебной или производственной, служебной), о задаваемых «сверху» организационных условиях (связанных, в частности, с официальным календарем физкультурно-спор-тивных мероприятий, с официально устанавливаемыми сроками выполнения зачетных нормативов и т. д.), о реальных возможностях материально-технического обеспечения реализации плана. Учесть эти данные как исходные ограничения при планировании обычно не составляет особого труда, гораздо труднее, понятно, изменить их, особенно если речь идет, например, о лимите времени или о недостаточном материально-техническом обеспечении.
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования
Временные масштабы планирования.Планировать — значит, кроме всего прочего, предвидеть, как будет развертываться процесс во времени. Принципиальное значение при этом имеет выбор временных масштабов (размеров времени), в расчете на которые ведется планирование. Здесь есть некоторое противоречие: чем крупнее намечаемый масштаб времени, т. е. чем на большее время (относительно исходного пункта) рассчитывается план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести плани-
* Все настойчивей предпринимаются шаги по преодолению существукнцих здесь трудностей и недостатков. В частности, разрабатываются и в некоторых вариантах уже проходят апробацию автоматизированные системы (на базе ЭВМ и другой аппаратуры), рассчитанные на получение, обработку и долговременное хранение информации о состоянии здоровья, антропометрических признаках и физической подготовленности массовых контингентов населения, приобщенных к физкультурным занятиям. Обсуждается проблема введения индивидуального «физкультурного паспорта», в котором систематически регистрировались бы сведения о конкретных параметрах физкультурной активности, физической подготовленности и здоровья индивида.
рование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. Для преодоления этого противоречия практикуют разработку планов, как правило, в трех временных масштабах: 1) больших, охватывающих долговременные стадии планируемого процесса; 2) средних, намечающих менее продолжительные его этапы (периоды и т. д.) и 3) относительно малых, краткосрочных. Соответственно различают: перспективное (точнее говоря, долгосрочно перспективное), этапное и краткосрочное (оперативно текущее) планирование.
Поскольку регулярный процесс физического воспитания строится в форме больших, средних и малых циклов (гл. III 3.3), с их продолжительностью обычно и соотносят масштабы его планирования. Так, в масштабе перспективного планирования предусматривают ряд годичных или иных больших циклов, т. е. оно является в этом отношении крупноцикловым; этапное планирование последовательно охватывает, условно говоря, средние (например, месячные) циклы, которые будут составлять очередные этапы, или аналогичные стадии больших циклов; краткосрочное планирование" связано с микроциклами и ближайшими, относящимися к ним отдельными занятиями.
Выбор этих временных масштабов планирования, конечно, не случаен. Они соответствуют как социально, так и природно обусловленным рамкам организации общего режима жизни - - годовым, месячным, недельным градациям времени, соблюдаемым в общей организации жизненного распорядка. Вместе с тем сочетание в планировании крупных, средних и малых масштабов отвечает самой его внутренней логике: ориентирует на то, чтобы, планируя, видеть как перспективу — конечные цели, крупномасштабные задачи и магистральные пути их реализации (благодаря этому не оказаться в плену частностей), так и конкретные задачи, средства, методы, условия их осуществления на последовательных этапах и каждом ближайшем участке продвижения к цели.
В принципе, чем крупнее масштаб планирования, тем меньше оправданная степень детализации плана. Ведь на реальный процесс физического воспитания влияют многие переменные обстоятельства, поэтому точно представить, каким он будет в отдаленном времени, можно лишь в самых общих чертах, с большой степенью приблизительности и, следовательно, с относительно невысокой степенью детализации. Например, в крупноцикловом планировании можно от носительно точно наметить, какими будут общие годовые параметры процесса физического воспитания, выраженные в суммарном числе занятий, суммарных величинах нагрузок по основным разделам занятий и т. д., но, если попытаться спланировать во всех деталях каждое отдельное занятие на весь год вперед, маловероятно, что они достаточно точно совпадут с фактическими. Наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. Поэтому наиболее подробным и конкретным является краткосрочное планирование. Это не значит, однако, что перспективное планирование вообще лишено какой-либо конкретности. В пределах определенных обобщенныл характеристик, расчетных суммарных параметров и итоговых нормативных показателей оно также может и должно быть достаточно конкретным.
Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания.Основными аспектами пред-метно-конструктивного планирования процесса физического воспитания являются:
планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач);
планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок;
планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.
Планирование результирующих показателей. Хотя реальный процесс физического воспитания, естественно, нельзя построить иначе, чем с некоторого исходного пункта — начала, планирование его начинается как бы с конца — с предвидения целевого результата. В качестве основных целевых результатов намечают такие, которые предполагается получить к исходу достаточно крупных стадий и циклов планируемого процесса (например, школьного курса физического воспитания, годичного цикла тренировки). По отношению к таким целевым все другие предусматриваемые на пути к ним результаты являются частичными, хотя они и рассматриваются в качестве целевых (ограниченно целевых) в рамках отдельных периодов, этапов, средних и малых циклов планируемого процесса.
Планирование всей совокупности результирующих показателей, по сути, представляет собой не что иное,как последовательную конкретизацию общей цели и задач, преследуемых в физическом воспитании, применительно к наличным условиям их реализации (гл. 1; 2.1—2.2). Это предполагает четкое количественное выражение намечаемых результатов и конкретные расчеты времени, необходимого для их достижения, с учетом особенностей контингента занимающихся, уровня их подготовленности, реальных возможностей выполнения намеченного.
Правомерен вопрос: можно ли реально спланировать все результирующие показатели, наметить их расчетные параметры так, чтобы точно предугадать будущие фактические результаты? Из уже сказанного следует, что это зависит прежде всего от наличия научно-практических данных, позволяющих предвидеть ближайшие и отдаленные результаты предстоящей деятельности, от того, насколько планирующий овладел такими данными, от его прогностических способностей и опыта, от масштабов планирования. Ясно и то, чтострого спланировать в количественном виде можно далеко не все результаты. Пока в распространенной практике планирования этоделают преимущественно в отношении общих целевых нормированных показателей физической подготовленности, спортивных результатов и отдельных (парциальных) показателей двигательной дееспособности, выраженных в измеримых результатах тестовых упражнений и некоторых других критериях.
Общие целевые нормированные показатели физической подготовленности, официально принятые в сложившейся у нас системе физического воспитания, планируют, как известно, на основе нормативов комплекса ГТО, Единой все-
союзной спортивной классификации, действующих программ физического воспитания для учащихся и других широких континентов занимающихся. В педагогическом планировании выполнение этих нормативов предусматривается применительно к исходному уровню подготовленности занимающихся и ее наиболее вероятной динамике в реальном масштабе времени, соотносимом с особенностями организации планируемого процесса (по годам и четвертям учебного процесса в школе, семестрам в вузе и т. д.). К числу планируемых вполне конкретных и вместе с тем наиболее интегра-тивных результатов физического воспитания относятся спортивные результаты. В них как в фокусе находят свое комплексное отражение достигаемые в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств, степень совершенства приобретаемых двигательных умений и навыков, а также (в какой-то мере) и степень развития личностных, особенно волевых, качеств. Этим определяется значимость спортивных результатов как в] планировании процесса физического воспитания, так и в контроле за его эффективностью. При планировании их учитывают, кроме прочего, официальный спортивный календарь.
В дополнение к общим нормированным и спортивным результирующим показателям планируют достижение результатов в тестовых и других Контрольных упражнениях. Тем самым намечают как бы отдельные слагаемые целевых результатов, имеющие вместе с тем самостоятельную ценность.
В принципе для конкретизации планирования результатов физического воспитания важно намечать и совокупность измеримых парциальных показателей функциональных и адаптационных изменений, которые будут происходить в системах организма, обеспечивающих двигательную деятельность, в результате планируемых воздействий, в частности предусматривать, особенно в рамках краткосрочного планирования, оправданные величины функциональных сдвигов, свидетельствующие о действенности предъявляемых организму требований (например, по показателям ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода). Пока, однако, в распространенной практике планирования используют лишь отдельные из таких показателей, что обусловлено методическими и другими трудностями оперирования ими (такого рода показатели используются пока не столько в педагогическом планировании, сколько в комплексном, врачебно-педагогическом контроле результатов физического воспитания; вместе с тем постепенно накапливается опыт применения их в планировании).
Образовательные результаты физического воспитания планируют, как известно, в виде перечня знаний, умений и навыков, подлежащих освоению в рамках определенного времени, и показателей степени их освоения. Правда, формирование физкуль-турно-образовательных знаний планируют пока обычно без выделения строго очерченных показателей типа нормативных, ограничиваясь главным образом перечнем знаний в качестве учебного материала и сроками их освоения. Результаты обучения двигательным действиям предусматривают в планировании более конкретно, намечая как виды двигательных умений и навыков, которые должны быть сформированы к определенному сроку, так и количественно-качественные показатели, каким они должны соответствовать в итоге. Такими показателями могут быть намечены «модельные»
зев
параметры техники движений в расчете на предстоящие этапы разучивания и результирующей отработки двигательных действий (по принятым критериям их техничности — гл. IV), а также целостные нормативы двигательной подготовленности, о которых уже шла речь, характеризующие в единстве и результаты воспитания физических качеств, и результаты обучения двигательным действиям.
Решение проблемы оптимального планирования целевых результатов физического воспитания в последние годы связывают с количественным моделированием в форме так называемых модельных характеристик достаточно большой совокупности параметров, которые предположительно будут характеризовать индивидуальный уровень развития, гарантирующий достижение цели. В числе их намечают ряд показателей развития морфофункциональных свойств организма, дееспособности его систем, основных физических и связанных с ними качеств, степени совершенства двигательных навыков, уровня спортивных достижений и другие показатели индивидуальных возможностей, выраженные количественно. Такого рода модельные характеристики разрабатываются по линии перспективного планирования. На пути к корректной разработке их предстоит преодолеть немало исследовательских трудностей.
Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок. Специфичный для физического воспитания материал занятий принято планировать в виде систематизированного перечня двигательных действий — упражнений, избираемых в качестве средств физического воспитания, с указанием требований к их выполнению. В качестве образовательного материала теоретического характера планируют и состав знаний, подлежащих освоению в процессе физического воспитания.
В тех типичных случаях, когда основное содержание предстоящих занятий определяется действующей унифицированной программой (в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и т.д.), задачи его педагогического планирования, понятно, существенно упрощаются. Они сводятся в таких случаях главным образом к тому, чтобы:
методически оправданно сгруппировать программный материал, распределив его по основным разделам и подразделам учебно-воспитательного процесса, в которых предусматривается формирование новых знаний, умений и навыков, закрепление и совершенствование усвоенного ранее, воспитание двигательных и связанных с ними качеств занимающихся;
наметить дополнительный материал (перечень сведений, подводящих и других упражнений, являющихся вспомогательными средствами решения поставленных задач) применительно К особенностям исходной подготовленности конкретного контингента занимающихся;
распределить основной и дополнительный материал по намеченным этапам, периодам, циклам занятий в рамках бюджета выделяемого времени с учетом особенностей занимающихся и конкретных внешних условий, влияющих на построение системы занятий.
В тех же случаях, когда содержание занятий не регламентируется унифицированными программами (как, например при планировании глубоко индивидуализированной спортивной тренировки на стадии высших спортивных достижений или иных индивидуально-специализированных занятий), задачи по его определению и планированию
приходится решать самому преподавателю (тренеру). Выполнение их предполагает, конечно, высокую профессиональную квалификацию, основанную на специальных знаниях и практическом опыте планирования.
Несмотря на то что проблема интегральной оценки нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений и другими воздействующими факторами в физическом воспитании, решена еще не в полной мере, планирование хотя бы некоторых их параметров все шире внедряется в практику, поскольку без этого невозможно достаточно конкретно предвидеть направленность и эффект воздействия не только данных факторов, но и физического воспитания в целом. Наиболее часто намечаемые параметры нагрузок уже были охарактеризованы (гл. II), известны и принципы, опираясь на которые можно с довольно высокой вероятностью наметить общие черты динамики нагрузок в предстоящих занятиях (гл. III; 3.). Тем не менее конкретное планирование параметров нагрузок и порядка их измененияв расчете как на ближайшие этапы, так и на дальнюю перспективу представляет собой не простую задачу.
Чтобы облегчить решение ее, в последние годы в официальные унифицированные программы физического воспитания вводят ориентировочные рекомендации по целесообразным объемам и режимам организованной двигательной активности для различных контингентов занимающихся. Так, в Единой программе физического воспитания населения СССР указаны минимально необходимые затраты времени на различные формы еженедельной организованной двигательной активности различных контингентов населения*. Ведется также разработка аналогичных рекомендаций по планированию нагрузок применительно к отдельным профилированным разновидностям физического воспитания. Наиболее детально они разработаны к настоящему времени в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, где накоплена значительная объективная информация о параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок, оцениваемых как с внешней, так и с внутренней стороны, а также о динамике их в процессе спортивного совершенствования и где ускоренно внедряются современные методы оптимального планирования, в том числе прогнозирования и программирования тренировочного процесса.
Планирование методических походов и общего порядка построения занятий. В этом разделе с учетом всего намеченного в предыдущих разделах планирования предусматривают:
наиболее вероятные методические подходы к реализации намеченных задач;
основные и дополнительные формы занятий, их число и частоту;
* «Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения)». Официально введена в январе 1990 г., что явилось первым в мировой практике опытом программной регламентации физического воспитания с охватом всех социально-демографических групп населения целой страны. (См. Приложение).
общий порядок их распределения в рамках этапов, периодов и циклов планируемого процесса.
Таким образом, если в предыдущих аспектах планирования внимание сосредоточивалось в первую очередь на содержании предстоящих занятий, то в данном аспекте намечаются конкретные методические черты и общая структура планируемого процесса, причем опять-таки в зависимости от масштабов планирования. Так, конкретные методические подходы к реализации поставленных задач, в том числе отдельные методы и методические приемы, планируются обычно преимущественно в рамках краткосрочного, оперативно-текущего планирования, поскольку реально предвидеть в деталях, какими будут все их вариации на протяжении длительных этапов и циклов, не представляется возможным, хотя опытный специалист представляет, разумеется в общих чертах, какими будут главные методические линии не только в ближайших занятиях. То же относится к конкретной структуре отдельных занятий и распределению времени на их части. Общая же совокупность урочных и других форм занятий, их соотношение и порядок распределения во времени должны быть представлены, хотя бы ориентировочно, во всех масштабах планирования.
Главное в планировании общей структуры процесса физического воспитания — наметить совокупность отдельных относительно самостоятельных, обособленных во времени форм занятий в их закономерных связях, соотношении и последовательности как органических звеньев единого процесса — так, чтобы они оптимально вносили свой вклад в реализацию общей цели в конкретных условиях. Некоторые из параметров этой структуры определяются, как уже говорилось, официальными программно-нормативными установками. Ориентируясь на них, специалисту в каждом случае предстоит конкретно спланировать систему занятий применительно к данным условиям. Важнейшей направляющей основой при этом служат принципиальные положения, выражающие объективную логику построения процесса физического воспитания, а именно принципы непрерывности этого процесса, регулярного чередования нагрузок и отдыха, последовательности в распределении