Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ



ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСАНКУ, ГИБКОСТЬ

И НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА (КОМПОНЕНТЫ) ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

В единстве с воспитанием основных двигательных способнос­тей в процессе физического воспитания обеспечивается совершен­ствование телесных форм и качеств, характеризующих относительно стабильное физическое состояние организма. В оптимизации его значительную роль, кроме всего прочего, играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, гибкости тела, отдельных компонентов и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Воспитание осанки

Объект и задачи

Внешние признаки, факторы и значение осанки.В обыденной речи «осанкой» чаще всего называют привычную манеру удержи­вать свое тело в вертикальном положении, соблюдаемом в повсед­невной жизни. При этом имеют в виду главным образом внешне вы­раженные признаки основной позы прямостояния (постановку головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и


т. п.). В более полном смысле, подразумеваемом далее, осанка это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вер­тикальной позы, ряда производных от нее и частично видоизменен­ных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. В отличие от постоянно меняющихся положений движущегося тела, характе­ризуя осанку, имеют в виду относительно инвариантные (относи­тельно постоянно воспроизводимые) черты фиксации позы, которые наиболее отчетливо проявляются в типичной для человека вертикаль­ной стойке. В той или иной мере они обнаруживаются и в ряде других поз (хотя бы частично, в отдельных фрагментах), фиксируемых в определенных ситуациях, в том числе и в процессе высокодинамичной двигательной деятельности.

Естественно, что в различного рода статических и динами­ческих положениях тела осанка проявляется своеобразно, в един­стве с особенностями конкретных положений. Имея это в виду, различают основную осанку, или, точнее говоря, основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку, т.е. вариативные формы проявле­ния осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов дея­тельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщи­ка, осанка бегуна и т.д.).

Оценивая качество основной осанки, учитывают прежде всего то, насколько она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и вместе с тем сохране­нию равновесия тела. Тип осанки, предпочтительный в этом от­ношении, называют «правильной» или «нормальной» осанкой. Антропометрически ее определяют, как известно, по­средством стандартизированных измерительных процедур, позволя­ющих судить об осанке по комплексу внешних признаков.

Учитывают, в частности, признаки, характеризующие положение основных зве­ньев тела относительно вертикали (по точкам, указанным на рис. 33-1), профиль позвоночного столба (величины его изгибов, определяемых по точкам, указанным на рис. 33- II), угол наклона таза (по показателям тазометра), привычное по­ложение стоп*.

Для нормальной осанки по этим признакам характерны: близость к вертика­ли продольных осей основных звеньев тела, соразмерность (приблизительная рав­номерность) изгибов позвоночного столба в переднезаднем направлении и отсут­ствие его боковых искривлений, сравнительно небольшой угол наклона таза (в пределах 35 — 55°).

При фиксации нормальной осанки в основной стойке (рис. 34— I) голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка развернута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим при­ближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксиро­вано без излишних напряжений — с минимальными, по сравне­нию с другими вертикальными стойками, усилиями. При благо­приятных условиях осанка такого типа формируется и стабили­зируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной.

* Подробнее см. курсы анатомии и лечебной физической культуры для инсти­тутов физической культуры.


Рис. 33. Некоторые антропометрические признаки осанки:

/ — точки, принимаемые во внимание при определении взаиморасположения звеньев те в сагиттальной плоскости (линия А—Б—вертикаль); // — точки, учитываемые при опре делении профиля позвоночного столба

В силу различных причин вероятны более или менее стойкие отклонения в осанке от нормы, особенно в первый период ее ста­новления и в период старения. Как известно, дефектами осан­ки часто являются: чрезмерный поясничный лордоз (рис. 34, II), чрезмерный грудной кифоз («круглая спина» — рис. 34, III),ско­лиозы (изгибы позвоночного столба во фронтальной плоскости — рис.34, IV), «плоская спина» (недостаточные изгибы в сагитталь­ной плоскости), а также сочетания некоторых из этих дефектов (например, грудного кифоза и поясничного лордоза, кифоза и ско­лиоза). По данным рядамассовых обследований, проведенных в последнее десятилетие в различных демографических регионах, те или иные дефекты осанки отмечаются у 40—50 и более процентов школьников от общего числа обследованных. Часто их порождают не патологические причины, но и в таких случаях они представ­ляют собой отнюдь не безвредные аномалии. Укореняясь, они могут не только существенно ухудшать биомеханические свойства опорно-двигательного аппарата (рессорные, связанные с поддержанием равновесия тела, и другие), но и неблагоприятно сказываться на функциях внутренних органов и со временем наносить немалый ущерб здоровью.

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки, и условий, усугубляю­щих их, немало: неблагоприятные генетические предпосылки, костные и другие за-


болевания, травмы, факторы старения, неполноценное питание, гиподинамия, не-адекватные физические нагрузки, длительное пребывание в ряде бытовых, ра­бочих и иных повседневно воспроизводимых поз, связанных с особенностями фик­сации тела, как, например, при ежедневном продолжительном сидении за рабо­чим столом в согнутом положении, и т. д.

Чаще всего изъяны в осанке в принципе предотвратимы и под­даются исправлению (исключая, разумеется, необратимые де­фекты генетического, патологического и травматического происхож­дения). Первостепенную роль в профилактике и исправлении их играет соответственно направленное использование средств и мето­дов физического воспитания (для коррекции патологически и трав­матически обусловленных, но в той или иной мере исправимых дефектов осанки требуются специальные лечебные меры, связан­ные с применением лечебной физической культуры и других ме­дицинских средств).

Рассматривая совокупность факторов, определяющих осанку, с некоторой условностью можно подразделить их на внешние, важ­нейшими из которых являются социальные условия жизни, дея­тельности, развития индивида, и внутренние — структурные и функ­циональные свойства систем организма, благодаря которым су­ществует сама возможность становления и сохранения осанки. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

Рис. 34. Нормальная осанка (/) и аномалии в ней: увеличенный поясничный лордоз (//), увеличенный грудной кифоз (///), сколиоз (IV)


рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуля­ция ее высшими отделами ЦНС.


Хотя в формировании и воспроизведении осанки участвуют врожденные ме­ханизмы установочных и других рефлексов, в целом регулятор ну ю основу ее сос­тавляет осознанно приобретаемый навык фиксации позы, который формируется и совершенствуется в решающей зависимости от направленных воздействии (по­казательно в этом отношении, что и у физически вполне нормальных от рождения детей могут появиться дефекты осанки, если не обеспечено направленное воздей­ствие на ее формирование в рамках полноценного физического воспитания);

тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

Как становление, так и совершенствование осанки во многом зависит от сте­пени развития различных мышечных групп, обеспечивающих фиксацию и регу­ляцию позы («мышечного корсета» туловища, разгибателей и сгибателей ног и т.д.), от сложившихся соотношений в их развитии (пропорциональных либо не­пропорциональных), а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц или дисгармоничное развитие их нередко бывает причи­ной так называемых функциональных нарушений осанки;

опорные, рессорные и эластические свойства скелета, взаимо­действие его звеньев.

Нормальное состояние костного аппарата и соединительных структур, отсут­ствие нарушений в их строении и функциях в значительной мере предопределя­ют правильную осанку. И наоборот, даже отдельные нарушения этих внутрен­них факторов (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки.

Являясь одной из форм целостного поведения человека, осан­ка зависит, конечно, не только от перечисленных факторов. На характере ее сказываются, кроме всего прочего, личностные уста-, новки, этические и эмоциональные начала поведени (отсюда такие определения осанки, как «мужественная», «гордая», «изящная», «небрежная» и т. д.).

Как видно уже из сказанного, правильная осанка имеет не­маловажное значение. Она способствует рациональному использо­ванию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата инормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма в основной позе прямостояния и в ряде других поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни. Прочно сформирован­ная правильная осанка помогает избегать позных нарушений, опас­ных для здоровья, является одной из стабильных форм проявле­ния нормального физического состояния и развития организма. Вместе с тем в ней в какой-то мере проявляются свойства телес­ной красоты и поведенческие (относящиеся к манере держать себя) черты, что придает ей определенную эстетическую и этическую ценность. Учитывая все это, в физическом воспитании наряду сдругими задачами предусматривают и задачи по воспитанию осанки.

Задачи по воспитанию осанки.Основные из них заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своев­ременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач — профилактический, т. е.


предотвращение дефектов осанки, вероятность которых в реальных условиях жизни достаточно велика. Вместе с тем предусматри­ваются и задачи по исправлению дефектов осанки. В процессе физического воспитания такие задачи решаются, понятно, в той мере, в какой дефекты осанки обратимы и поддаются исправлению средствами и методами физического воспитания.

Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба (они при­обретают стойкие признаки уже к 6—7-летнему возрасту) и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной по­зы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и ук­реплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, меняю­щегося в той или иной мере под влиянием доминирующего режима жизни, возрастных и других факторов.

Разумеется, конкретное содержание этих задач не остается од­ним и тем же на различных этапах и в различных условиях их реализации. Так, в подростковом возрасте особое значение при­обретает профилактика нарушений осанки, которые могут возни­кать под влиянием относительно непропорционального увеличения продольных и поперечных размеров тела (преимущественный рост в длину), временного снижения темпов развития силовых качеств отдельных мышечных групп и других особенностей физического развития, характерных для этого возраста. С началом специализа­ции в избранном виде деятельности (спортивной, профессионально-трудовой, военно-служебной) нередко важнейшими становятся задачи профилактики и коррекции нарушений осанки, которые могут возникать из-за «конкурентного» влияния на нее различного рода поз, постоянно закрепляемых в процессе специализации (дело в том, что, несмотря на настойчиво проводимую рационали­зацию рабочих поз, немало из них имеет черты, способные при достаточно частом воспроизведении вызывать отклонения осанки от нормы; это относится и к ряду спортивных поз, к таким, напри­мер, как типичные позы велогонщика, гребца-каноиста, стрелка из винтовки). По мере старения организма для сохранения нормаль­ной осанки необходимо, естественно, все в большей мере сосредото­чивать усилия на противодействия неблагоприятному влиянию на нее инволюционных процессов, чтобы, насколько это возможно, предотвратить или уменьшить снижение мышечного тонуса, ухудше­ние эластических свойств костно-связочного аппарата и другие возрастные изменения.

Из сказанного нетрудно заключить, что реализация всех этих задач связана не только с выработкой и закреплением на­выка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, ста-


тической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость тела и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы тело­сложения (объемы мышц, соотношение мышечных и других компо­нентов тела).

1.2. Средства и особенности методики

Упражнения, являющиеся специфическими средствами воздей­ствия на формирование и состояние осанки, принято обозначать термином «упражнения на осанку».Большинство из них представ­ляет собой гимнастические упражнения, включающие строго регла­ментированную фиксацию основной позы прямостояния, ее фрагментов и вариаций в статических и статико-динамических режимах, а при дефектах осанки — также и упражнения, избира­тельно направленные на их устранение.

Для формирования нормальной осанки у новорожденного нуж­на заблаговременная подготовка к переходу в основную стойку пря­мостояния. Привычку удерживать ее обычно начинают системати­чески вырабатывать у детей с конца 1-го — начала 2-го года жизни. Однако появляется все больше практических данных, сви­детельствующих, что это обусловлено в какой-то мере давней тра­дицией, связанной с заниженными представлениями о возможнос­тях детского организма в первые периоды послеродового развития. Во всяком случае, подготовку к переходу в основную стойку, не­сомненно, следует начинать, не допуская, конечно, излишнего фор­сирования его, с первых же месяцев после рождения. В качестве средств такой подготовки наряду с начальными формами упраж­нений, способствующих пропорциональному развитию мышц и укреплению костно-связочного аппарата, используют упражне­ния, моделирующие фрагменты основной позы прямостояния (положение головы, туловища, ног, постанов­ку стоп), характер взаиморасположения отдельных звеньев тела и позы в целом. Естественно, что вначале это не столько самостоя­тельные, сколько извне направляемые упражнения, которые выпол­няются с непосредственной (в том числе и физической) помощью воспитателя (рис. 35). Использование их предполагает умелое сти­мулирование мышечной активности ребенка с мобилизацией врож­денных, а затем и приобретаемых рефлекторных реакций: ориен­тировочных, двигательных, позно-установочных.

При этом адекватным методом организация упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, под­вешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Формиро­ванию элементов осанки уже в раннем детском возрасте способствуют и такие средства, как плавание (первоначально с поддержкой) и игровые упражнения в воде (они ценны, кроме прочего, тем, что позволяют исключить перегрузку скелет­ного аппарата при фиксации поз).


Рис. 35. Примеры упражнений, способствующих формированию и корригированию осанки:

а—е — некоторые начальные формы упражнений (в том числе рефлекторные); /—6 — некоторые упражнения общего и избирательного воздействия


Для перехода от непроизвольной фиксации элементов основной стойки к осознанно контролируемому соблюдению ее параметров необходимо, разумеется, сформировать у детей достаточно ясное представление о ней. Существенную роль в преодолении связанных с этим трудностей играют методические приемы обста­новочной регламентации позы.

Это приемы, основу которых составляет введение в обстановку при выполнении заданий «на точность фиксации позы» различного рода ориентиров, предметных ограничителей и других приспособлений, помогающих «прочувствовать» параметры правильной вертикальной стойки (например, выполнение заданий по фиксации ос­новной стойки в реечном устройстве, ограничивающем фронтальные и сагитталь­ные смещения тела, или у вертикальной доски с касанием ее четырьмя точками — пятками, ягодицами, лопатками и затылком, или с мячом, положенным на голо­ву). Опираясь на создаваемые таким путем представления о нормальной осанке, легче вырабатывать навык самоконтроля за ее параметрами в начале самостоятель­ной фиксации вертикальной позы.

Необходимой тенденцией в обеспечении стабилизирующих воз­действий на осанку является постепенное увеличение суммарного времени удержания основной стойки и ее модификаций в строго регламентированных положениях. Методически верное воплощение этой тенденции на первых этапах физического воспитания пред­полагает особенно тщательное нормирование статических нагрузок, связанных с фиксацией позы (начиная с дозирования их в пределах всего лишь минут), наряду с рациональным чередованием их с ди­намическими упражнениями и с фазами разгрузки опорного аппа­рата применительно к особенностям растущего организма. При этом важно иметь в виду прежде всего такие его особенности, усугубля­ющие опасность искажения осанки при неадекватных воздействиях, как малая сопротивляемость позвоночного столба и сводов стоп деформациям в статических условиях фиксации позы, относительно невысокий уровень развития силовой и общей выносливости, что обусловливает быстрое утомление в статических режимах функцио­нирования мышц. Возможность оправданного увеличения суммар­ного времени удержания задаваемых поз во многом определяется тем, в какой мере обеспечено укрепление опорного аппарата и про­порциональное развитие мышечной системы, особенно мышц, осуществляющих фиксацию основной позы прямостояния, препят­ствующих ее искажению и уплощению стоп.

По мере того как создаются необходимые предпосылки закреп­ления правильной осанки, ведущими линиями в воспитании ее ста­новятся детальная отработка навыка соблюдения параметров нор­мальной осанки, качественное совершенствование ее основ и пре­дупреждение вероятных нарушений ее статуса. В качестве адек­ватных средств при этом наиболее широко применяют упражнения, составляющие содержание основной, гигиенической гимнастики или аналогичных видов и разновидностей ее, в том числе таких, как ритмическая, атлетическая, производственная гимнастика. Целый рядупражнений специально сконструирован для направленного воздействия на осанку (см. рис. 35).


В частности, это.

упражнения в основной стойке, предметом которых является детально контро­лируемая фиксация и регулирование ее по заданным параметрам нормальной осанки (посредством малоамплитудных перемещений звеньев тела относительно друг друга и регулированием мышечного тонуса с использованием различных ориен­тиров, а потом и без контроля зрением — с опорой на «мышечное чувство»);

упражнения, включающие точно обусловленную фиксацию различных гимнас­тических поз (в наклонах, выпадах, висах, упорах и т. д.) с переходом из основной стойки и возвращением в нее;

упражнения в основной стойке и ее модификациях, осложненные локальными движениями (с гимнастическими предметами и без них) и условиями опоры (при скрешенных ногах, на одной ноге, на гимнастическом бревне и т. п.);

упражнения с выходом в основную стойку после различных перемещений тела, усложняющий фиксацию позы (например, после опорных и безопорных прыжков, соскоков со снаряда);

комплексы упражнений, специально разработанные для коррекции нарушений осанки — корригирующие упражнения.

Наряду с этими упражнениями воспитанию осанки в гимнастике способствует многое: сам гимнастический стиль выполнения упраж­нений, требования к технике движений и фиксации поз в исходных, промежуточных и конечных положениях при выполнении гимнасти­ческих комбинаций и их элементов, так называемые общеразвиваю-щие, порядковые, строевые и другие упражнения. Все это и дает ос­нование оценивать гимнастику как «школу осанки». Вообще же говоря, арсенал средств физического воспитания, способствующих формированию и закреплению правильной осанки, достаточно ши­рок. Это фигурное катание на коньках, прыжки в воду, синхрон­ное плавание, а при определенных условиях и множество иных видов упражнений, не связанных с фиксацией поз: ходьба и бег с правильной постановкой туловища, симметричное плавание, гребля обеими руками с полным разгибанием туловища и т. д.

Может показаться странным, что при таком обилии средств оптимизации осанки она у многих имеет изъяны. К сожалению, нередко арсенал этих средств используется лишь в небольшой части и методически неполноценно. С окончанием же обязательного курса физического воспитания многие вообще перестают сколько-нибудь систематически заботиться об осанке. Между тем факторы, способные вызы­вать нежелательные изменения в ней, со временем действуют сильнее, причем в числе таких факторов есть и практически неустранимые («конкурентное» влияние на осанку различного рода поз, отличающихся от основной позы прямостояния, которые приходится подолгу фиксировать в реальных условиях жизни, негативное влияние возрастных инволюционных факторов и т. д.). Поэтому, как бы прочно ни была сформирована осанка в свое время, задачи по оптимизации ее нужно предусматривать на протяжении всей жизни.

Упражнения на осанку должны составлять неотъемлемый ком­понент повседневной бытовой физической культуры. Объем и часто­та их применения зависят от особенностей основной деятельности, общего режима жизни и ряда других обстоятельств, но непремен­ным условием оптимизации осанки остается ежедневное выполнение этих упражнений как минимум в составе гигиенической гимнастики.

Сбалансированное развитие и поддержание нормального состоя­ния мышечной системы и костно-связочного аппарата, совершенст-


вование способности сохранять равновесие в статических и динами­ческих режимах мышечной деятельности являются своего рода ба­зой для оптимизации сформированной правильной осанки. На этой базе сравнительно нетрудно корригировать так называемые функ­циональные, относительно нестойкие отклонения осанки, возникаю­щие в повседневной жизни: по ходу и в конце рабочего дня, в ре­зультате достаточно большой тренировочной нагрузки и в других подобных обстоятельствах. Для устранения таких отклонений быва­ет достаточно выполнять серию «выравнивающих» и других упраж­нений на осанку в рамках обычной гигиенической и производственной гимнастики или (и) в восстановительных фазах основных занятий физическими упражнениями. Для исправления же более стойких, так называемых фиксированных (но обратимых), нарушений осанки, коль скоро они все-таки возникают, приходится применять дополни­тельно специальные комплексы корригирующих упражнений. Кон­кретная направленность и состав их определяются, понятно, характе­ром ее нарушений.

Так, при коррекции кифозов применяют комплекс упражнений, на­правленных на их уменьшение и на избирательное усиление мышц, преимущест­венно задней поверхности тела. Используют, в частности, вытягивающие упражнения в висе и в положении лежа на спине на наклонной плоскости с подложенным под область кифоза упругим валиком, упражнения с глубокими наклонами назад и фиксацией поз, характеризующиеся подчеркнутым прогибанием тела (например, наклоны назад с набивным мячом, фиксация гимнастического и борцовского моста), упражнение с эспандером для мыши спины, разгибательные упражнения на силовых тренажерах и т. д. В отличие от этого, при коррекции лордозов применяют упражнения, направленные на выравнивание передних изгибов позво­ночного столба, уменьшение угла наклона таза и усиление мышц преимущественно передней стороны туловища, особенно мышц брюшного пресса. Это, в частности, упражнения, включающие серийное поднимание выпрямленных ног из различных исходных положений (сидя с опорой и без опоры сзади, лежа на спине на горизон-тельной и наклонной плоскости, в висе на гимнастической стенке или ином снаряде), фиксацию поднятых ног в положении прямого угла или в подобных положениях, выполнение этих упражнений с дополнительными движениями и отягощениями; наклоны туловища вперед с преодолением внешнего сопротивления, создаваемого, например, резиновым жгутом или тяжестями на блочных тросах, и т. д. При коррекции сколиозов особое значение приобретают, понятно, упражнения, выравнивающие положение позвоночного столба и таза во фронтальной плоскости, растягивающие мышечно-связочные структуры с вогнутой стороны сколиоза и изби­рательно укрепляющие их с выпуклой стороны. Для этого применяют такие, на­пример, упражнения, как специальные формы ползания («медвежьи шаги» на чет­вереньках с опорой на колени и скрестной постановкой рук и др.), обычные висы на снарядах, висы на разновысоких кольцах, смешанные висы на низких снарядах с опорой ногами в боковом положении — так, чтобы тело выгибалось в сторону, противоположную выпуклости сколиоза; висы с грузом, закрепленным на ногах; вытяжение тела в положении лежа боком на наклонной плоскости (в том числе с применением валика, подложенного под выпуклость сколиоза), а также в висе на подмышечных и поясных подвесках; серийные акцентированные наклоны в сторону выпуклости сколиоза с помощью извне и активным наращиванием усилий боковых мышц; статико-кинетические упражнения на силовых тренажерах, связанные с преодолением нормированного сопротивления в начальной фазе наклона в сторо­ну и т. д. Для исправления комбинированных нарушений осанки используют в комплексе соответствующие группы корригирующих упражнений.

Чем значительнее степень нарушения осанки, тем, естественно, больше времени и сил приходится тратить для осуществления воз-


можных коррекций. Далеко зашедшие отклонения требуют, как уже говорилось, специальных лечебных мер, в том числе примене­ния корригирующих упражнений по правилам и нормам, разрабо­танным в методике лечебной физической культуры*.

Само собой разумеется, лучше своевременно предотвратить на­рушения осанки, чем исправлять допущенные. Комплексная про­филактика их обеспечивается совокупностью социально-гигиеничес­ких, педагогических, медико-профилактических и связанных с ними мер, первостепенную роль среди которых играет рациональное фи­зическое воспитание. Одним из неотъемлемых его разделов являет­ся перманентное использование упражнений на осанку и других средств ее оптимизации в повседневном режиме жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.