Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании



В тесной связи с рассмотренными специфическими средствами и методами в физическом воспитании используются общепедаго­гические средства и методы, их специализированные разновидно­сти, а также гигиенические, естественносредовые и другие факторы, позволяющие обеспечить более или менее направленное воздействие на физическое состояние, физическое и общее развитие человека.


Приводимая здесь сжатая характеристика таких средств, методов, факторов дает некоторое представление об их многообразии и осо­бенностях применения в физическом воспитании.

2.1. Методы вербального (речевого) воздействия

Роль слова в любом педагогическом процессе, как хорошо из­вестно, исключительно велика. Практически все стороны деятель­ности педагога, в том числе и в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оцени­вают результаты, направляют поведение воспитываемых. Слово играет вместе с тем необходимую роль в самоосмыслении, само­оценке и саморегуляции ими своих действий. Соответственно раз­нообразны и методы использования слова. Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, об­суждение и т. д.) приобрел в физическом воспитании специфические формы и получил свою конкретизацию. Непосредственно в процесс физического воспитания включаются преимущественно те из них, ко­торые характеризуются лаконичностью речевых форм (наряду со смысловой емкостью), чему способствуют специальная терминология и тесная связь слова с движением. Это отвечает логике построения занятий, согласуется, в частности, с необходимостью обеспечить достаточно высокую моторную плотность их.

К числу специализированных форм и приемов речевого воздей­ствия, широко применяемых при организации урочных занятий фи­зическими упражнениями, относятся: инструктирование (точное, ем­кое объяснение при постановке заданий), указания и команды (отличаясь особой лаконичностью и повелительным наклонением, они служат способами оперативного управления действиями зани­мающихся), сопроводительные пояснения и замечания (лаконичные направляющие комментарии; одобряющие или не одобряющие вы­сказывания по ходу выполнения заданий — непосредственно во время упражнений либо в интервалах между ними), оценочные суждения (оценка выполнения заданий с пояснением ошибок, если они допущены, причин удач или неудач)*.

Особую группу составляют методы и приемы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих воспитываемых: устные сообщения-отчеты, взаиморазъяснения, самопроговарива-ние, самоприказы, самооценки и т. п.

Устные сообщения-отчеты предполагают четкое формулирование выполняющим упражнение своих представлений и ощущений, связанных с решением двигатель­ных задач, краткое информирование об этом преподавателя (по его запросу либо по собственной инициативе) с анализом смысла задач, способов и усло-

* Понятно, что этим перечислением не исчерпывается вся совокупность методов речевого воздействия, применяемых в физическом воспитании. В общем виде они рассматриваются в курсе педагогики.


вий их выполнения. Для преподавателя такие сообщения являются одной из основ­ных форм реализации обратной связи (получения сведений об эффективности применяемых средств и методов обучения, воспитания). Вместе с тем таким путем обеспечивается повышение познавательной активности занимающихся, стимулирова­ние у них процессов самостоятельного анализа, осмысления, обучения. Аналогич­ное значение имеет и большинство других методов этой группы. Одни из них осно­ваны на внешнеречевом общении, и у них больше выражены функции взаимообуче­ния (разъяснение друг другу сути решаемых задач, способов решения, допускае­мых ошибок и т. д., когда упражняющиеся поочередно выступают как бы в роли преподавателя), другие же реализуются во внутреннеречевых формах, связанных с процессами самоанализа, самообучения и саморегуляции. Так, с помощью самопроговаривания (описание в словах, произносимых про себя, последователь­ности движений, основных операций, от которых зависит успех выполнения упраж­нения, и т.д.) могут мысленно моделироваться предстоящие действия, анализиро­ваться и оцениваться предпринятые попытки их выполнения, а с помощью слов-приказов (например, «сильнее», «быстрее», «резко», «плавнее», «держать», «не сги­бать»), подаваемых самому себе в процессе решения двигательных задач, — обес­печиваться самомобилизация и самоуправление. Если в методах, основанных на использовании внутренней речи, гарантирована органическая связь слова, мышеч-но-двигательных представлений и разнообразных проприорецептивных ощущений, то такие методы приобретают характер идеомоторного упражнения.

2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения

Основу этой своеобразной группы методов составляет специ­ально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представ­лений, сформированных в тесной взаимосвязи, для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспе­чение готовности к действию. Отдельные методы и приемы такого рода довольно давно вошли в практику физического воспитания. Это, в частности, идеомоторное упражнение (многократное мыслен­ное воспроизведение двигательного действия с особой концентра­цией внимания на его решающих фазах или неудающихся опера­циях) , эмоциональная самонастройка на предстоящее действие (с помощью живых волнующих образов, привлекаемых из жизнен­ного опыта, литературы, кино и т. д., с тем чтобы создать необхо­димый эмоциональный фон для полной мобилизации) и тому подоб­ные приемы самопобуждения и саморегуляции. Использованию воз­можностей мобилизации психических начал для направленной регу­ляции состояний организма и выявления его функциональных потенций издавна уделялось особое внимание в ряде специально ориентированных на это комплексов упражнений гимнастического типа, в частности в имеющих древние корни индийской «хатха-йоге» и китайской гимнастике «ушу».

В последние десятилетия наблюдается форсированный перенос в физическое воспитание, и особенно в спорт, методов так называе­мой аутогенной тренировки (система регулярно применяемых прие­мов самовнушения), специальных релаксационных и других мето­дов, заимствуемых из психогигиены, психологии и медицины.

Активизировалась и разработка аналогичных методов применительно к задачам специальной психической подготовки спортсмена. Ряд из них объединен в «психоре-


гулирующей тренировке» (ПРТ), включившей методы релаксации, мобилизации и коррекционного моделирования двигательных действий*. Непосредственно в про­цессе физического воспитания эти методы могут находить лишь частичное примене­ние (в виде элементов, отдельных приемов), и лишь постольку, поскольку они согласуются с основным содержанием и логикой построения занятий физиче­скими упражнениями.

2.3. Средства и методы обеспечения наглядности

Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физическом воспитании всей совокупностью воздействий на органы чувств, приводящей к формированию живого образа движений. Но при таком расширительном толковании может исчезнуть грань, отделяющая действительно наглядное (вполне очевидное, образное, чувственно доходчивое) от «не наглядного», хотя и чувственно вос­принимаемого. В приводимом здесь кратком перечне средств и ме­тодов обеспечения наглядности указаны преимущественно те, кото­рые способствуют формированию в первую очередь ясных зритель­ных восприятий, образов, представлений.

Традиционным и особенно часто используемым методом обеспе­чения наглядности в физическом воспитании является показ дви­гательных действий, представляющих собой предмет изучения и со­вершенствования. Обычно их демонстрирует преподаватель или по­мощник в нескольких вариантах (в целом или по элементам, за­медленно или в обычном темпе, с акцентированием отдельных черт движений или ритмической целостности действия и т.д.). Часто наглядность обеспечивается опосредствованно — путем демон­страции наглядных аналогов (моделей, копий, подобий), отобража­ющих те или иные стороны действия (его структуру, биомеханиче­ские характеристики и т.д.), а также условия его выполнения. Такая опосредствованная наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представ­ления, полученные во время непосредственных восприятий. Для это­го используются разнообразные средства и методы. Вот только часть из них:

демонстрация графических и аналогичных наглядных пособий (рисунков, схем, фотографий, контуро-грамм и т. п.), на которых элементы техники и общий способ вы­полнения действий иллюстрируются в статичном отображении. Статичность — существенный недостаток таких пособий, но они имеют и свои достоинства;

предметно-модельная и макетная демонст­рация (например, демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста — снаряд»; демон-

* Более подробно об этом см. в курсе психологии спорта, а также: Г. Д. Горбу­нов. Психопедагогика спорта. М., ФиС, 1986.


страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т.д.);

кино-и видеомагнитофонная демонстрация (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, ви­деомагнитофонных записей выполненных упражнений и т. п.). Одно из важных достоинств этого вида демонстрации состоит в возмож­ности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замедлен­ном темпе («лупа времени»), и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы (стоп-кадры).

Немаловажную роль в обеспечении наглядности непосредствен­но во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров, в частности предметных и симво­лических (например, мячей на подвесках, флажков, мишеней, щи­тов с разметкой, разграничительных линий, которые указывают на­правление, амплитуду и форму траектории движений, точки при­ложения усилий), а также применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений (например, светолидеров в виде последовательно зажигающихся электроламп, расположенных вдоль беговой дорожки или по дну плавательного бассейна, механических лидеров в виде самодвижущихся уст­ройств) . Наглядность в широком смысле обеспечивается и рядом аппаратурных средств и методов (см. следующий раздел), помо­гающих отчетливо «прочувствовать» выполняемые движения, нап­равленно активизировать различные ощущения и восприятия (кинестетические, слуховые, тактильные, зрительно-двигательные и вообще сенсомоторные).

2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение

Совершенствование методики физического воспитания в наше время идет под все более мощным воздействием научно-техниче­ского прогресса. Одна из основных тенденций при этом — внедрение современных технических средств и методов их применения, направ­ленных на оптимизацию процессов формирования и совершен­ствования двигательных навыков, а также управление эффектом упражнений (обзор — см. лит. 2). Эта тенденция проявляется прежде всего в создании разнообразных обучающих и трениру­ющих устройств, в которых находят свое воплощение идеи приклад­ной кибернетики. С привлечением новых технических средств совер­шенствуются и традиционные методы физического воспитания.

Значительная часть технических средств типа тренажеров при­меняется с целью обеспечить строго направленное «прочувствова­ние» движений в специально созданных условиях и способствовать тем самым формированию рациональных двигательных действий. Как известно, чрезвычайно важную роль в управлении движени­ями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу не очень определенные («темное мышечное чувство», по выражению И. М. Сеченова), уточняются


в процессе освоения двигательных действий и занимают в конеч­ном счете ведущее место в общем комплексе ощущений, состав­ляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Тренажеры, извне направляя движения по заданным параметрам, облегчают тем самым формирование нужных мышечно-двигательных ощуще­ний (например, гимнастические тренажеры с механическими устрой­ствами, задающими направление и импульс вращения; тредбаны для бегунов и лыжников, снабженные устройствами, регулирующи­ми продолжительность, темп и ритм движений). Особенно сущест­венное значение для строго управляемого формирования целесо­образных двигательных навыков приобретают тренажеры, оснащен­ные быстродействующей регистрационной, программирующей и ин­формационной аппаратурой (тензометрическими регистраторами, электронными датчиками, светосигнальными и цифропечатающими устройствами и т.д.).

Совершенствование методов обучения двигательным действиям и оперативного контроля за правильностью их выполнения связано в значительной мере с разработкой педагогически оправданных способов использования быстродействующих автоматизированных устройств, которые позволяют реализовать принцип сроч­ной информации в управлении движениями*. Этот принцип предусматривает экстренное сообщение выполняю­щему действие объективно зарегистрированной информации о па­раметрах его движений для коррекции (если возникают отклоне­ния) и точного соблюдения заданных параметров. В ряде совре­менных аппаратурных устройств и методик, реализующих данный принцип, обеспечивается автоматизированная мгновенная регистра­ция и передача информации, а также сличение наблюдаемых и за­данных параметров движений с выдачей информации о допуска­емых рассогласованиях.

Вот несколько примеров. В спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-информационное устройство (тензометрические стельки, электронные пе­редающие и сигнальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухопорной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы. Для оптимизации процеса формирования и совершенствования техники гимнастических упражнений создана целая группа автоматизированных контрольно-измерительных и коррекционных устройств, обеспечивающих срочную информацию о параметрах движений на снарядах (тензометрические и фотометрические приспособления, устанавливаемые на перекладине, брусьях и других гимнастичес­ких снарядах или рядом с ними и соединенные с сигнальными приборами). В не­которых устройствах, применяемых в тренировке легкоатлетов, срочная информа­ция о величине и динамике проявляемых усилий (например, при толкании ядра, стартовом разгоне в спринте) подается в форме звукового сопровождения движе­ний: модулированный звук, который генерируется специальной аппаратурой, соеди­ненной с электронно-тензометрическим приспособлением, создает как бы звуковую картину прилагаемых усилий, помогающую контролировать и корректировать их. Во всех этих примерах одним из существенных моментов является то, что в сенсор­ный контроль за движениями благодаря информационным устройствам активно включаются и те органы чувств (слуховой, зрительный анализаторы), контролирую-

* Идеи, положенные в основу этого принципа и его практического приложе­ния, впервые выдвинуты проф. В. С. Фарфелем (см. подробнее: В. С. Фарфель. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975).


шие функции которых в естественных условиях выполнения указанных упражне­ний так или иначе ограничены или не могут обеспечить достаточно точную инфор­мацию.

В настоящее время реализуется также идея использования уст­ройств, рассчитанных на автоматизированное оперативное програм­мирование некоторых параметров двигательной деятельности в со­четании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы. Одним из первых шагов в этом направлении явилось применение портативных автокардиолидеров, которые программируют режим упражнений циклического характера по ЧСС, сличают заданную ЧСС с фактической, регистрируемой автоматически у спортсмена, и информируют его звуковыми сигналами в случае отклонения от программы*. Разработан и ряд других аппаратурных методик и це­лых кибернетических комплексов, воплощающих идеи автоматизи­рованного программирования и контроля двигательной деятель­ности непосредственно по ходу ее осуществления. Правда, пока они не получили достаточно широкого распространения из-за отсутст­вия налаженного производства необходимой аппаратуры.

По мере дальнейшего внедрения в физическое воспитание научно-технических достижений методики обучения движениям и воспитания физических способностей, несомненно, будет совершен­ствоваться при широком использовании кибернетических подходов, технических средств, автоматизированных комплексов. Это не бу­дет, конечно, означать умаления ведущей роли педагога, а, наобо­рот, высвободит его силы для решения действительно творческих задач обучения и воспитания.

2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании

Большое значение в физическом воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздуш­ная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания: 1) организация заня­тий физическими упражнениями непосредственно в условиях при­родной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т.д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в слу­чае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха); 2) организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздуш­ных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровитель-

* Подробнее см., напр., В. М. Зациорский. Кибернетика, математика, спорт. М., ФиС, 1969.


ного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь. Естественносредовые факторы только тог­да приобретают значение средств физи.ческо-го воспитания, когда их воздействие упорядо­чено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которых на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным*.

Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов внешней среды в процессе физического воспитания является повышение резистентности (сопротивляемости, устойчивости) организма по отношению к не­благоприятному воздействию этих факторов в случае их резкого колебания. Но что­бы обеспечить это, должно быть гарантировано постепенное усиление воздей­ствующих факторов, не нарушающее меру приспособительных возможностей орга­низма. Систематическая адаптация к непривычным условиям природной среды (например, в горах) в сочетании с регулярными физическими упражнениями мо­жет привести к неординарному общему подъему уровня работоспособности (не случайно, например, тренировка в среднегорье вошла составной частью в сов­ременную систему подготовки спортсменов высокого класса). Очень важно, что ой имеет как бы генерализованный характер — проявляется не только в тех условиях, какие его вызвали, но и в иных, в том числе в разнообразных условиях трудовой и военной деятельности. Понятно, какое это имеет значение в прикладном отно­шении.

Есть и еще один аспект, который важно иметь в виду при оценке роли естественносредовых факторов в физическом воспитании. Про­ведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворным влиянием на эмоциональный мир человека в немалой степени обусловливает привлекательность занятий, пробуждает позитивные эмоции, способствует формированию здоровых эстетических вос­приятий.

Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содейст­вующих реализации задач физического воспитания, одни, как из­вестно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъ­являемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отды­ха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудо­вания, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.). Ясно, что в со­вокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на ох­рану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физического воспитания, являют­ся, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимиза­ции восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое

* Проблематика и правила гигиенически оправданного использования этих факторов специально рассматриваются в соответствующих разделах курса гигиены.


облучение, сауна, массаж и т. д.). Хотя гигиенические факторы не относятся, строго говоря, к специфическим средствам физическо­го воспитания, их содействующее значение трудно переоценить. В физическом воспитании, как указывалось, предусматривается ов­ладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формиро­вание навыков практического использования их.

Литература

1. Л е с г а ф т П. Ф. Собр. пед. соч. М., ФиС, 1951 — т. 1, 1952 — т. 2.

2. А л а б и н В. Г., С крип ко А. Д. Тренажеры и тренировочные устрой­ства в физической культуре и спорте. Минск, Вышейшая школа, 1979.

3. Шолих М. «Круговая тренировка» (теоретические, методические и орга­низационные основы одной из современных форм использования физических упраж­нений в школе и спортивной тренировке). Пер. с нем. под общ. ред. Л. П. Матвеева. №., ФиС, 1966.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.