Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их



2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании

2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании

Генеральная цель, выдвигаемая обществом в сфере воспитания на многолетнюю перспективу и намечающая общий результат вос­питания, обусловлена коренными социальными потребностями. В подлинно гуманном обществе она вытекает в конечном счете из необходимости создания и все более полного использования возрас­тающих социальных возможностей для всестороннего развития че­ловека, что предполагает ориентацию всех слагаемых системы вос­питания на формирование «гармонично развитой общественно ак­тивной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мораль­ную чистоту и физическое совершенство»*. Соответственно в сис-

* Программа КПСС (новая редакция). Материалы XXVII съезда Комму­нистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1986. с. 163.

И


теме физического воспитания, составляющей неотъемлемую часть социалистической системы воспитания, преследуется цель — на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального фи­зического развития людей, всестороннего со­вершенствования свойственных каждому че­ловеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характе­ризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной тру­довой и другим общественно важным видам деятельности.

При конкретизации данной кардинальной цели учитываются как индивидуальные интересы свободного, неограниченного развития личности, так и практические нужды общества. При этом прак­тическая ориентация цели исходит в первую очередь из объек­тивных требований, предъявляемых к физическому развитию и фи­зической подготовленности человека в основной сфере его жизнеде­ятельности — в сфере труда.

Известно, что прогресс общественного производства законо­мерно изменяет место и функции человека в процессе труда, рас­ширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыкам, способностям. Как предвидели еще основоположники на­учного коммунизма, на определенном этапе исторического развития общества перед ним неизбежно возникает проблема «частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом»*. Реаль­ные возможности решить эту проблему в отношении всей массы трудящихся появятся лишь в обществе высшего уровня развития. Но уже при социализме в условиях научно-технической револю­ции и радикальных изменений образа жизни постепенно все более проявляются такие тенденции в изменении характера труда, как ликвидация узкого разделения трудовых функций, увеличение активно-регулирующих и творческих начал в трудовой деятельнос­ти, тесное соединение физического и умственного труда. В резуль­тате расширяется диапазон требований к развитию и подготовке работников производства. Освобождая их от изнурительных затрат физических сил, технический прогресс отнюдь не освобождает от необходимости оптимальной физической подготовки к трудовой де­ятельности. Это становится ясным, если принять во внимание хотя бы следующие обстоятельства.

Одним из решающих условий высокой продуктивности труда был и остается высокий уровень общей работоспособности, бази­рующийся на крепком здоровье и нормальном (соответствующем естественным закономерностям) физическом развитии человека.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, М., Политиздат, с. 499.

!2


Вместе с тем в условиях современного материального произ­водства к физическим и непосредственно связанным с ними спо­собностям работников предъявляются новые требования. Все боль­ше видов труда требуют вместо грубых физических усилий тонко скоординированных и точно рассчитанных двигательных действий, вместо немногих сугубо стереотипных навыков — способности ов­ладевать все новыми усовершенствованными формами движений. Уже в числе существующих профессиональных специальностей не­мало таких, мастерство и производственные достижения в которых существенно зависят, образно говоря, от утонченной культуры дви­жений (как, например, у наладчиков сложных промышленных аг­регатов или испытателей новой техники, в частности авиацион­ной). Во многих современных трудовых процессах требуются так­же повышенная лабильность и устойчивость функций органов чувств (анализаторов), общая психофизическая выносливость и ряд других физических и непосредственно связанных с ними спо­собностей. В перспективе, как показывают серьезные социальные прогнозы, усилится тенденция к совмещению и динамическому об­новлению профессиональных специальностей, что потребует соот­ветствующего изменения характера профессиональной подготовки, в том числе физической. Особенно высоким и разносторонним тре­бованиям должны будут удовлетворять те, кто возьмет на себя решение труднейших задач по освоению новых сфер жизнедеятель­ности (что сейчас уже можно видеть на примере требований, предъявляемых к космонавтам). Таким образом, технический прог­ресс в сфере труда не снимает, а в определенном аспекте усугуб­ляет необходимость физической подготовки к трудовой деятель­ности, хотя и в ином, чем прежде, отношении.

В целевых установках, выдвигаемых современным социалистиче­ским обществом перед системой физического воспитания, пока не могут не находить своего отражения и те требования практического характера, которые вытекают из оборонных функций общества и государства. Хотя наше общество в лице своего государства по­следовательно проводит политику мира, предотвращения войн, раз­рядки международной напряженности, международного сотрудни­чества, оно оказалось бы нежизнеспособным, если бы пассивно относилось к опасности развязывания войны со стороны агрес­сивных сил.

Практика современного военного дела свидетельствует, что од­ним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остает­ся физическая подготовленность воина. Объективно требования к ней с прогрессом военной техники не уменьшаются, а возрастают. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной мобилизации духовных и физиче­ских сил. В связи с этим, а также в связи с необычайным увеличе­нием мобильности войск, повышением удельного веса в них таких родов войск, как авиационные, авиадесантные, танковые, атомный


подводный флот, новыми тактическими и стратегическими услови­ями военных действий (глобальные масштабы вероятных боевых операций и др.), несомненно, возрастает роль специализирован­ной военно-прикладной физической подготовки. Ее совершенство­вание применительно к новым условиям позволяет создавать необхо­димые предпосылки эффективной воинской службы, вооружать во­ина нужными в ней двигательными умениями и навыками, увели­чить степень функциональной устойчивости организма к действию стрессовых факторов боевой обстановки, воспитывать выносливость и другие физические качества, крайне важные в военных испы­таниях.

Итак, прикладная ориентация цели, преследуемой в системе физического воспитания, как и во всей системе воспитания, обус­ловлена вполне определенными общественными потребностями, ко­торые коренятся в сфере труда и пока еще имеют отношение к военному делу. Не случайно комплекс основных программно-нормативных установок прикладного характера в советской систе­ме физического воспитания введен под девизом «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

Имея такую прикладную ориентацию, система воспитания в под­линно гуманном обществе должна быть нацелена вместе с тем на неограниченное, всестороннее развитие человека, ибо в своем выс­шем выражении «призвание, назначение, задача всякого чело­века — всесторонне развивать свои способности»*, как того требу­ют в конечном счете закономерности общественного прогресса. По­нятно, что возможности реализации цели в этом главном ее смыс­ле зависят от конкретных социальных условий. На современном этапе развития социалистического общества, этапе его коренной перестройки, преобразование системы воспитания в нем, в том чис­ле и системы физического воспитания, предусматривает, как извест­но, радикальное усиление ее роли в обеспечении всестороннего гармоничного развития каждого члена общества.

2.1.2. Основные задачи

Рассмотренная цель конкретизируется в целом комплексе за­дач, которые, являясь как бы отдельными слагаемыми цели, выра­жают ее применительно к разделам многогранного процесса воспи­тания, этапам возрастного развития воспитываемых, уровню их подготовленности, конкретным условиям достижения намеченных результатов. Задачи в процессе физического воспитания можно подразделить с известной условностью на специфические и обще­педагогические.

Специфические задачи.Основными из решаемых в процессе физического воспитания специфических задач являются: 1) за­дачи по оптимизации физического развития человека в направ­лении всестороннего развития свойственных ему физических ка­честв, совершенствования двигательных способностей, упрочения и

* К. М аркс и Ф.Энгельс. Соч.. М.. Политиздат, т. 3, с. 2.S2.


многолетнего сохранения здоровья; 2) специфические образователь­ные задачи, предусматривающие системное формирование необхо­димого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, на­выков и связанных с ними знаний («физического образования»). Конкретнее говоря, суть этих двух групп задач, выражающих специфическую направленность физического воспитания, состоит в следующем.

Первая группа задач. Назначение физического воспитания зак­лючается, кроме прочего, в том, чтобы в меру объективных воз­можностей обеспечить оптимальное развитие присущих человеку физических к а ч е с т в. «Физи­ческими качествами» принято называть врожденные (унаследован­ные генетически) морфофункциональные качества, благодаря кото­рым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Разумеется, отличия такого рода качеств человека от иных его качеств относительны, поскольку в действительности все они органически сопряжены друг с другом, но различать их нужно подобно тому, как различают физический и не физический труд, физическую культуру и другие стороны куль­туры и т. д.

К физическим качествам индивида издавна относят мышечную силу, быстроту, выносливость и некоторые другие аналогичные по своей природе качества (такие, в частности, как гибкость). Ис­следования, особенно интенсивно развернутые в последние десяти­летия, расширили и углубили представления о функциональных и структурных основах такого рода качеств и о свойствах орга­низма, лимитирующих их проявления в различных видах двига­тельной деятельности. При этом выявились как бы выпадавшие ранее из внимания «разновидности» данных качеств и их своеобраз­ные сочетания в виде комплексных физических способностей, что позволило составить более полную и вместе с тем дифференци­рованную характеристику их. Среди физических качеств и произ­водных от них способностей человека особенно существенно влияют на результативность двигательной деятельности силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные ка­чества и способности, общая и специфическая выносливость*.

Понятия «физические качества» и «физические способности» в определенном отношении совпадают, однако они не тождествен­ны. Физические качества человека составляют качественную осно­ву его физических способностей, иначе говоря, характеризуют их качественное своеобразие. Последние в этом отношении правомерно

* Обзор существующих представлений о комплексе физических качеств чело­века и связанных с ними способностях см., напр., В. М. Зациорский: Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970; «Вопросы антропомоторики в физическом воспитании и спорте» (С. Челиковски с соавт. Карлов университет), Прага, 1978. Краткая характеристика основных физических качеств, определяющих двигатель­ные способности человека, дана в главах настоящего учебника, посвященных вос­питанию данных качеств, способностей (гл. V—VIII).


рассматривать как производные от физических качеств*. Вместе с тем физические способности не сводятся лишь к физическим качествам. Проявляясь в деятельности как двигательные способ­ности, они практически неотделимы от двигательных умений и навыков, приобретаемых в жизни в результате обучения или самонау­чения способам деятельности, формируются и совершенствуются в единстве с ними. То есть физические способности как двига­тельные способности представляют собой своего рода комп­лексные образования, основу которых составляют физические ка­чества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.

В основе всего многообразия двигательных способностей чело­века лежит, как уже говорилось, совокупность тех его естест­венных качеств, коренящихся в телесной структуре и функци­ях его организма, благодаря которым он располагает воз­можностями проявлять силу, быстроту и мощность в движениях, придавать им необходимый размах и координировать их в составе двигательных действий, выполнять продолжительную физическую ра­боту, несмотря на возникающее утомление. От уровня развития данных качеств в решающей мере зависит, насколько человек способен осуществлять двигательную деятельность, строить ее в разнообразных формах, достигать в ней определенных результатов. Не случайно задачи по оптимизации развития этих качеств яв­ляются в физическом воспитании задачами первостепенной значи­мости.

Рассматриваемые задачи имеют вместе с тем аспект, вытекаю­щий из необходимости в полной мере использовать факторы физической культуры для укрепле­ния и многолетнего сохранения здоровья. Хотя понятие «здоровье» пока все еще не получило строго научного истолкования*, принципиально не вызывает сомнений, что то, что подразумевается под «физическим здоровьем», во многом — а воз­можно, и главным образом — обусловлено полноценным физиче­ским развитием индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способ­ностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. Отсюда, однако, не следует, что задачи по упрочению здоровья и задачи по воспитанию двигательных способностей целиком совпа­дают и реализация их не имеет своих особенностей. В част­ности, задачи по закаливанию организма (повышению его сопро­тивляемости неблагоприятным воздействиям среды) и по приобще-

* Термин «способности», как известно, неоднозначен. В соответствии с терми­нологией, принятой в учебнике, под «физическими способностями» подразумева­ются те из свойственных человеку возможностей, реализуемых в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества. Их специфика и взаимосвязь в общем виде охарактеризованы выше.

** Примечательные суждения по этому поводу см., напр., в кн. Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье». М., 1978.


нию к здоровому образу жизни в целом имеют самостоятельное оздоровительное значение, реализация их в процессе физического воспитания предполагает, кроме прочего, специально ориентиро­ванную на это систему мер физкультурно-гигиенического характера.

Вместе с основными задачами, решаемыми с целью оптимизиро­вать индивидуальное физическое развитие, в физическом воспитании предусматриваются и определенные задачи по совер­шенствованию телосложения. Речь идет, разуме­ется, не об искусственном нивелировании индивидуальных особен­ностей телосложения по неким стандартным или модным канонам телесной красоты, а о содействии естественно-нормальному, неис­каженному формированию телесных форм на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей чело­века. В действительно рациональной системе физического воспита­ния таким задачам не придается доминирующего значения (в от­личие от культуристских течений, стремящихся к безмерному на­ращиванию мускулатуры ради демонстрации ложно понятой те­лесной мощи), но было бы неверным считать, что такого рода задачи вообще несущественны.

Совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершен­ство функций организма. Являясь одним из естественных выраже­ний нормального физического развития человека, черты телесной красоты внешне свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют и эстетическую ценность. Не случайно образы телесной красоты с давних времен вошли в эстетические представления человечества — еще в Древней Греции они получили свое воплощение в знаменитых произведениях искусства, до сих пор пленяющих наше воображение («Гермес» Праксителя, «Апоксимен» Лисиппа, «Дискобол» Мирона, «Копьеметатель» Поликлета, «Ку­лачный боец» Аполлония и т. д.). Тем не менее стремление при­дать своему телу впечатляющие формы оправдано лишь постольку, поскольку это не становится самоцелью, а подчинено интере­сам всестороннего развития деятельностных сил, основных жиз­ненно важных качеств и способностей. Принципиально такая по­зиция должна быть определяющей в постановке и реализации задач по совершенствованию телосложения, в частности по целесо­образному регулированию объема мышц, веса тела и т. п. В опре­деленных случаях эти задачи могут иметь и лечебно-профилакти­ческий, и лечебно-корригирующий аспекты (исправление осанки, борьба с плоскостопием и т. д.).

В целом задачи по оптимизации индивидуального физического развития решаются на всем протяжении многолетнего процесса физического воспитания; конкретное же содержание их в различ­ные периоды возрастного развития не остается, конечно, неиз­менным. Последовательно сменяющие друг друга периоды возраст­ного развития человека — ранний детский (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, зрелости и старения — разли­чаются наряду с другими особенностями неодинаковыми возмож­ностями и тенденциями физического развития. Наиболее значи-


тельные поступательные изменения форм и функциональных воз­можностей организма происходят в силу естественных законо­мерностей возрастного развития в периоды, предшествующие зре­лому возрасту, затем наступают периоды относительной стабили­зации форм и функций, сменяемые периодами возрастной инволю­ции, когда определенные морфофункциональные свойства организ­ма постепенно регрессируют*. Этот жизненный цикл воспроизводится от поколения к поколению, повторяясь в соответствии с тенденци­ями, характерными для возрастных периодов, и вместе с тем изме­няясь в определенных чертах в зависимости от конкретных усло­вий индивидуального развития. Естественно, что в физическом воспитании задачи по оптимизации физического развития воспиты­ваемых нужно ставить и решать применительно к особенностям периодов возрастного развития. В периоды, предшествующие воз­растной стабилизации форм и функций организма, когда он осо­бенно пластичен и восприимчив к развивающим воздействиям, име­ются наибольшие возможности для реализации задач по обеспече­нию направленного высокодинамичного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей. По мере возрастного созревания индивида все более актуальными становятся задачи предотвращения утраты достигнутых сдвигов в развитии физических качеств и совершенствования двигатель­ных способностей в индивидуально избирательном направлении. По мере же старения ведущее значение в физическом воспита­нии приобретает установка на противодействие возрастному рег­рессу физической дееспособности, минимизацию его степени, возможное поддержание определенного уровня физической работо­способности и нормального состояния организма в течение многих лет.

Вторая группа задан. Эту группу специфических задач, ре­шаемых в процессе физического воспитания, составляют специ­альные образовательные задачи. Основные из них состоят в том, чтобы;

— сделать достоянием каждого человека базовые знания научи о-п рактического харак­тера, накопленные в сфере физической к у л ь-туры;

— обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных уме­ний и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

Образовательная направленность физического воспитания, как и любого процесса воспитания — образования, обеспечивается в первую очередь планомерной передачей (обучающим) и последо­вательным усвоением (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их. Совре-

* Подробнее о классификации периодов возрастного развития и характеристике возрастных изменений форм и функций организма см., в частности; в кн. «Воз­растная физиология». Л.. Наука, 1975.

IS


менные программы физического воспитания предусматривают приобщение воспитываемых к довольно широкому кругу физкуль-турно-образовательных знаний. Это знания о. сущности физичес­кой культуры, ее значении для личности и общества, принци­пах и правилах рационального использования ее ценностей; это и знания сугубо прикладного характера, являющиеся необходи­мой предпосылкой осознанного формирования двигательных умений и навыков, эффективного использования физических способностей в жизни, а также другие знания, имеющие отношение к физи­ческой культуре, в том числе физкультурно-гигиенические.

С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспита­нием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствова­нию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Образо­вательный смысл таких задач хорошо показал еще П. Ф. Лес-гафт, создавший учение о «физическом образовании». Он подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограничи­вать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого «изоли­ровать отдельные движения и сравнивать их между собой, созна­тельно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, прео­долевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говря, приучиться с наименьшим трудом в возможно мень­ший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу»*.

Важность этих задач обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, «полученные им от природы», так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными спо­собами выполнения двигательных действий, двигательными умени­ями и навыками. Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движениями, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двига­тельных способностей**. От системного формирования их в процес­се физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.

Естественная последовательность в формировании индивиду­ального фонда двигательных умений и навыков такова, что вначале, на базе врожденных двигательных возможностей и элементар­ных движений, образуются относительно простые двигательные уме­ния, которые по мере закрепления переходят в двигательные на­выки первого порядка; затем на их основе в зависимости от дина­мики индивидуального физического развития формируются более сложные двигательные умения, переходящие по мере упрочения в

* П. Ф. Л ее г а ф т. Собр. пед. соч.. т. I. M., ФиС, 1951, с. 295. ** Характеристика соотношения двигательных действий, двигательных умений и навыков дана в гл. IV.


двигательные навыки более высокого порядка. С увеличением чис­ла и разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков возрастает возможность быстрого становления новых практических умений, требующихся в жизни, развивается способность целесо­образно преобразовывать двигательные действия, совершенствовать их. Эти закономерности учитываются при решении образователь­ных задач на последовательных этапах многолетнего физического воспитания. На первых этапах предусматривается обеспечить базо­вое физическое образование — системное формирование исходных и основных жизненно важных двигательных умений и навыков (в ходьбе, беге, действиях с предметами, преодолении предмет­ных препятствий и т. д.); на следующих этапах решаются задачи по обогащению индивидуального фонда данных умений и навыков в аспекте общего физического образования, создающего этот фонд в объеме, необходимом в жизни, и по углубленному совершенствованию умений, навыков в аспекте специализации в тех или иных избранных видах двигательной деятельности (в част­ности, спортивной). При этом имеется в виду путем многоступен­чатого обучения сформировать и усовершенствовать как те дви­гательные действия, которые находят постоянное применение (так называемые прикладно-бытовые и профессионально-прикладные), так и те, которые хотя и не характеризуются такой приклад-ностью, тем не менее имеют ценность как эффективные средства разностороннего физического образования и воспитания физических способностей (именно в этом отношении ценны многие двигатель­ные действия, входящие в состав гимнастических, игровых и спортивных упражнений).

Охарактеризованные две группы специфических задач (зада­чи по оптимизации индивидуального физического развития и специ­фические образовательные задачи) тесно взаимосвязаны, но не сводимы друг к другу ни логически, ни в их практической реали­зации. Их нужно различать, поскольку они относятся к объек­тивно отличающимся друг от друга сторонам физического воспи­тания. Вместе с тем надо иметь в виду органическую взаимо­связь и взаимозависимость реальных результатов осуществления данных задач в фактически неделимом процессе обучения и воспи­тания.

Общепедагогические задачи.В единстве с рассмотренными специфическими задачами в процессе физического воспитания ре­шаются задачи социального формирования личности, воспитания членов общества, преданных его идеалам и отстаивающих его интересы. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей социаль­ной системой воспитания как особо значимые. Решать их приз­ван каждый педагог независимо от его узкопрофессиональной специализации (в этом смысле их и можно назвать «общепедаго­гическими») .

Важнейшими из них в социалистической системе воспитания являются, как известно, задачи, предусматривающие нравственное, идейно-п олитическое и трудо-


вое воспитание членов общества. В этом находит свое выражение магистральная направленность воспитания созна­ния и поведения личности в условиях социализма на пути к высшей стадии социального строительства. От того, насколько целеустремленно, последовательно и действенно обеспечивается в процессе воспитания формирование активной жизненной позиции личности в соответствии с высокогуманными идеалами, принци­пами и нормами поведения, в решающей мере зависит общий социально полезный эффект каждого отдельного вида воспитания, в том числе и воспитания физического. Какими бы значимы­ми ни представлялись результаты, достигаемые воспитанием фи­зических качеств и двигательных способностей индивида, они могут оказаться по меньшей мере бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления прило­жить свои силы на благо общества. Иначе говоря, общественно полезный эффект физического воспитания определяется кроме прочего тем, насколько тесно соединены физическое и нравст­венное воспитание.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по воспитанию воли, позитивных ка­честв характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физи­ческого и духовного развития человека позволяет в ходе физи­ческого воспитания эффективно решать и эти задачи. Разумеется, многогранное формирование личности обеспечивается не только в процессе физического воспитания — это общесоциальная проб­лема, однако полноценно решить ее без физического воспитания, равно как и без органического соединения его с другими вида­ми (сторонами) воспитания, невозможно. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонично­го развития человека*.

2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания

Основные аспекты конкретизации задач.Конкретная поста­новка задач, обобщенно сформулированных в разделе 2.1.2, пред­полагает последовательную детализацию их содержания в ряде аспектов, отношений. На рис. 2 изображена схема**, которая пока­зывает, что конкретизация задач в многолетнем процессе фи­зического воспитания идет в аспекте практических профилирую­щих направлений, принятых в системе физического воспитания, и вместе с тем в аспектах, которые вытекают из необходимости

* Подробнее о связях физического воспитания с другими видами воспитания и решаемых с учетом этих связей педагогических задачах см. в гл. IX.

** В схеме представлены лишь основные аспекты конкретизации специфиче­ских задач, решаемых в физическом воспитании; более детально они рассматри­ваются в последующих главах учебника.


" Шкала времени" (годы жизни)

Рис. 2. Основные аспекты конкретизации общих задач, решаемых в процессе много­летнего физического воспитания

дифференцированной постановки задач применительно к реальным особенностям, отличающим различные контингента воспитываемых и каждого индивидуально. Наряду с этим задачи конкретизируют­ся во временном аспекте, т. е. последовательно детализируют­ся во времени применительно к периодам, этапам и иным следующим друг за другом звеньям процесса физического воспита­ния.

В соответствии с практическими профилирующими направления­ми системы физического воспитания решаемые в ней общие за­дачи получают конкретное преломление по профилю общей физи­ческой подготовки, профессионально-прикладной физической подго­товки и спортивной тренировки. Иначе говоря, руководствуясь в качестве исходных общими задачами, на реализацию которых наце­лена вся система физического воспитания, надо соотносить их с названными профильными направлениями, сложившимися в прак­тике физического воспитания, и соответственно дифференцировать. Так, типичными в общей физической подготовке являются задачи, предусматривающие широкое физическое образование и достиже­ние (или поддержание) базового уровня всестороннего развития жизненно важных физических способностей. В рамках профессио­нально-прикладной физической подготовки и спортивной трениров­ки особое внимание уделяется задачам избирательного углублен­ного совершенствования двигательных умений, навыков и способ­ностей, необходимых для достижения достаточно высоких резуль­татов в деятельности, избранной в качестве предмета професси­онально-трудовой либо спортивной специализации, что, однако, не исключает дальнейшей реализации задач общей физической подго­товки.

Индивидуализированная конкретизация за-


дач, решаемых в физическом воспитании, предполагает деталь­ное соотнесение их с теми индивидуальными возможностями и особенностями воспитываемых, от которых зависит реализация выд­вигаемых задач. Суть дела заключается в том, чтобы, исходя из общих целевых установок, в каждом конкретном случае поста­вить индивидуально доступную задачу, трудность решения которой соответствовала бы реальным возможностям индивида на текущем этапе его развития и вместе с тем стимулировала бы его разви­тие. Такая конкретизация задач — дело, конечно, не простое, осо­бенно при организации учебно-воспитательного процесса в форме широко практикуемых коллективных (групповых и т. п.) заня­тий, но необходимое и возможное при условии квалифицирован­ного учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей и уровня подготовленности воспитываемых.

Конкретизировать задачи во временном аспекте — значит соотнести их со временем, объективно необ­ходимым и благоприятным для их решения, рассчитать масштабы этого времени и целесообразную последовательность решения част­ных задач. Хотя решение рассмотренных выше общих задач наме­чают на весь многолетний процесс физического воспитания (как перманентных в этом смысле), в конкретном выражении они долж­ны быть динамичными, изменяющимися с течением времени по мере реализации входящих в них частных задач. Каждая доста­точно крупная долговременная задача при планировании хода ее выполнения подразделяется на ряд частных (парциальных) задач, для последовательной реализации которых нужны определенные сроки — от сравнительно коротких (например, ограниченных про­должительностью отдельных занятий) до весьма длительных (на­пример, месячных, годичных и более). Отсюда и возникает проб­лема целесообразного распределения комплекса частных задач во времени: требуется, чтобы в зависимости от сроков и других предпосылок, объективно нужных для решения каждой отдель­ной задачи, все они были бы верно представлены в масштабе реального времени, соотнесены с его необходимыми затратами и спланированы в оптимальной последовательности.

Сроки и порядок решения ряда задач во многом зависят, ко­нечно, от закономерностей возрастного развития организма, в том числе от закономерной сменяемости возрастных периодов, отлича­ющихся неодинаковыми тенденциями естественного изменения фи­зических качеств человека и сопряженных с ними двигательных способностей. В частности, задачи, предусматривающие достиже­ние особенно значительных сдвигов в развитии физических ка­честв и двигательных способностей различного характера (скорост­ных, силовых, двигательно-координационных, выносливости, гибко­сти), нужно планировать с учетом так называемых сенсетивных («чувствительных») периодов возрастного развития, когда в силу естественного созревания форм и функций организма склады­ваются наиболее благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества, способности. Сроки решения конк-


ретных задач зависят также от степени реальных трудностей, которые необходимо преодолеть на пути к выполнению той или иной задачи, способов и условий ее реализации, уровня подготовлен­ности и индивидуальных особенностей развития воспитываемых.

Из сказанного понятно, что вполне конкретно поставить каж­дую отдельную задачу можно лишь в конкретной ситуации ее реше­ния. В унифицированных программах физического воспитания, рас­считанных на широкие контингенту (школьные, вузовские, армей­ские и т. д.), задачи формулируют в обобщенном виде, более конкретно их ставят в рабочих планах и других материалах пла­нирования занятий, организуемых для определенной группы зани­мающихся, наиболее конкретно — при выработке индивидуальных установок-заданий. Конкретность в постановке задач должна полу­чать свое выражение не только в четкой определенности их смыслового содержания, но и в четкой очерченности тех количест­венных результатов, каких требуется достичь, чтобы решить зада­чи (когда, конечно, есть к тому реальные возможности).

Нормативы как унифицированное количественное выражение за­дач, решаемых в физическом воспитании.Проблема четкой коли­чественной постановки задач в педагогической теории и практике не получила пока достаточно полной разработки. Прежде всего это обусловлено ее неординарной сложностью. Есть, однако, и причины иного порядка, связанные с прежней недооценкой точных количест­венных критериев в сфере педагогической деятельности. С горечью иронизируя по этому поводу, известный английский педагог тревож­но констатировал: «Если бы инженеры строили мосты, врачи лечили людей, а юристы судили обвиняемых с такой склонностью к по­верхностным обобщениям и таким отсутствием убедительных обо­снований, какие мы встречаем порой в педагогике, то все мосты давно бы рухнули, пациенты умерли, а невиновные были бы повешены»*.

В физическом воспитании сейчас довольно широко практикуются нормативные способы количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения. Термины «норма», «норматив» в коли­чественно-регламентирующем смысле, как известно, означают оп­ределенную величину-меру, принимаемую за унифицированный по­казатель того, что должно быть достигнуто в результате деятель­ности**. Совокупность норм, соразмерных с различными уровня­ми результатов (от начальных до предельных), представляют собой как бы последовательные ступени восхождения по лестнице дости­жений. Нормы, если они верно соотнесены с задачами и услови­ями их реализации, количественно четко указывают граничные и промежуточные параметры на пути к цели, тем самым служат ясными ориентирами на этом пути, в количественной форме кон-

* Цит. но км. Л. Б. Ительсона «Математические и кибернетические методы в педагогике». .VI., Просвещение, 1964, с. 21.

** Это не следует смешивать с качественным пониманием норм как принципов и других узаконенных, положений, регулирующих межчеловеческие отношения и поведение человека в обществе (нравственные нормы, юридические нормы и т.п.).


кретно выражающими предстоящие задачи. Вместе с тем нормы име­ют и контрольно-оценочное значение: по выполнению либо недовы­полнению их можно с известной определенностью судить о том, как идет реализация поставленных задач, соответствует ли ход физи­ческого воспитания намеченному, какова эффективность применен­ных в нем средств и методов, насколько удалось повлиять благо­даря их применению на динамику физического развития и физи­ческой подготовленности воспитываемых. С учетом всего этого в те­ории и практике физического воспитания проблеме разработки адекватных нормативов уделяется возрастающее внимание.

Разумеется, далеко не все задачи в воспитании могут быть выражены в количественно-нормативной форме; ряд задач по во­спитанию сознания и нравственных качеств личности вообще не подлежит количественно-нормативной формализации (если не ста­новиться на путь вульгаризации самой сути их). В сфере физиче­ского воспитания количественно-нормативная постановка задач распространяется главным образом на те задачи, которые могут быть выражены адекватно в количественной форме как нормати­вы физической подготовленности. В числе их раз­личают нормативы, отражающие преимущественно степень разви­тия физических качеств как основы двигательных способностей («кондиционные» нормативы), и нормативы, отражающие степень сформнрованности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности», спортивно-технической подготовленности и т.п.). Такое подразделение нормативов, конечно, в значительной мере условно, поскольку то, что они отражают, фактически едино в своей основе.

Разработка комплекса нормативов, которые адекватно выражали бы количест­венные параметры результатов, предусматриваемых в физическом воспитании, пред­полагает выяснение прежде всего двух вопросов: 1) какие из безграничного в принципе числа проявлений физических возможностей человека выбрать в ка­честве наиболее информативных показателей всесторонней физической подготов­ленности; 2) какой уровень этих показателей следует считать нормальным, нор­мой. Заведомо ясно, что на эти вопросы не может быть однозначного ответа, по­скольку объективно требования, предъявляемые жизнью к физической подготов­ленности человека, не остаются неизменными (как исторически, так и в онтогене­зе), изменяется и конкретная характеристика физического статуса человека. Речь может идти, следовательно, лишь о динамичных нормах и о дифференцированном определении их для различных демографических контингентов с учетом конкрет­ных условий, которые в решающей мере влияют на уровень их физической под­готовленности.

Отбор информативных показателей физической подготовленности различных контингентов шел эмпирически на протяжении многих веков, но выдержанные с научных позиций подходы к его рационализации начали намечаться сравнитель­но недавно. Они связаны с массовыми специализированными обследованиями (тес­тированием) по обширной программе, предусматривающей представительный комп­лекс тестов (испытаний в стандартизированных контрольных упражнениях), ,мате-матико-статистической обработкой и содержательным анализом результатов тестиро­вания. При установлении нормативов физической подготовленности в расчет берут не просто усредненные данные тестирования, а нормированные вариации показателей.

Всеобщие нормативы физической подготовленности по самому своему назначению должны быть доступны каждому человеку, не имеющему существенных изъянов в физическом состоянии организ-


ма (врожденных или привнесенных такими причинами, как серьез­ное заболевание, увечье), но доступными при условии определенной подготовки (если нормативы устанавливаются на уровне, позволя­ющем выполнить их без какой-либо предварительной подготовки, значит, они явно занижены и не могут иметь стимулирующего значения). Особый характер имеют спортивно-классификационные нормативы, которые устанавливаются в соответствии с принципом прогрессирующего нарастания трудностей выполнения, что прида­ет им неординарное стимулирующее значение, но фактическая доступность их тем меньше, чем выше их уровень*.

В качестве программно-нормативных установок в советской сис­теме физического воспитания принята развернутая система норма­тивов. Основные среди них для подрастающего поколения и мас­совых контингентов населения зрелого возраста представлены нор­мативами Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. К ним как бы подводит и их дополняет ряд нормативных требований, пре­дусмотренных (кроме ГТО) в программах физического воспитания для различных образовательно-воспитательных учреждений и в Единой всесоюзной спортивной классификации. Такая система нор­мативов при хорошей сбалансированности способствует в принципе четкой конкретизации последовательно решаемых задач по обеспе­чению базовой физической подготовленности и дальнейшего физи­ческого совершенствования.

Другие способы количественной конкретизации задач.В прак­тике физического воспитания наряду с использованием унифициро­ванных нормативных показателей для конкретизации задач приме­няют и другие способы четкой постановки их, позволяющие придать им параметрическую определенность, а вместе с тем и индивидуали­зировать их (на что, понятно, не рассчитаны унифицированные нормативы).

В частности, не малое значение в этом отношении имеет широ­ко распространенная постановка индивидуализиро­ванных двигательных заданий, предусматри­вающих выполнение движений в рамках чет­ко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Постановка таких заданий служит основным способом конкретизации частных задач, решаемых в каждом заня­тии. В идеале задания должны быть тщательно разработаны для каждой относительно завершенной серии занятий, направленной на выполнение этапных задач по обучению двигательным действиям и воспитанию физических способностей, применительно к наличным условиям их реализации, с тем, чтобы оптимально использовать возможности выполнения этапных задач и общих нормативов в установленные сроки.

По мере накопления и уточнения научных сведений о биологи­ческих и связанных с ними факторах, определяющих двигательные

* Полробнее о проблемах разработки нормативов физической подготовленности см. лит. к главе (2, 3).



 


возможности человека, в практику физического воспитания внедря­ются и такие способы конкретизации задач, как перспектив­ное, этапное и оперативн о-т екущее планиро­вание нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдель­ным показателям, выражающим степень дее­способности его систем (мышечной, сердечно-сосудис­той, дыхательной и др.). Так, при постановке задач по воспита­нию силовых способностей намечают желательный уровень разви­тия силовых качеств по парциальным динамометрическим показа­телям, характеризующим функциональные возможности основных мышечных групп двигательного аппарата; при постановке задач по воспитанию выносливости намечают желательные изменения ха­рактеризующих ее показателей, в частности величин легочной вентиляции, потребления кислорода и других измеримых показа­телей функциональных возможностей вегетативных систем организ­ма и т. д. Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем не равнозначен целостным показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание, но, взятые в совокупности, эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физиче­ского воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также для объективного контроля за их реализацией.

В перспективе открывается возможность оптимального прог­нозирования и планирования результатов физического воспитания на основе строгого расчета как целостных показателей уровня всесто­ронней физической подготовленности, так и совокупности обусловли­вающих его параметров функциональных возможностей жизненно важных систем организма. Интересны в этой связи предпринятые в последние десятилетия попытки представить параметрические модельные характеристики спортсменов высшего класса. Речь идет о стремлении смоделировать основные черты со­ревновательной деятельности спортсмена, необходимые для демон­страции максимального спортивного результата, рассчитать нужные для этого показатели подготовленности спортсмена (физической, технической, тактической и т. д.), а также меру развития морфо-функциональных и других индивидуальных признаков, выразить все это в совокупности параметров, которые могли бы служить четкими ориентирами на пути к высшим достижениям*. Хотя имею­щиеся модельные характеристики такого рода еще далеки от совер­шенства и методология составления их нуждается в серьезной раз­работке, опыт создания их заслуживает, несомненно, внимания. По аналогии с ними начата разработка модельных характеристик знач­кистов ГТО, учащихся, проходящих курс профессионально-прик-


ладной физической подготовки, других контингентов, проходящих курс физического воспитания.

Литература

1. Введение в теорию физической культуры. Учеб. пособие для ИФК-Под общ. ред. Л. П. Матвеева. Гл. I, IV. М.,' ФиС, 1983.

2. Методология построения должных норм физической подготовленности. Сост. Е. Я. Бондаревский и др. М., ВНИИФК, 1983.

3. Нормативные требования советской системы физического воспитания. Под ред. Е. Я. Бондаревского. М., ВНИИФК,1976.

4. Матвеев Л. П. Советская система физического воспитания (состояние и перспективы развития). М., Знание, 1980.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.