Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфические методы физического воспитания



Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревнова­тельные формы организации двигательной деятельности занимающихся (типич­ные для игры и спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспита­ния двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. От­ношение к этим методам в различных системах физического воспитания долгое время было не свободно от тенденций к неоправданному противопоставлению (в ряде европейских стран, например, недооценивался соревновательный метод, а в некоторых американских странах — методы строго регламентированного упраж­нения). В этой связи принципиально важно исходить из того, что ни один метод, каким бы хорошим он ни был сам по себе, взятый в отрыве от других, не может рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность мето­дов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физического воспитания.

1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения

Методами этого типа деятельность занимающихся организу­ется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

в твердо предписанной программе движений (заранее обус­ловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

в возможно точном нормировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании ин­тервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределе­ние группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способст­вующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, кон­тролю за ее воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или)


гарантировать точно направленное воздействие на развитие физи­ческих качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множе­ство конкретных вариантов, выбор которых для применения за­висит от содержания занятий, этапов (периодов), последова­тельно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств. Представить общие и отличительные черты этих вариантов помогает систематизационная схема (см. стр. 64—65).


64

Аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) подходы в методах упражнения.В принципе возможны два проти­воположных подхода к освоению структуры двигательных дейст­вий — без расчленения их на составные элементы и с расчленением.


В первом случае движения уже с самого начала разучивания выполняются в составе той самой целостной структуры, какая ти­пична для изучаемого действия: прыжка, метания и т. д. Во втором — действие (или совокупность действий) подразделяют на составные элементы и осваивают их поочередно (как, например, в гимна-

3—1120 65


стических комбинациях). Правда, если рассматривать весь процесс-изучения и совершенствования действия, являющегося конечным предметом обучения, нетрудно заметить, что расчленение имеет временный характер: в итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие. Вместе с тем почти на всех этапах освоения действия в целом, как правило, вычленяют те или иные его детали. Таким образом, и в первом, и во втором случае приходится иметь дело как с вычленением элементов действия, так и с объединением их, но способ вычленения и порядок объединения элементов будут различными. Исходя из этого, в процессе разучивания двигательных действий надо иметь в виду фактически следующие подходы:

1) разучивание действия в расчлененном виде с последователь­ным объединением частей в целое; методы, соответствующие этому подходу, можно назвать методами расчлененно-конструктивного уп­ражнения;

2) разучивание действия по возможности в целостном виде с из­бирательным вычленением деталей; методы, типичные для этого подхода, можно назвать, «методами целостно-конструктивного уп­ражнения».

Первый путь избирают при условии, если разучиваемое дей­ствие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного иска­жения основных его характеристик.

Как правило, без особых проблем поддаются расчленению гимнастические комбинации (многоэлементные упражнения на снарядах и вольные упражнения), поскольку они состоят из относительно самостоятельных элементов и связок. Но членить отдельный гимнастический элемент зачастую бывает уже непросто или нецелесообразно. Обычно к расчленению приходится прибегать из-за невозможности выполнить с самого начала действие в целом, и тогда вводится система подгото­вительных операций, частично воспроизводящих это действие и постепенно под­водящих к его целостному выполнению (например, при обучении плаванию: сколь­жение на мелком месте — разучивание движений ног с опорой о бортик бассейна — сочетание скольжения и движений ног в плавании с доской — разучивание дви­жений рук стоя на мелком месте — то же в сочетании с дыханием — сочетание всех элементов).

В тех случаях, когда расчленение разучиваемого действия при­водит к изменению самой его сути и резкому искажению характери­стик движений, выбирают второй путь. Структура целого при этом вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных относи­тельно самостоятельных деталей, которые затем — по мере освоения основного механизма действия — соединяются с ним и совершен­ствуются на фоне целостного выполнения.

Например, технику прыжка в длину с разбега способом «ножницы» можно осваивать в таком порядке: прыжок с укороченного разбега с полетом в шаге и про-беганием — то же, но в высшей точке взлета смена положений ног встречно-скрест­ными движениями — прыжок с использованием подкидной доски или трамплина и акцентированием внимания в фазе полета на координации движений рук и ног — прыжок со среднего разбега в полной координации — прыжок с подчер­киванием подготовительных движений к приземлению — прыжок с полного разбега с концентрацией внимания на тех или иных деталях избирательно.


Разучивая двигательные действия как-в целом, так и с расчле­нением, обычно вводят ряд вспомогательньЛ методических прие­мов: ориентирование, облегчение внешних условий и т. д. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, ши­роко применяют так называемые подводящие упражнения, которые как бы подводят к освоению основного действия путем его целост­ной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

В процессе совершенствования разученных двигательных действий особое значение приобретает от-лаживание свойственной им целостной структуры с одновременным улучшением их качественной основы. Ведущая роль здесь принад­лежит методам, которые характеризуются целостным выполнением действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стиму­лировать развитие физических качеств без нарушения структуры движений, путем так называемого сопряженного воздействия (В. М. Дьячков), т.е. методам сопряженного упражнения. Напри­мер, совершенствуя прыжок в высоту в целостном выполнении, при­меняют дополнительные отягощения строго определенного веса, не искажающие технику движений (пояс со свинцовыми пластинами и т. п.), и тем содействуют развитию скоростно-силовых способ­ностей в единстве с улучшением навыка прыжка, т. е. как бы на фоне целостной структуры движений.

Иную основу имеют методы избирательнонаправленного упраж­нения. Наиболее характерная черта этих методов — преимуще­ственная направленность воздействия на те или иные двигатель­ные качества и отдельные морфофункциональные свойства организ­ма, что достигается посредством специальных упражнений (напри­мер, упражнений с отягощениями, направленных на развитие от­дельных мышечных групп: выжимание штанги руками в положении лежа, сгибание-разгибание ноги, отягощенной гирей, поднимание тяжести на блочном устройстве вращательными движениями кис­тей). Относительно избирательное воздействие может быть обес­печено и посредством целостных двигательных действий, если они соответственно регламентированы (например, с помощью интер­вального бега, регламентированного таким образом, что создаются условия для достижения максимального ударного объема сердца). Часто такие методы направлены не столько на совершенствование формы движений, сколько на увеличение определенных функцио-» нальных возможностей организма, причем структура движений в процессе упражнения может подвергаться влиянию сбивающих факторов, как, скажем, в беге предельной продолжительности, когда начинает сказываться дискоординирующее влияние утомле­ния.

Стандартизация и варьирование действий в методах упражнения.По этому признаку методы строго регламентированного упраж­нения подразделяются на две противоположные группы: 1) методы стандартно-повторного упражнения и 2) методы вариативного (переменного) упражнения.


Методы стандартно-повторного упражнения отличаются повтор­ным выполнением заданных движений, действий по ходу данного, отдельного занятия без сколько-нибудь существенных изменений их структуры и внешних параметров нагрузки (повторное пробега-ние какой-либо стандартной дистанции с постоянной скоростью, многократное поднимание штанги одного и того же веса одним и тем же способом и т.п.). Такая стандартизация — одно из необ­ходимых условий формирования и закрепления двигательных навы­ков, а также морфофункциональной адаптации организма к опреде­ленной деятельности и сохранения достигнутого уровня работо­способности.

Надо учесть, что когда здесь идет речь о стандартизации нагрузки, то подра­зумевается прежде всего повторяемость ее внешних параметров. Что же касается функциональных сдвигов в организме в ответ на данную работу, то они относитель­но стандартны лишь при некоторых условиях, а именно: если функциональное состояние организма к моменту очередного ее повторения успевает восстановиться примерно до исходного уровня (в процессе упражнения с достаточно большими интервалами отдыха) или если непрерывная длительная работа выполняется в ус­ловиях так называемого истинного устойчивого состояния. Но если функциональное состояние организма претерпевает к началу очередного повторения существенные изменения, одно и то же внешнее воздействие дает в процессе повторений неодинаковый эффект.

Методы стандартно-повторного упражнения широко используют при закреплении сформированных двигательных навыков и воспита­нии всех физических качеств, хотя и в неодинаковой мере. Эти методы применяются как в рамках отдельного занятия, так и на протяжении серии занятий. В последнем случае стандарт нагрузки сохраняется до тех пор, пока не произойдет адаптация к ней и на­грузка не станет стандартной не только по своим внешним парамет­рам, но и по ответным реакциям организма, тогда устанавливается новый стандарт нагрузки, соответствующий повышенным функцио­нальным возможностям организма.

Отличительная черта методов вариативного (переменного) уп­ражнения — направленное изменение воздействующих факторов по ходу упражнения. Это достигается различными путями: путем прямого изменения параметров движений (скорости, темпа, дли­тельности и т. д.), сменой способа выполнения действий, путем варь­ирования интервалов отдыха и внешних условий, дополнительных отягощений и т. д. Суть дела при этом состоит в предъявлении организму новых, необычных и в конечном счете повышенных тре­бований, с тем чтобы стимулировать увеличение его функциональ­ных-возможностей. Одновременно благодаря варьированию форм и условий действий предъявляются требования к динамичности ус­военных навыков, что способствует расширению диапазона регули­рования движений, образованию тонко отлаженных двигательных координации, совершенствованию самих навыков.

Конкретная направленность динамики нагрузки в методах вариативного упраж­нения также может быть различной. Наиболее распространены варианты с нараста­нием нагрузки цо ходу воспроизведения действий (например, увеличение веса штанги с каждым очередным подходом) и волнообразным изменением ее (увели-


чение веса штанги в нескольких подходах, чередуемое с уменьшением его в несколь­ких других подходах, периодическое варьирование скорости в процессе пробегания дистанции и т. д.).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.