Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



Л. П. Матвеев

ТЕОРИЯ

И МЕТОДИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

(ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ

И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ;

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ФОРМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Допущено Государственным комитетом СССР

по физической культуре и спорту

в качестве учебника для институтов

физической культуры

МОСКВА

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»


ББК 75.1 МЗЗ

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Бондаревский Е. Я.,

доктор педагогических наук, профессор Гужаловский А. А.

Матвеев Л. П.

МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио­нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.

ISBN 5—278—00326—X

Учебник написан в соответствии с программой по модифици­рованной профилирующей дисциплине нового учебного плана институтов физической культуры — теории и методике физической культуры.

В учебнике содержится материал по основной части данной дисциплины — общим основам теории и методики физического вос­питания, а также по специализированным разделам предмета — теоретико-методическим аспектам спорта (как одного из основных компонентов физической культуры) и профессионально-прикладных форм физической культуры.

мо,оооооо-Гг_9,

ISBN5—278—00326—X

Издательство «Физкультура и спорт», 1991 г.

\


ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебнике изложено основное теоретико-методическое содержа­ние предмета «Теория и методика физической культуры и спорта», предусмотренного новым учебным планом институтов физической культуры в качестве общепрофилирующей дисциплины высшего физкультурного образования.

Как известно, содержание этой учебной дисциплины в ее сов­ременном виде подразделяется на несколько относительно самосто­ятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных проблемных цик­лов. Первый цикл — введение в теорию физической культуры — рассматривается в вышедшем ранее учебном пособии «Введение в теорию физической культуры» (под общей редакцией Л. П. Мат­веева, М., ФиС, 1983). В настоящем учебнике изложены общие ос­новы теории и методики физического воспитания как важнейшего явления в сфере физической культуры, а также профилиро­ванные положения, относящиеся к двум основным специализиро­ванным направлениям в системе физического воспитания — спор­тивной тренировке и профессионально-прикладной физической под­готовке.

Учебная литература по предмету в ближайшие годы будет по­полнена разработками, конкретизирующими методику физической культуры и спорта в возрастных и других аспектах (методика физического воспитания детей и учащейся молодежи, методика массовых форм физической культуры взрослого населения, мето­дика спортивной и физкультурно-кондиционной тренировки), что позволит завершить научно-методическое оснащение предмета.

Учебник подготовлен Л. П. Матвеевым с участием М. М. Бо-гена (материалы к гл. IV), Ф. Г. Казаряна (материалы к гл. VI), Е. П. Васильева (материалы к гл. VIII), Б. И. Загорского (матери­алы к гл. XIV), Г. Г. Санояна (материалы к гл. XV). Авторы благо­дарны коллективу кафедры теории и методики физического воспита­ния ГЦОЛИФКа и специалистам-других учреждений за помощь в работе над учебником, а также официальным рецензентам А. А. Гу-жаловскому и Е. Я. Бондаревскому.

Методические рекомендации и пояснения к тексту.Первая обязательная предпосылка продуктивной работы с учебником — предварительное прочное усвоение знаний, содержащихся во «Вве­дении в теорию физической культуры», особенно отправных поня­тий («физическая культура», «спорт», «система физического воспи­тания») и базовых представлений о формах и функциях физи­ческой культуры, ее структуре и тенденциях развития в совре­менном обществе.

з .


Обобщающий характер знаний, сообщаемых в учебнике, обязы­вает при работе с ним опираться на научно-теоретические сведения и фактические данные из других дисциплин учебного плана институ­тов физической культуры, в том числе дисциплин биологического, психолого-педагогического, обществоведческого и профессиональ­но-практического циклов. Ссылки на межпредметные связи по со­ответствующим разделам этих дисциплин сделаны в тексте учеб­ника.

Целесообразно уже при начальном ознакомлении с ним вник­нуть — по оглавлению — в общую логику построения учебника, уяснить структуру самых крупных разделов и глав, обратив при этом внимание на то, что его содержание изложено по концентрическому принципу и принципу последовательного перехо­да от общих положений к их дифференцированной конкретиза­ции с завершающим возвращением к целостно-обобщающим пред­ставлениям. Соответственно вначале (главы I — III) дается общая характеристика деятельности по физическому воспитанию — целе­вых установок и задач, совокупности используемых для их реали­зации средств и методов, важнейших принципов, регламентирую­щих эту деятельность. После этого (главы IV—IX) избирательно, с принятым условным вычленением рассматриваются отдельные стороны процесса физического воспитания (обучение двигатель­ным действиям, воспитание физических и тесно сопряженных с ни­ми способностей), а также связи его с другими видами воспитания. Затем (главы X—XI) вновь объектом рассмотрения становится це­лостный процесс физического воспитания в реально-нерасчленен-ном виде, но как бы сквозь призму объединяющих его структур­ных конструкций и основных операций по его планированию и кон­тролю. Все это в совокупности составляет первую часть — общие основы теории и методики физического воспитания. Во второй час­ти учебника (главы XII—XV) анализируются особенности двух прикладно-специализированных (профилированных) направлений в системе физического воспитания — спортивной тренировки и про­фессионально-прикладной физической подготовки в связи с це­лостной характеристикой спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры, что должно в дополнение к общему пониманию сущности физического воспитания создать конкретизи­рованные представления о специфике его разновидностей, практи­куемых в зависимости от индивидуальных склонностей, способнос­тей и потребностей подготовки людей к трудовой деятельности.

Несколько пояснений к условным обозначениям и оформлению фрагментов текста. Чтобы заострить внимание на наиболее важных положениях, понятиях, терминах, они выделены различным типографским шрифтом (курсивом, полу­жирным, разрядкой). Дополнительные замечания, пояснения и при­меры в большинстве случаев набраны в тексте петитом с учетом вероятных различий в уровне предварительной подготовленности изучающих предмет.

Ссылки на литературные источники в тексте, когда это необ-


ходимо, сделаны двояким способом: во-первых, в постраничном под­строчнике, где приводятся данные о публикациях по смежным дисциплинам и отдельным проблемам, затрагиваемым по ходу изложения; во-вторых, в указаниях на перечень обобщающих и обзорных литературных источников, приводимый в конце каждой главы. Во втором случае обозначения в скобках, например (лит. 1, 3) или (обзор — лит. 2), означают, что соответствую­щие фактологические данные или обзорные сведения содержатся в специальных публикациях, перечисленных под указанными номе­рами в конце главы.

В тексте обозначены также внутренние связи между главами, разделами и подразделениями учебника, если необходимо воспри­нимать содержание той или иной главы с учетом изложенного в других главах, разделах или подразделах. Это сделано в виде обозначения в скобках цифровой рубрикации соответствующих глав, разделов, подразделов. Например, обозначение (гл. I, 2.1) ука­зывает, что предварительные или углубляющие сведения содержат­ся в главе первой, втором разделе, первом подразделе. Анало­гичные ссылки в пределах одной и той же главы сделаны без обоз­начения ее нумерации (например, 1.1).


Часть первая

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы

Глава I. Целенаправленность физического воспитания

Глава II. Средства и методы в физическом воспитании (систематизационная харак­теристика) Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию

Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания

Глава IV. Основы обучения двигательным действиям

Глава V. Воспитание двигательно-координационных и некоторых непосредственно

связанных с ними способностей

Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей

Глава VII. Воспитание выносливости

Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на

осанку, гибкость и некоторые свойства телосложения

Глава IX. Связь видов воспитания в процессе физического воспитания

Раздел III. Формы построения занятий; планирование и контроль в физическом воспитании

Глава X. Формы построения занятий в физическом воспитании

Глава XI. Планирование и контроль процесса физического воспитания

 





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.