Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Слитность и дискретность нагрузки в методах упражнения



Как уже говорилось (1.2.2), эффект упражнений существенно за­висит от порядка сочетания нагрузки и отдыха. По этому признаку каждая из перечисленных групп методов строго регламентирован­ного упражнения может быть подразделена на две подгруппы: мето­ды упражнения в режиме непрерывной (слитной) нагрузки и мето­ды упражнения в режиме интервальной (дискретной) нагрузки (см. схему на стр. 65).

Методы упражнения.в режиме непрерывной нагрузки характери­зуются слитностью воздействий, организуемых таким образом, что задаваемая нагрузка не прерывается интервалами отдыха, а дается «в один прием», отдых же предоставляется лишь по окончании всей нагрузки. Один из наиболее распространенных методов такого рода — метод равномерного длительного упражнения («равномер­ной тренировки»)*, связанный с выполнением естественно-цикличе­ских движений (в ходьбе, беге, плавании, гребле, езде на велосипе­де, передвижении на лыжах и т.д.). Другой не менее распростра­ненный метод — метод переменного упражнения, также связанный с длительным непрерывным выполнением движений циклического характера, но с переменной скоростью, варьируемой на протяже­нии дистанции по заданной программе. Такого рода методы направ­лены преимущественно на воспитание выносливости. Аналогичные методы можно применять при выполнении ациклических движений, которым придается искусственно-циклический характер путем слит­ных повторений (например, многократные без пауз приседания, наклоны, отжимания в упоре, поднимания гири).

Методы упражнения в режиме интервальной нагрузки (короче — «методы интервального упражнения») отличаются прерывистостью нагрузки и системным чередованием ее порций с нормированными интервалами отдыха в процессе выполнения задания. В различных вариантах таких методов используются «минимакс»-интервалы, ординарные и напряженные интервалы отдыха (1.2.2), что обеспе­чивает ту или иную направленность воздействия на функциональ­ные системы организма. Напряженные интервалы наиболее харак­терны для методов, направленных на развитие выносливости, орди­нарные и «минимакс»-интервалы — для методов, направленных на развитие скоростных и силовых способностей.

Б сочетании со стандартизацией иливарьированием воздей­ствующих факторов режим интервальной нагрузки характеризует различные варианты методов; соответственно надо различать мето­ды стандартно-повторного интервального упражнения и методы вариативного интервального упражнения.

* При наименовании методов упражнения в спортивной практике пользуются зачастую не термином «упражнение», а термином «тренировка» в узком смысле этого слова. В частности, говорят: «метод равномерной тренировки», «метод пере­менной тренировки».


Примером стандартно-повторного интервального у и р а ж-нения может служить многократное пробегание заданного стандартного отрезка дистанции (100, 200, 400 м или др.) с практически постоянной непредельной, но достаточно высокой скоростью и с нормированными интервалами отдыха после каж­дой пробежки (1—2 или несколько более минут спокойной ходьбы), обеспечиваю­щими возможность повторения заданной нагрузки и в то же время не допускаю­щими чрезмерного снижения функциональной активности организма. Аналогичным же образом могут быть нормированы нагрузка и отдых в упражнениях со штангой стандартного веса, а также в комбинациях гимнастических упражнений и т. д. Примеры вариативного интервального упражнения: серийное пробегание отрезков дистанции с переменной скоростью, сокращающимися интерва­лами отдыха между сериями, поднимание штанги, вес которой изменяется по задан­ной программе, а интервалы между подходами варьируют в расчете на оптимиза­цию работоспособности, прыжки в высоту различными способами с произвольно задаваемыми (по самочувствию) интервалами отдыха между попытками (основ­ным варьируемым фактором в данном случае является способ координации движе­ний, что имеет значение для развития координационных способностей).

Комбинированные методы упражнения.Охарактеризованные черты методов строго регламентированного упражнения часто бы­вают представлены в разнообразных сочетаниях. Дело в том, что,во-первых, далеко не все средства физического воспитания позволя­ют использовать перечисленные методические подходы в их чистом виде, а во-вторых, соединение особенностей различных методов упражнения позволяет во многих случаях обеспечить более полное соответствие методики занятий их содержанию, гибко регулировать нагрузку и отдых, более направленно воздействовать на определен­ные качества, умения, навыки и таким образом целесообразно управлять их формированием и развитием.

В принципе возможны самые различные варианты комбинирова­ния черт, характеризующих отдельные методы: моменты стандарти­зации воздействий могут сочетаться в различном порядке с их варь­ированием, повторяемость нагрузки — с ее изменением, непрерыв­ность одних фаз упражнения сменяться интервальной работой и т. д. Соответственно велико и число комбинированных методов уп­ражнений.

Вот только некоторые примеры. Метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой характеризуется сочетанием моментов повторного воз­действия внешне одной и той же нагрузки с нарастанием ее по ходу упражнения (например, при поднимании штанги, вес которой не меняется в пределах отдель­ных серий движений, состоящих из 2—5 повторений, но увеличивается с каждой новой серией); интервалы отдыха при этом устанавливаются, понятно, с таким рас­четом, чтобы можно было от серии к серии увеличить внешнюю нагрузку (для этого в ряде случав бывает достаточно 3—5 минут). Все это обеспечивает достаточно многократное и вместе с тем интенсивное воздействие на определенные функциональ­ные системы организма, чего не удается достичь только при стандартном повторении либо только при прямолинейном наращивании нагрузки. В другом методе комбинированного характера — методе стандартно-вариативного упражне­ния — объединяются моменты стандартизации и разнонаправленного варьирования воздействий. Например, при повторном пробегании с ускорением на первом отрезке и замедлением темпа до относительно умеренного на втором (и так многократно в одном и том же порядке) одновременно используются два противоположных фактора: фактор переключения регуляторных механизмов по ходу упражнения (в связи со сменой скорости и темпа) и фактор, как бы унифицирующий ответные реакции организма (один и тот же порядок нарастания и уменьшения интенсивно­сти движений). Это обстоятельство позволяет предъявить к приспособительным возможностям организма достаточно высокие и в то же время не слишком жесткие


требования. Еще один пример — метод повторного упражнения с убывающими ин­тервалами. По внешним признакам он подобен некоторым разновидностям стан­дартно-повторного упражнения. Однако в отличие от методов, имеющих стандартные интервалы отдыха, в данном случае интервалы планомерно сокращаются, благодаря чему достигаются направленные функциональные сдвиги в организме. Так, при воспитании выносливости в беге на средние дистанции один из вариантов этого метода состоит в следующем. За основу берется повторное выполнение работы суб­максимальной мощности, например серийное пробегание 200 м 3—4 раза с суб­максимальной скоростью, а затем повторение этой серии с нормированными паузами. Интервал отдыха внутри каждой серии задается не одинаковым, а переменным — с убыванием по ходу повторений (например, с 5—8 мин. после начального отрезка до 2—3 мин. после трехкратного пробегания его). Отдых же между сериями норми­руется в пределах 15—20 мин. Подобный режим нагрузок и отдыха ведет к прогрес­сирующему по ходу каждой серии увеличению биохимических сдвигов в организме, существенных для развития выносливости определенного типа (Н. И. Волков и др.).

Модификации методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий. Впредыдущих разделах совокупность методов упражнения охарактеризована применитель­но к отдельным видам двигательных действий, имеющих относи­тельно самостоятельную двигательную задачу (пробежать или про­плыть определенную дистанцию, прыгнуть на определенную высоту, поднять тяжесть заданного веса и т. д.). Но в практике физического воспитания даже отдельные занятия чаще всего имеют комплекс­ное содержание и потому включают ряд различных видов двига­тельных действий. При этом возникает необходимость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно органи­зовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого опять-таки могут быть использованы подходы, характерные дляметодов строго регламентированного упражнения. Естественно, в таких ситуациях они приобретают свои особенности, вытекающие из комплексного характера деятельности.

В последние десятилетия широкое применение нашли специаль­ные методические формы регламентации упражнений при комплекс­ном содержании занятия. Основная из них — так называемая «кру­говая тренировка»*. Вообще говоря, ее нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. По сути, это организационно-мето­дическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения.

Основу «круговой тренировки» составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соот­ветствии с определенной упорядочивающей схемой — символом «круговой тренировки» (рис. 7). Упражнения выполняются в по­рядке последовательного прохождения 8—10 «станций» (мест длякаждого из них с соответствующим оборудованием), которые распо-

* Термин «круговая тренировка» — дословный перевод с немецкого «Kreistrai-ning» («крейзтрэнинг»). Ряд теоретических и методических предпосылок «круговой тренировки» был создан в советской системе физического воспитания. В последние десятилетия эта методическая форма комплексного использования физических упражнений детально разрабатывалась специалистами из ГДР и английскими спе­циалистами («сёркит-трэйнинг»).


 
 


Мышцы ног

Рис. 7. «Символ» (ориентировочная схема подбора упражнений на различных «станциях») «круговой тренировки» (по М. Шолиху)

лагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каж­дой «станции» повторяется один вид движений или действий (при­седания с отягощением, отжимания в упоре, подтягивание, наклоны и т. д.). Большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, т. е. воздействует поимуще­ственно на определенную мышечную группу (мышцы нижних конеч­ностей, пояса верхних конечностей, передней или задней поверх­ности тела), но есть, как правило, и 1—2 упражнения общего воз­действия. Число повторений на каждой «станции» устанавливают индивидуально, в зависимости от показателей так называемого максимального теста (МТ) или «максимума повторений»/МП/ — предварительного испытания на доступное предельное число повто­рений (часто в качестве тренировочной нормы берут '/2 или '/з до 2/з МТ).


В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев технически сравнительно несложные и предварительно хо­рошо разученные движения, главным образом из числа средств об­щеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структу­ру, в ряде вариантов «круговой тренировки» им придают искус­ственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы. Весь «круг» про­ходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно или интервально (в зависимости от избираемого метода), дозируя общее время про­хождения, интервалы отдыха (если они есть) и число повторений.

«Круговая тренировка» имеет ряд методических вариантов, рас­считанных на комплексное воспитание различных физических ка­честв. К основным вариантам относятся:

«круговая тренировка» по типу непрерывно­го длительного упражнения (преимущественная на­правленность на развитие общей выносливости);

«круговая тренировка» по типу интерваль­ного упражнения с напряженными интервала­ми отдыха (преимущественная направленность на развитие си­ловой и скоростно-силовой выносливости);

«круговая тренировка» по типу интерваль­ного упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие сило­вых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на дру­гие компоненты общей физической работоспособности).

В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства изби­рательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В част­ности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой ра­ботоспособности и положительных эмоций*.

1.3.2. Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определенном отношении не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах.

* Подробная характеристика методических особенностей «круговой трени­ровки», соответствующих названным вариантам, дана в кн. М. Шолиха «Круговая тренировка». Теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке, (пер. с нем. под общ. ред. Л. П. Матвеева). М., ФиС, 1966.


Игровой метод. Значение игры как многообразного обществен­ного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи­ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимаю­щихся, руководства ею и другим педагогически существенным при­знакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода*.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в це­лом следующие черты.

Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся органи­зуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысло­вой канвы поведения в игре, намечающей главные линии дей­ствий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровиза­ционного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Игровые сюжеты и роли обычно так или иначе отображают определенные жизненные явления, ситуации, отношения, однако в одних случаях это отобра­жение имеет конкретно-образный характер (как, например, в элементарных под­вижных играх детей, образно воспроизводящих фрагменты из трудовой деятельности, быта, охоты и т.д.), в других приобретает особую спортивно-игровую форму (спортивные игры).

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные ус­ловия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, на­оборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирова­ния способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры

* Одним из своеобразных примеров использования элементов игрового метода, казалось бы, на не игровом материале может служить фартлек («беговая игра»), когда в групповой кроссовый бег (либо бег, чередуемый с ходьбой) на местности вводятся эпизоды игрового соперничества по усмотрению любого из участников с установкой на внезапное опережение на отдельных отрезках дистан ции; другой — пример — «охота на лис»: сюжетно организованные по аналогии с охотничьим поиском состязания в ориентировании и передвижении на местности с применением радйосредств.


не заданы однозначно: возможны различные перипетии и исходы (в том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупно­сти действий, взаимодействий и противодействий играющих, а так­же от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда — имп­ровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявле­ния самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комп­лексном материале различных двигательных действий (бег с маневрированием, передача мяча, ловля, броски с поражением предметной цели, преодоление есте­ственных препятствий и т.д.). Вместе с тем для нее характерна высокая динамич­ность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникаю­щих двигательных задач, что является важным фактором развития координацион­ных и других двигательных способностей.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются до­вольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловече­ские отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимо­выручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталки­ваются противоположно направленные стремления, возникают и раз­решаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определен­ных условиях и формируется — ряд этических качеств личности.

Особенности регулирования воздействующих факторов. Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентирован­ного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие спо­собов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педаго­гическое управление при использовании игрового метода вообще ис­ключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобре­тает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариан­тов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изме­нения продолжительности и темпа игры, числа участников, разме­ров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь­зуется в процессе физического воспитания не столько для началь­ного обучения движениям или избирательного воздействия на от-


дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наиболь­шей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способ­ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самосто­ятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он слу­жит также весьма действенным методом воспитания коллекти­визма, товарищества, сознательной дисциплины и других нрав­ственных качеств личности.

Соревновательный метод.Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных обществен­ных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ орга­низации и стимулирования деятельности в самых различных сфе­рах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (худо­жественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании сорев­новательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы ор­ганизации занятий, подчиненной логике соревновательной деятель­ности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

-Основная, определяющая черта соревновательного метода конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперни­чества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее силь­ных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) соз­дают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способство­вать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и обществен­ном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действу­ет фактор противодействия, противоборства, столкновения проти­воположно направленных интересов. Командные состязания характе­ризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.


Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в со­ревновательном методе не регламентирует деятельность соревную­щихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предостав­ляет относительно ограниченные возможности для точного норми­рования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач: воспитании физических, волевых и мо­ральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формирова­нии способности рационально использовать их в усложненных ус­ловиях. По сравнению с другими методами физического воспита­ния он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревно­вательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчиво­сти, способности преодолевать трудности, самообладания, самоот­верженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор сопер­ничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нрав­ственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.