Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура дискутивно-полемической речи



Истоки спора как искусства лежат в теоретических работах древнегреческих философов и риторов. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. С целью публичного обсуждения острых проблем и злободневных тем ораторы широко использовали диалог, то есть излагали свои мысли в форме вопросов и ответов. Это позволяло приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблем, поиска правильного решения.

Первым стал применять такой способ философ Протагор. Публичные диспуты, устраиваемые им, вызывали огромный интерес. Способ ведения диалога, заключавшийся в постановке вопросов собеседников и показе ошибочности его ответов, позже стал использовать философ Сократ.

Античное полемическое искусство оказало большое влияние на дальнейшее развитие теории и практики спора. Социальная и нравственная значимость спора, четкое разграничение видов спора в зависимости от целей его ведения, использование различных методов и приемов борьбы мнений, поиск истины, глубокое понимание силы слова и опасности небрежного к нему отношения, а также другие вопросы стали впоследствии предметом многих исследований и теоретических разработок логических, психологических, лингвистических основ публичного спора. Наиболее значимыми трудами в этой области являются "Риторика" Аристотеля и "Три трактата об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона.

Большое внимание спору уделялось и в Древней Индии. Это было связано с потребностями общественно-политической жизни, развитием логики и философии. Широкое распространение получили различного рода дискуссии и многочисленные диспуты. Известный русский востоковед академик В.О.Васильев писал в 19 в.: "Право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор".

В истории полемического искусства важное место занимают споры в России, которые всегда считались неотъемлемой частью духовной и общественно-политической жизни. Предметом споров были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы и искусства, принципы нравственности, этические категории и т.д.

Самые яркие страницы этого искусства связаны с именами Радищева и Чернышевского, Белинского и Герцена, ученых и ораторов Грановского, Ключевского, Сеченова, Сперанского и др.

В современной научной, методической, справочной литературе слово "спор" служит для обозначения прогресса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет.

В русском языке есть и другие слова с аналогичным значением: "дискуссия", "диспут", "полемика". При этом понятия являются синонимичными к слову "спор" и различаются только стилистически ("дискуссия" – стилистически нейтральное слово, "полемика" – чаще употребляется в публицистике, "диспут" ближе к разговорному стилю).

При этом понятие "дискуссия" шире, чем "полемика" и "диспут". Диспут можно назвать одной из форм дискуссии, так как диспут существует только в устной форме. Дискуссия может иметь устную и письменную формы (дискуссия на страницах печати).

В научной литературе не существует единых общепринятых определений дискуссии, диспута, полемики. Например.

Дискуссия (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения, обсуждение какого-либо спорного вопроса/проблемы на собрании, в печати, в беседе.(Словарь иностранных слов).

Профессором Т.А.Ладыженской предложено другое определение слова "дискуссия" – мероприятие, основанное на обсуждении массовой аудиторией какого-либо вопроса (круга вопросов) с целью найти их правильное решение и/или выяснить пути этого решения. Синонимом "дискуссии" является "диспут", причем оба синонима объединены словом "спор".

При этом в отличие от дискуссии диспут – организованный спор, специально подготовленный для конкретной массовой аудитории и управляемый опытными людьми, способными и стремящимися подвести аудиторию к правильным, объективным суждениям и выводам. Вследствие этого Т.А.Ладыженская предлагает следующее толкование слова "диспут":

Диспут (от лат. Disputare – рассуждать, disputatio – прение) –

1) публичный спор на научную или общественно важную тему;

2) устное публичное обсуждение научного труда, написанного для получения научной степени.

В настоящее время распространено только 1 значение этого слова.

Другой характер носит значение слова "полемика", о чем свидетельствует и этимология этого термина.

Полемика (от фр. Polemique – воинственный, враждебный) – острый спор при обсуждении, выяснении каких-либо проблем, вопросов.

В зависимости от цели выделяют несколько видов дискуссий:

1) если цель дискуссии – достижение истины, тогда она является аподиктической, основанной на законах мышления и правилах выводов;

2) если целью дискуссии является победа любым способом, то она называется софистической;

3) если цель дискуссии – склонить к своему мнению, то она называется эвристической.

В понимании современных носителей языка слово "диспут" можно определить как "активное обсуждение проблемы, живо интересующее его участников; при этом возможно столкновение различных, в том числе и противоположных мнений; для диспута характерны злободневные темы, предполагающие заранее различную оценку".

В соответствии с теми же критериями Л.Г. Павлова предлагает следующее определение полемики: это такой спор, при котором имеется противостояние, конфронтация, противоборство сторон, речей, идей". Следовательно, полемика – борьба принципиально противоположных мнений по какому-либо вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Итак, полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целенаправленностью. Участники дискуссии, диспута, оставляя противоречивые суждения, стараются придти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики – одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. При этом полемисты зачастую решают социально значимые вопросы: "Полемика – наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами".




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.