Хотя сотруднику принадлежит более активная роль, чем клиенту, не рекомендуется злоупотреблять ею. По меткому замечанию американских социологов В.Гуда и П.Хэтта интервью - это "псевдобеседа", так как "один из собеседников должен постоянно помнить, что он исследователь. Он не может упускать из виду плана беседы. Оставаясь доброжелательным и внимательным к словам партнера, он должен твердо вести интервью по заданному руслу, чтобы собеседнику порой казалось, что он сам предлагает этот путь разговора".
Переход к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора. Например: "Теперь позвольте перейти к вопросам, которые касаются Вашей биографии. Как случилось, что Вы поступили на этот завод?"
Далее могут следовать вопросы на мотивацию и оценочные суждения. Это наиболее трудный этап, где следует использовать все возможности косвенных, безличных и контрольных вопросов. Поощрение к ответу на сложные вопросы достигается следующими приемами:
2) наоборот, частичное несогласие с клиентом: "Вы говорите, что… Однако многие полагают иначе…";
3) встречный вопрос, сомнение в сказанном: "Вы так думаете? Нельзя ли объяснить более подробно?"
4) указание на противоречие в ответах клиента: "Вы только что сказали, что… А теперь отметили нечто другое. Может быть, я неверно Вас понял?"
5) проверка путем искажения сказанного клиентом: -Итак, Вы заметили, что мастер постоянно придирается к вашей работе. - Я сказал, что "иногда". - Простите, я плохо расслышал.
Контакт, достигнутый между сотрудником отдела кадров и клиентом к моменту наступления основного этапа интервью, нуждается в постоянной поддержке. Степень этого контакта - величина переменная. При умелой тактике сотрудника его контакт с клиентом должен укрепляться по мере развития интервью. Одним из приемов поддержки контакта с клиентом является использование функционально-психологических вопросов, которыми прерывается основная тема, чтобы снять утомление клиента, оживить беседу, повысить заинтересованность.
Содержание таких вопросов должно быть интересно для клиента. Мужчин можно спросить о футболе или хоккее, женщин - о домашнем хозяйстве или о детях. Эти вопросы не должны нести содержательную информацию по теме интервью.
В любом интервью может сложиться ситуация, когда клиент отказывается отвечать на какой-либо вопрос, или отвечает не по существу, невпопад. В этом случае следует прибегнуть к зондированию причин потери контакта.
Третий этап интервью - завершение опроса
Иногда бывает труднее закончить интервью, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется напряжение. Поэтому в конце интервью должны использоваться "легкие" вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.
В заключение сотрудник отдела кадров может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы.
Вы можете попросить кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется более важным, чем представлялось в ходе разговора.
В заключение можно попросить клиента дать некоторые дополнительные сведения о себе. Необходимо вежливо и убедительно поблагодарить клиента за беседу.
Бывают ситуации, когда по ходу интервью клиент спрашивает мнение сотрудника по обсуждаемым вопросам. В самом ходе интервью на такие вопросы отвечать ни в коем случае нельзя, т.к. это может повлиять на дальнейшие ответы клиента. Однако, если он настаивает, то в конце беседы сотрудник может поделиться своими личными соображениями.
По задачам можно выделить различные редуцированные формы интервью. Так, если интервью проводится при приеме на работу, то оно, как правило, превращается в собеседование, где заранее известны цели респондента и интервьюера, строго ограничены темы и задана форма беседы.